«Клинок, рассекающий демонов» («Истребителя демонов») можно было бы и не смотреть. Ведь сотни мемов и видео, огромный фандом и куча разнообразного мерча так или иначе познакомят с героями и посвятят в детали сюжета. Трудно скрыться от спойлеров, но ещё сложнее — от жарких дискуссий о достоинствах и недостатках тайтла: что же перевешивает?
«Истребитель демонов» — неоднозначное аниме, но что точно нельзя отрицать, так это его невероятную популярность. Почему же столь спорный сериал так активно обсуждают?
Манга Коёхару Готогэ была экранизирована в 2019 году студией Ufotable (Fate/Zero) совместно с режиссёром Харуо Сотодзаки (Tales of Zestiria и Tales of Symphonia). Сериал быстро завоевал внимание публики и множество наград, включая «Лучшее телевизионное аниме 2019». Сразу после завершения первого сезона, он получил продолжение в виде полного метра («Истребитель демонов: Поезд "Бесконечный"»). Это ощутимо увеличило бюджет на анимацию, так как кинопроизводство дороже сериалов.
Аниматорам предоставили вдохновляющую свободу в сиквеле, и результат превзошёл все ожидания: фильм занял первую строчку в списке самых кассовых полнометражных аниме всех времён, обогнав «Унесённых призраками» Хаяо Миядзаки и «Твоё имя» Макото Синкая. Сейчас студия работает уже над четвёртым сезоном «Клинка», а зрителей становится всё больше и больше. А ещё вместе с аудиторией растёт и количество критики. Оправдана ли она? И почему даже пренебрежительные отзывы не мешают сериалу бить все мыслимые и немыслимые рекорды? Давайте разбираться.
Первый стиль: Благое время
Важный фактор, почему «Клинок, рассекающий демонов» стал настолько просматриваемым, — время его выхода. Это неявный момент, но очень удачный, а может даже просчитанный создателями сериала.
В 2017 году завершился сёнэн-гигант «Наруто», который держал огромную аудиторию. После завершения культового аниме его зрители осталась без очевидной замены: «Гинтама» представляла более сатирический жанр, а «Атака титанов» отличалась мрачностью и подчёркнутой политической направленностью. На некоторое время внимание перехватила «Моя геройская академия»: она отчасти была похожа по атмосфере и соблюдала каноны, приятные для среднестатистического зрителя «Наруто». Но «Академия» была больше нацелена на людей помладше: на экране мелькало в разы меньше крови, жести и привычной героической серьёзности.
Возможно, период после «Наруто» можно назвать кризисом в мире сёнэна. Благо, он продлился недолго: вскоре на экранах появился «Истребитель демонов», и публика нашла в нём то, что искала. Сериал, подобно своему легендарному предшественнику, достойно балансирует между лёгким боевиком и душещипательной драмой. Он не боится испугать, но и не перебарщивает с этим: потому аниме не назовёшь хоррором, но и не отнесёшь к детским. Это грамотный ход: «Клинок» идеально подходит для фанатов «Наруто», скучающих после финала любимой истории.
Второй стиль: Совершенная простота
«Клинок, истребляющий демонов» с точки зрения структуры — абсолютно классический сёнэн. Внутри крутой пацан и его команда, плохие злодеи, хорошие герои, чёткая мотивация, на которой всё держится. Именно этот примитивный костяк удручает искушённых зрителей, которые хотели бы видеть нечто большее.
В этом смысле ожидать от сериала многого не следует, ведь он сделан для иных целей: развлекательных, а не поучительно-философских. Да и сюжетная простота не портит аниме, а наоборот: в случае с «Истребителем демонов» усложнение могло бы привести к перегрузке.
Мы наблюдаем занимательную историю, как юный воин Танджиро борется с демонами ради спасения сестры Незуки. Он усердно учится и растёт над собой, по пути собирает команду друзей. Сериал доверху наполнен сценами красочных сражений. Также создатели балуют интригой: нам неизвестно точное происхождение монстров, способ лечения Незуко, тайна серёжек главного героя.
Всё это сплетается в банальный, но симпатичный сюжет. Учитывая то внимание, с которым авторы подошли к сценам боя, дополнительные смыслы могли выглядеть инородно, и пришлось бы чем-то жертвовать (например, увеличивать объём произведения, из-за чего могла бы просесть динамика). Создатели сделали свой выбор и, кажется, не прогадали.
Конечно, малочисленность остроумных ходов в сюжете и отсутствие плотной идеологии способны оттолкнуть, но это вкусовщина. Также и с характерами героев: глуповатый кабан Иноске, трус и «персонаж уловки 22» Зеницу, вечно превозмогающий Танджиро могут как привлекать, так и раздражать. Независимо от этого, сюжет складен и, что важнее прочего, — работоспособен. Лекало, по которому сшито аниме, не ново, но оно надёжно, как швейцарские часы: история увлекает, герои запоминаются и цепляют, трансформации демонов пугают, отношения трогают, бои удивляют. А большего не надо, ведь к этому и стремились авторы: создать добротный сёнэн для максимально широкой аудитории.
Третий стиль: Демоническая исповедь
«Клинок» сочетает в себе множество любопытных компонентов. Самый важный из них, на котором строится самобытность сериала, — демоны. Дело не только в их незаурядном дизайне и извращённых телесных превращениях, по большей степени — в их прошлом. Почти каждый монстр раскрывается с неожиданной стороны. Авторы не скупятся на флешбэки: зритель видит, как демон стал таким, почему, что им движет. Чаще всего история трагична и вызывает сочувствие. Очеловечивание демона не оправдывает злодейства, но позволяет сделать врагов объёмнее и убедительнее, что здорово сказывается на эмоциональную вовлечённость и впечатление от аниме в целом.
Четвёртый стиль: Звучание сердца
Музыка в «Истребителе демонов» занимает почётное место в перечне завораживающих аспектов. Композиторы Юки Кадзиура и Го Сиина внесли весомый вклад в атмосферу сериала: они создали достойные композиции, здорово передающие настроение сцен. Чего только стоят песни, уведомляющие о появлении демона: инфернальные, устрашающие, таинственные, по звучанию напоминающие известный всеми за счёт тик-тока трек Legion — Holy Ghost. Отдельного упоминания заслуживает и нашумевший первый опенинг от яркой исполнительницы Lisa — Gurenge. Также певице принадлежит композиция «Homura», звучащая в полнометражном фильме «Истребитель демонов: Поезд "Бесконечный"».
Финальная форма: Наслаждение глаз
Пожалуй самый весомый аргумент в пользу «Истребителя» — это анимация. Она масштабна, грандиозна и зрелищна. Ufotable удалось совместить 2D рисовку с 3D графикой: это всегда рискованно, но у студии было достаточно опыта, потому с «Клинком» вышло стильно. Такая техника совмещения дала возможность использовать активное движение камеры, различные нерядовые ракурсы. Самые показательные сцены — вращение комнаты, техники водного дыхания Танджиро и Танец бога огня.
В первом случае, в манге показана траектория движения героя по вращающейся поверхности, что выглядит достаточно путано. Перед аниматорами стояла непростая задача: сделать эпизод внятным и зрелищным. В итоге в аниме комната, как и сам герой, была полностью смоделирована, камера блуждала вдоль стен, облетая Танджиро с разных сторон, получилось очень эффектно.
Техника водного дыхания Танджиро также выполнена в смешанном стиле: плоское изображение воды в этом случае выступает как текстура, а сама волна объёмна. Интересно и то, что манера рисования воды в этой технике очень напоминает работы известного японского гравёра Кацусика Хокусая.
Приём, который использует Танджиро в 19 серии первого сезона, можно пересматривать бесчисленное количество раз. Яркая огненная струя, которой он сносит голову демону, в манге показана достаточно быстро и как будто бы вскользь.
Но в аниме это сочный эпизод, над которым аниматоры потрудились на славу: искры и пламя пляшут на экране, один взмах показан с разных ракурсов, что усиливает пафос и значимость сражения, эпичные вспышки и дым добавляют ощущение реальности и присутствия. Невероятно!
Мощь боевых сцен в этом сериале очевидна, хоть и проявилась не сразу. Но не стоит упускать из виду более тривиальную, но не менее значимую визуальную составляющую — внешний вид героев. Почти каждый носит хаори с уникальным дизайном. У любого из персонажей есть и другие говорящие элементы во внешности: нетипичный цвет волос, заколка или серьги с историей, маска кабана… внимание к деталям радует глаз.
Ещё одна визуальная фишка в аниме — лайн. Он обращает на себя внимание: уверенный и неоднородный, он делает изображение графичнее. Меняющаяся толщина контура хорошо работает для передачи фактуры ткани одежд, материала того или иного предмета. Всё это делает картинку более настоящей, живой.
Ну и напоследок хочется поблагодарить создателей за превосходную передачу эмоций. Это то, что способствует сближению с персонажем: понимание чувств, транслируемых в кадре. Аниматоры и тут выложились по полной. Для примера хорошо подойдёт Незуко, которая большую часть времени передвигается с кляпом во рту в виде бамбуковой палочки. Даже с учётом ограниченной мимики, девушка отлично коммуницирует не только с другими героями истории, но и со зрителем.
«Истребитель демонов» — точно не идейный новатор. Тайтл собран по образу и подобию своих больших сёнэнов-предшественников. Он в меру наивен, в меру серьёзен, отвечает основным требованиям аудитории, не напрягает, не третирует и не допытывает вопросами бытия. Грамотный и качественный в рамках своей задачи, сериал и визуально блестяще выполнен. С точки зрения совмещения объёмного и плоского изображения «Клинок» можно даже назвать революционным: слияние такого уровня мир ещё не видел. Простота, энтузиазм и душевность создателей, технический прогресс и подходящее время выхода — вот что делает «Клинок, рассекающий демонов» произведением, притягивающим взгляды миллионов людей по всему миру. Мимолётная ли эта популярность или аниме останется немеркнущей главой в истории японской мультипликации — покажет время.