Кто такой житель Убежища в мире Fallout? Это человек, который вырос в комфортных условиях надёжного бункера. С определёнными лишениями, конечно, но жизнь в Убежище избавлена от опасностей Пустошей. В них действуют законы или правила. Целые поколения могут жить под землёй, не зная проблем и не сражаясь с бандитами или мутантами. И если такой человек выходит за пределы герметичных дверей бункера, его с большой долей вероятности ждёт смерть либо он изменит этот мир навсегда. В честь выхода сериала по знаменитой игровой серии предлагаем обзорно познакомиться с тем, что создаёт фирменный стиль серии Fallout.
Мир проигравшего ретрофутуризма
Несмотря на то, что в массовой культуре антураж мира после случившейся ядерной войны встречается нередко, серия Fallout смогла подать его под совершенно уникальным визуальным и нарративным соусом. События происходят в альтернативной реальности, в которой технологическое развитие человечества пошло по иному пути, а эстетика и массовая культура застыла где-то в 1950-х ХХ века.
Мир игры будто списан с научно-популярных фантастических журналов и книг той эпохи, в которых рисовался идеальный мир наступившей технологической сингулярности: машины вместо бензина используют атомные реакторы, в каждой семье свой персональный робот-помощник, у военных фантастические лазерные технологии, в ходу использование искусственного интеллекта. При этом вся техника очень громоздкая, автомобили дизайном напоминают огромные блестящие корабли на манер Cadillac Series 75 или Ford Custom, вычислительные машины работают на лампах, а для калькуляций используют огромные бобины с магнитной лентой. Одним словом, Fallout — это мир ретрофутуризма, который стал явью.
Несмотря на существующую идиллию, человечество стремительно исчерпало природные ресурсы планеты и в мире начался энергетический кризис, который медленно, но верно начал подталкивать страны к войне. Начиналось всё с серии локальных конфликтов на Ближнем Востоке. Две сверхдержавы того времени — США и Китай — вступили в прямую конфронтацию. Война шла с переменным успехом и неизвестно, кто бы победил, но зато все знают, когда война закончилась. В 2077 году начался глобальный обмен ядерными бомбами. Никто не знал, кто нанёс первый удар, но точно известно, что последняя упавшая бомба вбила гвоздь в крышку гроба всего мира.
Надо сказать, ещё до начала планетарной ядерной войны, в США уже назревала паника. Все будто ждали, что Конец света близок, война выйдет из-под контроля и важно как-то сохранить население страны. Правительство распространяло агитационные плакаты, призывающие людей в армию, огромными темпами развивался военно-промышленный комплекс, создавая всё более высокотехнологичные образцы оружия и брони. Например, силовую, которая стала одним из символов силы США в мире игры и одним из заметных атрибутов игровой серии. Гражданам рассказывали, как вести себя в момент ядерной атаки, агитировали покупать военные облигации, запасаться провизией. Различные компании и корпорации предлагали свои услуги по спасению жизни.
Среди множества довоенных корпораций стоит выделить одну очень важную — Vault-Tech Corporation («Корпорация ”Волт-Тек”»), которая, в первую очередь, ответственна за создание тех самых убежищ по всей стране. Незадолго до начала ядерной войны, «Волт-Тек» получила от Министерства обороны США крупный контракт на постройку целой серии подземных бункеров, способных вместить по 1000 человек каждое, включая одного смотрителя для его управления.
«Волт-Тек» всячески тиражировала в СМИ проект постройки бункеров, призывая граждан покупать места. Официально компания должна была спасти население Америки от войны, но в реальности цели были другие. Настоящей задачей Убежищ было проверить людей на прочность, испытать в экстремальных ситуациях. Поэтому у каждого из них были какие-то особенные условия пребывания, о которых граждане, разумеется, ничего не знали.
Например, одно убежище должно принудительно разгерметизироваться через шесть месяцев после консервации, чтобы изучить влияние радиации на людей. В другом в вентиляцию начали подмешивать психотропные препараты. Было ещё убежище, где вместо одного смотрителя их было два, тем самым вынуждая людей разделиться на противоборствующие стороны и начать конфликт. Ещё в одно убежище заселили 999 женщин и всего одного мужчину, и наоборот. Было даже такое, в которое заселили всего одного обитателя. Были и бункеры, которые, наоборот, должны были в максимально комфортных условиях быть закрытыми 50 лет, после чего на плечи жителей бункера ложилась миссия по восстановлению цивилизации.
Это лишь примерный перечень экспериментов над обитателями убежищ. Самое ироничное в том, что количества построенных убежищ не хватало, чтобы вместить всех жителей США, поэтому большая часть выживших в ядерной войне стала приспосабливаться к новой жизни в постядерном мире.
А кто с кем воюет?
Пока обитатели убежищ пребывали в полном неведении под землёй, на поверхности жизнь не прекратилась. На руинах старых городов начали появляться поселения, выжившие делились на кланы, группировки, фракции. Каждый стал выживать как мог и так, как ему позволяли его нравственные качества. Например, на просторах Пустошей начали организовываться разрозненные банды рейдеров, которые грабили, убивали, насиловали, угоняли в рабство всех, кто не из их числа. Неподготовленному путнику встретить рейдеров означало погибнуть, поэтому их всячески истребляли и пытались прогнать.
Одной из фракций, которая поставила своей целью зачистить территории от преступной заразы стала Новая Калифорнийская Республика (коротко — НКР). Выросшая из обитателей небольшой фермы, НКР стала самой влиятельной силой Западного побережья США, которая простирала свою власть на многие города и обширные регионы. НКР была верна демократическим принципам старого мира, хотя в реальности была коррумпированной структурой.
Не стоит забывать и о «Братстве Стали» — технократической организации, которая своими действиями, ритуалами и даже организационной структурой напоминает рыцарский орден. Войны Братства именуют себя паладинами и послушниками. В качестве защиты они используют ту самую силовую броню — отголоски передовых технологий эпохи Великой войны, которая отсылает к рыцарским латам. Сама история Братства восходит к последним дням мира, когда военные, охранявшие военную базу «Марипоза», узнали, что их используют для тайных экспериментов. Тогда глава тех военных Роджер Мэксон перебил всех учёных на базе и увёл своих людей в безопасное место, чтобы пережить войну. Там бывшие военные и организовали «Братство Стали», которое теперь занимается поиском древних технологий. Его не особо заботит судьба мира, хотя враждебной эту фракцию назвать нельзя. При необходимости члены Братства помогают нуждающимся, но всё равно смотрят на всех с высока и ревностно охраняют свои секреты от посторонних.
В противовес Братству Стали часто ставят «Анклав» — откровенно враждебную ко всем обитателям Пустоши тайную организацию, которая ставит своей целью подчинить все прежние территории США. Анклав основали выжившие члены правительства, во главе которых стоит лицо, именующее себя Президентом. Анклав очень закрытая организация, пользующаяся обширными ресурсами и передовыми технологиями, о существовании которой многие даже не догадываются. Но те, кто о ней знают, не питают иллюзий, понимая, что это одна из самых больших опасностей Пустошей.
Другая угроза мира Fallout — «Единство», сообщество супермутантов, которое больше напоминает армию. Во главе стоит Создатель, в прошлом — доктор Ричард Грей. После получения чудовищной дозы радиации на всё той же злосчастной базе «Марипоза» Грей стал стремительно мутировать. В итоге его интеллект развился, а тело деформировалось и каким-то образом срослось с компьютером. Создатель решил обратить всех жителей Пустоши в супермутантов, поскольку, по его мнению, это высшая ступень развития человека.
Есть ещё «Институт» — тайная организация, состоящая из учёных. У них самые продвинутые технологии в новом мире, а занимается фракция разработкой и созданием синтов — разумных андроидов. Наводнив ими Бостон и окрестности, «Институт» следит за происходящим в Пустошах. А поскольку синтов нередко наделяют внешностью и разумом человека, то в Пустошах не на шутку развилась паранойя по поводу того, что «Институт» заполонил всю округу шпионами и никогда не знаешь, кто стоит рядом с тобой, живой человек или очередная марионетка коварных учёных. Братство Стали, к слову, истребляет синтов, поскольку эти технологии считает еретическими.
Стоит упомянуть и «Минитменов» — неравнодушных жителей Пустоши, которые всячески помогают попавшим в беду. «Минитмены» — организация военизированная, но руководствующаяся принципами альтруизма и взаимовыручки. Несмотря на периодически вспыхивающую внутреннюю грызню, «Минитмены» одержали несколько крупных побед на руинах штата Массачусетс, тем самым заручившись поддержкой местных жителей.
Разумеется, это не все фракции мира Fallout. Секты, культы, кланы, целые государства — чего только нет на руинах старого мира. Но если вы думаете, что «Анклав» или рейдеры несут смерть в Пустошах, вы ошибаетесь. В Пустошах царит радиация, а где радиация, там и мутанты.
Смертоносные дети атома
В мире Fallout встретить на просторах Пустоши мутанта — обычное дело. Радиация после Великой войны создала огромное количество причудливых созданий, многие из которых смертельно опасны, а некоторых выжившие люди приспособили для различных бытовых нужд.
Вполне обычные обитатели больших городов: крысы и тараканы кратно увеличились в размерах и теперь представляют серьёзную опасность, поскольку могут легко напасть и убить незадачливого путника. То же самое можно сказать о радскорпионах. Ну вот представьте скорпиона, только размером с небольшой автомобиль. Или дутни — огромные мухи, которые не только умеют жалить, но и неплохо уворачиваются от выстрелов. Радиация повлияла и на домашний скот. Двухголовые коровы, которых теперь называют браминами, стали источником мяса и тягловой силой для караванов с припасами и товарами. Медведи, олени, койоты — радиация затронула всех, сделав перемещения из поселения в поселение опасным приключением.
Морские гады тоже преобразились, и крабы, например, превратились в огромных болотников. Задерживаться путникам возле водоёмов теперь крайне опасно. Болотники не только прожорливы и смертоносны, а ещё могут достигать огромных размеров.
Люди тоже подверглись облучению, и те, кто получил большую дозу радиации превратились в разлагающихся и тупых «гулей» — местный аналог зомби. Они быстрые, агрессивные и тупые, всегда нападают толпой. Но были и те, кто смог обуздать радиацию. Их тело изуродовалось, они стали походить на живые трупы, но, вместе с тем разум тело не покинул. Разумные гули стали невосприимчивы к радиации, перестали стареть и стали обыденным явлением на просторах Пустоши. Несмотря на то, что их нередко презирают здоровые люди, разумных гулей можно часто встретить в городах, где они выполняют самую разнообразную работу. Некоторые из них настолько старые, что ещё помнят Великую войну.
Но не только радиация повлияла на живые организмы. «Вирус рукотворной эволюции», который также был разработан «Корпорацией ”Волт-Тек”» тоже сыграл свою роль. Изначально созданный как лекарство, вирус показывал необычные побочные эффекты при применении на животных и людях. Размеры живых существ увеличивались, а их мозговая активность кратно росла. Так появились, например, кентавры — омерзительные деформированные существа, состоящие из смешанных человеческих тел, и супермутанты, которые по всем характеристикам превосходят простого человека.
Отдельно стоит упомянуть мутанта, с которым многие фанаты ассоциируют серию Fallout — Когтя Смерти. Описать его легче всего цитатой персонажа Бет из первой игры. «Коготь Смерти — самое страшное порождение войны. Кое-кто считает, что это призрак, который бродит по пустошам. Но это не призрак! Он существует на самом деле. В нём шесть метров роста, а зубы у него — размером с твою руку! Это демон, который возник здесь, когда земля корчилась в огне». Эти ящеры появились в ходе военных экспериментов до начала Великой войны. Военным нужны были живые существа, которые могли бы выполнять роль штурмовых подразделений. Вывести такое органическое оружие решили из рогатых хамелеонов Джексона. К геному животных добавляли ДНК других видов. В итоге на свет появилась неостановимая машина для убийства. Но не только мутанты рыскают по Пустоши. Люди насобирали уйму самых разных роботов, многие из которых даже после большой войны не перестали работать.
Ламповые роботы в деле истребления человечества
Ещё один узнаваемый символ серии — Робот-Помощник. Он выглядит как немалых размеров серебряный шар на реактивной тяге с тремя глазами и щупальцами как у спрута. Каждое из них увенчано то газовой горелкой, то циркулярной пилой. Помощники были разработаны как персональные роботы-слуги. В довоенную эпоху любая домохозяйка мечтала получить себе такого робота. После войны жители убежищ продолжили пользоваться их услугами. Но были и сошедшие с ума слуги. “…инструменты, которыми он оснащён, в случае необходимости могут стать оружием” — говорится на одном из загрузочных экраном игры, и это чистая правда.
Помимо помощников учёные США разработали целый ряд военных роботов. От забавно выглядящих Протектронов, напоминающих своим видом робота из старого фильма «Затерянные в космосе», Штурмотронов, вселяющих ужас одним своим видом, и до Роботов-охранников — огромных, танкоподобных махин, сталкиваться с которыми лучше не стоит. И вот со всеми этими ужасами и предстояло столкнуться игроку — простому выходцу из Убежища.
Апокалипсис под джаз 1950-х
После Великой войны выжившие перенесли все культурные особенности умершего мира в Пустоши. Из каждого радиоприёмника без устали звучат хиты 1950-х. Пышущий неуёмным позитивом Bob Crosby & the Bobcats, лиричные композиции Сида Филипса и Джека Шейндлина. Песен в Fallout очень много, и стоит включить любую из них на своём Пип-бое, как исследование любой опасной локации, даже населённой опасными врагами сразу превращалось в уютное приключение. Стоит ли говорить, что именно такая эклектика создаёт ту самую незабываемую атмосферу игры?
Для мира игры были придуманы и свои бренды, например, хлопья «Сахарные бомбы» или ещё один узнаваемый символ игры — «Нюка-кола» или «Ядер-кола». Этот напиток был очень популярен в довоенную эпоху, а благодаря особому составу даже спустя 200 лет неплохо сохранился. Нетронутые бутылки «Ядер-колы» высоко ценятся из-за своего вкуса. Кроме того, где бутылка, то там и её крышка, а в мире Fallout бутылочные крышки стали новой валютой.
Немалую роль играет и юмор, который подчас чёрный и очень циничный. Он тут везде: в поведении сумасбродных персонажей, в сюжетах квестов, в диалогах, описании предметов. Несомненно, в Fallout хватает и драмы, однако эту серию знают в первую очередь за тот налёт безумия, который творится в Пустошах. Старый мир умер, вместе с ним нравственность и мораль, а значит человеческие пороки теперь не знают границ. Поддаться ли этому безумию или быть оплотом здравомыслия в круговороте жестокости и цинизма, каждый игрок решает сам.
Ранние попытки экранизаций
Экранизировать Fallout пытались ещё со времён выхода самой первой части в 1998 году. Издатель в лице Interplay даже создал внутреннее подразделение, которое должно было отвечать за выпуск фильмов. Но в 2000-м оно было ликвидировано, а к съёмкам так и не приступили.
В 2011 году группа фанатов игры выпустила любительский фильм под названием Fallout: Nuka Break. Сюжет рассказывал о выходце из Убежища 10 и его друге гуле по имени Бен. Фанаты, критики и даже разработчики игры были в восторге, отмечая качественно воссозданный антураж Пустоши, неплохую графику для фанатской работы и верно переданный дух игры. Fallout: Nuka Break и сейчас можно целиком найти на YouTube.
Как вы уже могли понять, Fallout — произведение легендарное. В нём есть всё, чтобы быть популярным не только в формате видеоигр, но и на голубых экранах: глубоко прописанный и богатый на события, явления и персонажей мир, узнаваемый оригинальный стиль, который выделяется за счёт своей самобытности, зрелищный экшен и тайны, которые будет интересно раскрывать самостоятельно. И хочется верить, что столь долгое ожидание достойной экранизации культовой вселенной себя оправдает.
Сериал от Amazon не будет связан с какой-то из частей серии, а станет самостоятельным произведением в мире Fallout. Его действие происходит спустя 219 лет после Великой войны на просторах калифорнийской Пустоши.