18 февраля в прокат выходит «Воздушный бой», фантастический боевик с элементами хоррора со звездой дилогии «Пипец» Хлоей Грейс Морец. По сюжету на борт американского бомбардировщика времён Второй мировой пробирается не кто иной, как шкодливый гремлин, а главная героиня пытается ему помешать. Кинокритик Иван Афанасьев специально не ел после полуночи, не мылся и писал текст этой рецензии в полной темноте, чтобы рассказать вам, почему этот забавный фильм не стоит обходить стороной.
Забавно, что в преамбуле к этому тексту было сказано, что Хлоя Грейс Морец — звезда двух «Пипцов», которые, между прочим, вышли около десяти лет назад. За это время у Убивашки, по роли которой актрису узнают до сих пор, появилось с чёртову дюжину новых ролей, включая участие в «Хранителе времени» Мартина Скорсезе и, например, хитовое инди-кино «Неправильное воспитание Кэмерон Пост». Но по сей день «американскую Сашу Бортич», как метко подметил редактор «Афиши» Евгений Ткачёв, почему-то ассоциируют именно с этим китчевым и по-хорошему кринжовым фильмом и его сиквелом. И это обидно: она очень классная актриса, и роль в «Тени в облаках» (которая у нас превратилась в «Воздушный бой») успешно доказывает, что Хлоя уже давно переросла славу Минди Маккриди. Сам же фильм местами выглядит ещё более дико, чем тот же «Пипец» — опять-таки, в лучшем смысле этого слова.
Главная героиня, капитанша ВВС США Мод Гарднер, забирается в американский бомбардировщик B-17 «Летающая крепость» буквально за пять минут до взлёта — в руках загадочная коробка с сопровождающей подписью «Совершенно секретно. Не вскрывать!», в зубах — приказ от высшего начальства о сопровождении её в точку, куда направляется экипаж самолёта. Который преимущественно состоит из максимально токсичных сексистов, крайне недовольных тем, что они фактически оказались под командирской пятой молодой и дерзкой блондинки. В итоге, чтобы не путалась под сильными мужскими ногами, Мод запихивают в якобы единственное свободное место — в пулемётную турель под фюзеляжем, в которой места едва ли больше, чем в туалетной кабинке. Не успевает самолёт взлететь, как происходят сразу два неприятных события: сперва девушка замечает в облаках японские истребители, а затем обнаруживает, что самолёт по чуть-чуть обгладывает какое-то странное существо. Она пытается предупредить экипаж, но ей, конечно же, никто не верит.
В узкой кабинке турели Мод проведёт примерно треть хронометража, и это, без шуток, отличная режиссёрская задумка: очередное подтверждение того, что ограниченный бюджет подталкивает к неожиданным творческим решениям. Пока за кадром будет развиваться всякая странная дичь, связанная с визитом на корабль вредной зверушки (чтобы никто не упрекал в спойлерах — в самом начале зрителю показывают душевно нарисованный мультик в стилистике 1940-х про гремлинов, досаждающих пилотам), зрителю останется лишь догадываться, что же именно там творится. Не сказать, что это какой-то крайне свежий приём, но это отличное оправдание для раскрытия характеров экипажа корабля через неплохо прописанные диалоги. В другое время можно было бы сказать, что режиссёру лень заморачиваться и раскрывать сюжет визуально, однако здесь это просто находка.
Позже Мод всё-таки предстоит попасть в салон самолёта, несмотря на заклинивший входной люк. Каким образом это происходит — лучше умолчим, смотрите сами, но примерно с этого момента камерный хоррор в ограниченном пространстве преобразуется в насыщенное многочисленными метафорами кино о сильной и независимой девушке, которая настолько крута, что плевала на все законы физики. В фильме, например, есть эпизод, когда героиня падает из самолёта через открывшийся бомболюк, а после её подбрасывает обратно взрывом от пролетавшего внизу сбитого японского истребителя (!!!) — у фанатов реалистичности от таких вольностей тоже может произойти взрыв. Быстро становится очевидным, что, на самом деле, «Воздушный бой» — не хоррор, а, скорее, фильм на актуальную тему «женского протеста», запакованный в оболочку жанрового боевика. И это — совершенно внезапно — смотрится вполне себе круто.
Для внимательных в фильме накидано отсылок к классическим хоррорам «золотой эпохи» жанра, в частности — к картинам идейного вдохновителя фильма, маэстро ужасов Джона Карпентера, включая нетипичный для такого кино насыщенный почти что синти-поповой электроникой саундтрек, тоже в духе музыки, которая играет в «Хэллоуине» или «Побеге из Нью-Йорка».
А в самом сюжете — сотня и маленькая тележка аллюзий на женскую эмансипацию: от турели, напоминающей материнское лоно, до мерзкого гремлина, пытающегося отобрать у героини врученную ей посылку (которая тоже, скажем так, с неслучайным секретом). Лихое сочетание, не правда ли? Фантастика, военное кино, хоррор, боевик, фем-оптика, акробатика за гранью реальности и саундтрек, словно пришедший из 1980-х: такой дикий коктейль смотрится на удивление легко, если вы принимаете правила игры и не пытаетесь воспринимать «Воздушный бой» слишком серьёзно.
Зато не слишком, но очень серьёзно выложилась Хлоя Грейс Морец. Страшно сказать, для такого весёлого и безумного фильма это почти что классическая «заявка на Оскар»: за фильм она демонстрирует такой диапазон эмоций и состояний, что за её метаморфозами наблюдаешь с искренним восхищением. Она явно увидела в этой странной и привлекательной одновременно истории что-то очень важное и пронзительное.
Не уверен, что вы увидите то же самое — всё-таки для военного фильма тут слишком много фантастики и вольностей, для хоррора — слишком мало ужаса, для высказывания — слишком прямолинейные, бьющие наотмашь метафоры. Но посмотреть «Воздушный бой» хотя бы раз определённо стоит — если уж ничего и не найдёшь в этом фильме, то как минимум неплохо проведёшь время.