Декстер Морган возвращается: седьмого ноября выходит мини-сериал о событиях, развернувшихся спустя десять лет после окончания восьмого сезона. Герой подавил в себе тягу к преступлениям и превратился в мирного гражданина. Но странные инциденты в штате Айрон Лейк триггерят в нём тёмную сторону.
По случаю выхода продолжения мы решили рассмотреть подробнее, как в кинематографе показывали убийц с их мотивами преступлений. В некоторых фильмах герои превратили убийства в философию, в других же убивали, чтобы спасти отношения. Собрали в подборку самые разные примеры антагонистов, которые сумели убедить себя в праве вершить чью-то судьбу.
«Декстер» — убийства как работа
В сериале, который стал поводом для этой подборки, убийства были в центре всего происходящего, речь ведь о соответствующем отделе полиции. Главный герой Декстер Морган — скрытный серийный убийца, который выбирает своими целями только отбросов общества и преступников. Для него убийства — это работа, поэтому они обрастают ритуалами и правилами. Декстер действует максимально методично, будто следует кодексу, придуманному его отцом. Убийства даже перестали вызывать у него сильные эмоции (явно выгорел). Единственное отличие занятия Декстера от обычной работы — это то, что в конце месяца ему за неё не платят.
«Багровые реки» — убийства как поиск сокровищ
Главный антагонист фильма будто играет с детективом Немансом в «Поиск сокровищ», оставляя послания на теле своих жертв. Так на трупе библиотекаря местного университета не досчитались кистей рук и глазных яблок. А тело офтальмолога убийца распял и кровью написал: «Я дойду до источника багровых рек». Эти люди оказывались жертвами не случайно: преступник мстил за детство, которое группа учёных превратила своими экспериментами в настоящий ад. Теперь пришло время отыграться, причём на полную: с загадками, уродствами и головоломкой для детектива.
«Ганнибал» — убийства как выход в свет
«Ганнибал», наверное, ярче всех подошёл к изображению убийств на малых экранах. Они здесь пафосные, завораживающе красивые, метафоричные, изощрённые. Убийства для героев становятся аналогом выхода в свет — и себя показать, и на других посмотреть. А для самого Ганнибала Лектора они тоже как повод выйти из дома, только не в музей, а в магазин за продуктами. Если считать происходящее с трупом после смерти, то убийства позже перерастают и в кулинарное шоу, от которого волей-неволей текут слюнки. Короче говоря, если хотите увидеть самый нетривиальный подход к преступлениям — вам к «Ганнибалу».
«Хэллоуин» — убийства как очищение мира
Майкл Майерс — главный злодей разросшейся франшизы «Хэллоуин» (в ней уже три перезапуска!). По словам Джона Карпентера, Майкл — чистое зло. Это безмолвный серийный убийца, который не произносит ни слова, никогда не снимает маску и не выражает эмоций. Он без колебаний готов убить кого угодно, а излюбленное оружие — столовый нож.
По задумке создателя, Майерс предстаёт мистической непреодолимой силой природы, цель которой — очистить этот мир. Майкл выносит любые травмы и всегда возвращается. Даже психическая лечебница не смогла его удержать — специалисты не достучались до Майерса, потому что внутри только тьма. Это не человек, а оболочка, в одной из версий одержимая духом Самайна. В иных — пустоту в душе Майкл пытается заполнить болью других людей.
Майерс помешался в детстве, когда увидел свою сестру в момент интимной близости. С тех пор он одержим подростками и их окружением. В одной из трактовок своими убийствами он очищает мир от грязи, с которой не смог справиться в раннем возрасте и которая навсегда изменила его изнутри.
«Ты» — убийства как способ спасти отношения
Главный герой Джо — исключительный романтик с больной психикой. Из-за детских травм он постоянно ищет принятия и одобрения от девушек, с головой погружаясь в отношения. Изначально Джо выглядит идеальным парнем. Но стоит его «второй половинке» почувствовать надзор парня и разобраться, кто виновен в «устранении» их проблемных отношений с окружающими, как она тут же делает ноги. Точнее пытается: такая сепарация выглядит для Джо предательством. И чтобы спасти отношения и не дать девушке «совершить ошибку», он «вынужден» пойти на убийство.
«Охотник за разумом» — убийства как воспоминания
Сериал Дэвида Финчера для Netflix рассказывает о зарождении программы ФБР по составлению психологических портретов серийных убийц. Понятно, что без убийств тут никуда, однако в кадре их на удивление не так много. В основном о них лишь рассказывают серийные убийцы, у которых берут интервью главные герои. Финчер считает убийства не каким-то событием, а воспоминанием, которое может глубже раскрыть больную психику героя. Здесь преступления — инструмент, окно в голову убийцы, где обязательно найдётся извращённое оправдание своему поступку.
«Парфюмер» — убийства как поиск исключительного
В фильме Тома Тыквера «Парфюмер. История одного убийцы» Жан-Батист Гренуй одержим идеей создать уникальный аромат, который способен сводить людей с ума и преклонить перед его автором. Ингредиенты добыть не просто: нужен запах тринадцати девушек. Из-за своей идеи-фикс Гренуй решается на убийства. Тела своих жертв он обёртывает в намазанную животным жиром кожу, заодно отрезая девушкам волосы. Хладнокровный и жестокий путь приводит к достижению цели, что правда не даёт ему власти над народом. Наоборот — ставит героя в один ряд с его же жертвами.
«Семь» — убийства как язык
Финчер всегда подходил к убийствам нестандартно — как пример идеально подходит легендарный фильм «Семь». В нём два детектива идут по следам одного убийцы, посвящающим места преступления семи смертным грехам. Для Джона Доу в исполнении Кевина Спейси убийства — это язык, с помощью которого он надеется раскрыть подноготную общества. Сначала он разговаривает на нём со всеми, кто желает слушать, но потом знакомится с молодым детективом Миллсом. Герой Брэда Питта быстро перетягивает внимание убийцы на себя, потому что язык, на котором общался Доу, будто был создан, чтобы показать детективу его собственные грехи.
«Дом, который построил Джек» — убийства как искусство
Фильм Ларса фон Триера рассказывает о серийном убийце Джеке, который за 12 лет совершил больше шестидесяти преступлений. Фильм разделён на пять инцидентов, где Джек расправляется с разными жертвами, в числе которых и близкая ему женщина, и вообще незнакомые люди. К каждому убийству герой подходит как к искусству: для него важно сделать из происходящего спектакль с динамикой и кульминацией.
Прозрачно проведена в фильме аналогия с «Божественной комедией» Данте. Джек также постепенно погружается в самое пекло, и после всего содеянного у него вряд ли есть шанс спастись.
И эта аналогия из триллера «Дом, который построил Джек» — напоминание о бесправности вершить чью-то судьбу. Как бы порой ни логично выглядели мотивы преступников, они не должны были переступать черту. Ведь чаще всего идея власти и исключительности убийцы живёт только в его собственной голове.
Какие ещё помните истории про безумцев-убийц? Делитесь в комментариях.