22 июня стартовал третий сезон «Академии "Амбрелла"» (Umbrella Academy), супергеройского сериала по комиксам солиста My Chemical Romance Джерарда Уэя. В новой порции приключений во времени центральные персонажи — Лютер, Ваня (или, точнее, уже немного не Ваня), Диего и остальные — возвращаются в свой временной промежуток, но сталкиваются с новой компанией супергероев. Первые два сезона полюбили за дольку сумасшествия, классный саундтрек и закрученный сюжет — третий всё это продолжает и дополняет новыми фишками. Кинокритик Иван Афанасьев, постигший сериал с нуля, разбирается, что стало лучше, а где создатели наткнулись на всё те же проблемы, что и раньше.
После событий второго сезона (ну вы помните — герои предотвратили ядерную войну между США и СССР) члены академии «Амбрелла» возвращаются в своё время. Ну или не совсем своё — изменив ход истории, они породили временной парадокс. Так что, вернувшись, как им кажется, домой, они попали в альтернативную линию, где вместо них «папочка» Харгривз воспитал семь других супергероев, назвав их академией «Спэрроу». Среди них личности сплошь экстравагантные: слепая девушка, способная вызывать птиц, мужик, умеющий проецировать удары по себе на противника, и Бен, покойный член «Амбреллы», в этой реальности вполне живой и способный управлять растущими из него щупальцами Ктулху и даже… летающий куб. Новеньким, само собой, конкуренты не нравятся, и они прогоняют гостей из альтернативного мира из их родного гнезда. Теперь двум командам молодцов предстоит разобраться, кто достоин места под солнцем, пока порождённый парадоксами времени зловещий кугельблиц будет потихоньку «всасывать» в себя мир вокруг героев.
Прелесть «Академии "Амбрелла"» для её фанатов всегда была в зашкаливающем градусе безумия, не свойственного серьёзным супергеройским эпикам. И можно смело сказать, что третий сезон тенденцию эту поддерживает, развивает и возводит в абсолют. Вам было мало одного дисфункционального отряда супергероев-неудачников? Держите два — прелесть «Спэрроу» в том, что они, на первый взгляд, полная противоположность старых добрых «амбрелльцев»: дружные, сплочённые, не вышедшие на пенсию, а продолжающие чинить кровавое добро во имя мира во всём мире. Но это лишь первый взгляд — на деле там хватает своих, многочисленных скелетов в шкафу. Да и вообще, новая команда лишь подчёркивает ключевой аспект комиксов Джерарда Уэя: каким бы совершенным ты ни был, человеческая природа всегда сделает тебя слабее. По ходу дела в старых-добрых лузерах вскрываются их истинные достоинства, особенно контрастные на фоне проблем их конкурентов. Короче говоря, самое классное в третьем сезоне — это то, как довольно поверхностные арки старых героев, наконец, получают своё развитие.
Но давайте по-честному: «Академия "Амбрелла"» всегда была зрелищем в себе, и истинным фанатам (коим, например, я не могу себя назвать) не нужны никакие аргументы «против» (да и «за», в целом, тоже), чтобы полюбить третий сезон, однозначно лучший из всех. Когда первая серия начинается с коллективного танца под Footloose Кенни Логгинса (чтобы потом, конечно, закончиться мордобоем и прочими более привычными вещами), сердечко, по идее, должно и так биться в экстазе: любимые герои, классная музыка, сочная режиссура, юмор и антипафос — что может быть лучше? Честно говоря, примерно всё. На самом деле, третий сезон, окончательно потерявший связь с реальностью (теперь почти буквально), тонет в сценарных проблемах и нелогичностях. Понятное дело, что раньше такие тонкие материи создателей не особо заботили, но в этот раз, стремясь привнести побольше «психологии», авторы окончательно ушли в условность. Чёрная дыра, возникшая, потому что многочисленные временные линии вошли в конфликт друг с другом? Почему? Ой, да ладно — и так сойдёт! В конце концов, никого не заботило, откуда взялась говорящая обезьяна? Кстати, будьте готовы к громким камбэкам.
Ну и в целом — для тех, кого не смущало, что «Академия "Амбрелла"» большую часть времени проговаривает самое важное вместо того, чтобы показывать, всё и так будет в порядке, так что все эти замечания как бы идут лесом. Как и споры насчёт логичности/нелогичности тех или иных обстоятельств: в конце концов, у нас тут супергероика, значит, можно страдать любой фигнёй.
А вот про что хочется сказать отдельно и похвалить — так это про трансформацию персонажа Вани в Виктора, случившуюся после транс-перехода актрисы Эллен Пейдж и превращения её в его, актёра Эллиота Пейджа. Большой интригой было, как авторы объяснят эту трансформацию — вариантов было очень много, учитывая то, что один из персонажей в ходе путешествия во времени вовсе оказался стариком в детском теле. И что же они сделали? Ответ — ничего. Когда Ваня приходит к своим друзьям и сообщает, что теперь его зовут Виктор, «потому что он так чувствует», это выглядит настолько естественно и обыденно, что, воистину, восхищает. Вместо сложных объяснений и дополнительных усилий — простая констатация факта. Ведь в жизни подобному тоже не стоит искать логичных объяснений — эту идею сериал демонстрирует очень убедительно.
И вот эта маленькая (на самом деле, чертовски важная, особенно для Эллиота Пейджа и транс-персон всего мира) деталь, как и многие другие, вроде не то чтобы очень неожиданного, но чертовски логичного финала, после которого четвёртый сезон грозит быть наиболее интересным, не позволяют назвать продолжение «Академии "Амбрелла"» плохим или даже слабым. Наоборот — если вы, добровольно или через силу (как автор этих строк) досмотрели сериал до третьего, то обнаружите, что, на самом деле, шоу-то всё-таки развивается, да ещё и идёт в направлении максимального очеловечивания этого оторванного от реальности сериала. Которое ему крайне необходимо, безумие — это здорово, но лучше, когда оно граничит со здравомыслием, а не с глупостью. И можно смело сказать, что новые приключения Лютера и его команды стоит смотреть всем, кто их ждал — а тем, кто не знаком, можно осторожно посоветовать ознакомиться.
P.S.: Лайфхак для тех, кто не хочет смотреть первый и второй сезон и сразу перейти к третьему (если бы я знал, что они такие нудные и скучные, я бы так и сделал) — просто прочитайте, что было до этого, а также биографию Вани и, по желанию, остальных персонажей. Этого хватит, чтобы влиться в третий сезон с нуля. Проверено на человеке, который случайно увидел первые несколько серий — и, не разбираясь в контексте, сел и не смог оторваться до самого финала вместе со мной.