Не только «Академия Амбрелла» — комиксы Джерарда Уэя из My Chemical Romance

Варков

Джерарда Уэя вы наверняка помните по творчеству группы My Chemical Romance, вокалистом которой он выступает до сих пор. Но сегодня поговорим совсем о другом таланте Джерарда — о комиксах.

Джерард Уэй приобрёл всемирную известность благодаря My Chemical Romance. А после выхода альбома The Black Parade в 2006 году группу, кажется, знал весь мир. Но многое произошло с тех пор: коллектив успел распасться, Уэй попробовал продолжить карьеру сольно в другом направлении, ушёл с головой в комиксы и телевидение.

В 2019-м группа снова сошлась, но пандемия коронавируса вынудила их перенести все концерты на год (всё ещё верим в Park Live 2021). Всё это время Джерард продолжал заниматься творчеством, и в сентябре, например, стартовал Tales from the Umbrella Academy: You Look Like Death — новый спин-офф по его комиксу «Академия Амбрелла». Наш редактор Варков решил рассказать обо всех комиксах Уэя, чтобы вам было что почитать в ожидании концерта My Chemical Romance.

С чего всё начиналось

Иллюстрация — Erinnert

Джерард Уэй ещё с детства любил комиксы, и одной из его любимых команд были Люди Икс. Его впечатляло, какими «странными» они были. И эта черта характера привлекла Уэя и в других комиксах о нестандартных героях. Например, о Роковом патруле. Любопытно, что за несколько месяцев до команды мутантов в комиксах DC появился Doom Patrol (он же Роковой патруль). И между этими группами металюдей действительно есть сходство — обе команды состоят из отверженных, странных одиночек, во главе с интеллектуалом в инвалидной коляске.

С подросткового возраста Уэй пробовал писать свои комиксы, но полноценно карьеру начал лишь в годы студенчества (Джерард даже немного постажировался в DC). В 1993 году, ещё во время учебы в Школе визуальных искусств в Нью-Йорке, Джерард Уэй впервые попробовал что-то издать — он написал для издательства Харта Д. Бониярда два выпуска комикса On Raven’s Wings (серию закрыли из-за ухода художника Хосе Сантоса). Чёрно-белый комикс был кровавым и рассказывал о серийном убийце, за которым охотилась полиция. На обложке Уэй, кстати, был подписан как Garry Way. В 1999-м Джерард выпустился как бакалавр и посвятил всего себя музыке, на какое-то время оставив комиксы.

Гарри Уэй

Джерард неоднократно признавался, что вдохновлялся работами Нила Геймана и Гранта Моррисона. С последним он много обсуждал Роковой патруль и его героев (в особенности перезапуск, которым занимался Моррисон). Уэю нравилось, что за пластом привычной читателю супергероики пряталась драма персонажей, каждый из которых боролся со своим внутренним кризисом. При этом у Моррисона они относились друг к другу не как к коллегам по команде, а как к членам семьи. Звучит знакомо, не так ли? Джерард вдохновился творчеством Гранта и развил эти идеи в своей «Академии Амбрелла».

«Академия Амбрелла»

В 2007 году Уэй занялся своим самым известным комиксом — «Академией Амбрелла» (The Umbrella Academy). Любопытно, что ранний вариант первого тома, «Сюиты Апокалипсиса» (Apocalypse Suite), Джерард нарисовал сам, но затем позвал художника Габриэля Ба (Daytripper, Casanova), чтобы вместе с ним сделать комикс таким, каким мы его знаем.

Издательство не сразу запустило «Академию». Сначала интерес аудитории замерили с помощью фрагмента «Сюиты Апокалипсиса» в спецвыпуске Dark Horse на День Бесплатных комиксов в мае 2007 года. Также короткую историю Safe & Sound выпустили почти одновременно, в мае, в рамках серии MySpace Dark Horse Presents. А вот первый полноценный выпуск появился уже в сентябре всё того же 2007-го.

Комикс о дисфункциональной семье супергероев быстро стал популярным, а в 2008-м Уэй даже получил премию Айснера за лучшую лимитированную серию (а затем и премию Харви). Хвалили в комиксе всё — визуальный стиль, историю, подачу персонажей и общую абсурдность.

Помогло, конечно же, в первую очередь не художественное содержание, а то, что автором был Джерард Уэй. Во времена, когда я работал в магазине комиксов, «Академию» покупали исключительно из-за этого факта. Люди не спрашивали, о чём комикс, они покупали из любви к My Chemical Romance. Впрочем, это и не плохо — через эту историю многие пришли к альтернативной супергероике и поддержке отечественных издательств, выпускавших Уэя, Marvel, DC и другие комиксы на русском языке.

Перейдём к сюжету «Академии»! Это история о мире, в котором по всей планете в одну минуту внезапно родилось 43 необыкновенных ребенка, каждый из которых оказался наделён какими-то исключительными способностями. Семерых усыновил таинственный сэр Реджинальд Харгривз, убеждённый, что этим детям предстоит спасти мир, и он был прав — они его спасли. И не один раз. Собственно, об этом и рассказывает комикс: Космобой, Слух, Сеанс, Кракен, Белая Скрипка и Номер пять. Дети, родившиеся с уникальными талантами и воспитанные невероятно сложным отцом, собираются вместе после его смерти, и тут их ждёт один возможный конец света следом за другим. Комикс буквально говорит читателю — мало собрать вместе команду героев, важно научить её работать сообща.

Кадр из «Сюиты Апокалипсиса»

«Академия» — очень гротескный и, местами, откровенно сюрреалистический комикс. Уэй хотел, чтобы история, подобно его музыке, была яркой и эмоциональной, но он старался сохранить в ней пустые места, которые каждый фанат может трактовать по-своему. Джерард много раз говорил в интервью, что умышленно делал комикс таким, чтобы люди не относились к нему слишком серьёзно; он хотел, чтобы атмосфера дисфункционального семейства супергероев помогала искать в нём нечто для себя. Например, я в ней увидел не пародию на супергероику, не её деконструкцию, а сатиру на неё. Привычные вещи вроде суперзлодеев подаются здесь в изменённом виде. Во втором томе, например, антагонистом выступает не конкретный человек, а организация, существующая вне времени и пространства, чья цель следить за контролем происходящих событий. Уэй доводит многие элементы до абсурда, и это ломает ожидания тех читателей, кто (подобно мне) мечтает понять весь этот мир, разобрать его до кирпичиков и узнать, как всё здесь работает.

«Академия» быстро стала хитом. В 2008-м году вышло продолжение — «Даллас» (Dallas), в российском издании от «Комильфо» первые два тома в одной книге. В 2018-м вышел третий том — «Отель Забвение» (Hotel Oblivion), а в 2019-м вышел первый спин-офф — «Хэйзел и Ча-Ча спасают Рождество». И вот теперь, в 2020-м, один из членов Академии, Клаус, получил свой комикс — Tales from the Umbrella Academy: You Look Like Death (у него русского названия пока нет).

Но хороша ли «Академия» в отрыве от имени её звездного создателя? Я искренне убеждён, что Джерард Уэй — талантлив, у него масса любопытных идей и концептов, но сам он реализовывает их с переменным успехом. В своём комиксе музыкант развивает идею борьбы его супергероев не с конкретными суперзлодеями, а с идеями, которые они представляют. Например, весь том «Отель Забвение» буквально говорит, что не каждой супергероике нужен проработанный и богатый бэкграунд, чтобы мир выглядел цельным. Все эти вещи можно наращивать постепенно, расширяя мир прямо по ходу сюжета (скажите такое сценаристам Marvel, годами опирающимся на многолетний бэкграунд и уже придуманных персонажей — им будет нелегко). Собственно, именно так в нём появляются и суперзлодеи минувших лет, и греческие боги, и человекоподобные роботы. При чтении тома создаётся ощущение, что «Академия» богаче Marvel по лору, но читатель все эти предыстории будто пропустил.

Каст сериала «Академия Амбрелла»

Очевидно, что «Академия» должна была получить свой сериал. И в 2019 году на Netflix вышел первый сезон (запустить проект пытались с 2009-го, и на старте экранизация могла быть фильмом от Universal). Эллиот Пейдж, Том Хоппер, Роберт Шиен в главных ролях, а в рядах продюсеров сам Джерард Уэй. У шоу уже два сезона, которые заметно отличаются от комикса. Подробнее о нём Фарид Бектемиров рассказывал в отдельном материале.

«Легендарные Кайфоломы»

В ноябре 2010-го вышел четвёртый альбом My Chemical Romance, получивший название Danger Days: The True Lives of the Fabulous Killjoys. Как и у других альбомов группы, у него была своя тема — в центре сюжета четвёрка Кайфоломов, подростков, живущих в недалёком постапокалиптическом будущем в Калифорнии.

Каждый участник группы получил свое альтер эго, а врагом команды стала гипертрофированная злая корпорация «Синдикат Лучшего Естественного Проживания». Есть два клипа, в которых My Chemical Romance исследуют эту тему. Затем группа решила пойти дальше и создала комикс «Легендарные Кайфоломы и их реальная жизнь» (The True Lives of the Fabulous Killjoys). Историю написали Джерард Уэй и сценарист Шон Саймон, а за рисунок отвечала художница Бекки Клунан.

«Кайфоломы» вышли в 2013-м и сюжетно продолжили клипы. Комикс издавался и на русском — «Комильфо». Действие его рассказывало о событиях спустя 10 лет: Кайфоломы стали городской легендой, «С.Л.Е.П.» продолжил борьбу со всем хорошим в этом мире, и только неизвестная девушка способна всё изменить (как — страшный спойлер, скажем лишь, что она способна изменить хрупкий баланс в этой вселенной).

Помните, я говорил, что «Академию Амбрелла» покупали преимущественно из любви к My Chemical Romance? Так вот с «Кайфоломами» было то же самое. Разлетался комикс лучше самых вкусных горячих пирожков, а о сюжете спрашивали единицы. Главное — имя на обложке. Но если в случае с «Академией», покупая комикс вслепую, можно было получить нестандартный сборник супергеройских концептов, где Уэй превратил всё в яркий микс, предлагая читателям что-то, чего они не найдут у Marvel и DC, то с «Кайфоломами» так не было. Комикс ощущается максимально коммерциализированным (что иронично, ведь в его сюжете группа борется с могущественной корпорацией). Он создан чисто для фанатов группы и в отрыве от их музыки читается вторично. Хотя там очень классный рисунок.

В 2020-м, кстати, вышло продолжение — The True Lives of the Fabulous Killjoys: National Anthem. Новый комикс стал флешбэком в 1990-е и 2000-е, когда Конец Света ещё не наступил (таким был изначальный концепт «Кайфоломов»). Можно ли считать это намеком на скорый выход нового альбома My Chemical Romance?

«Паучьи миры»

В 2014 году издательство Marvel решило устроить самый масштабный кроссовер Людей-пауков из разных вселенных — Spider-Verse. Все вместе они выступили против общего врага, перемещающегося между вселенными. И в преддверие основной серии вышла мини-антология Edge of Spider-Verse, в которой было множество коротких историй от различных авторских команд. Одну из историй написал Джерард Уэй.

Кадр из Edge of Spider-Verse

Он посвятил свой сюжет Пени Паркер, японо-американке, пилоту био-механического костюма Sp//dr, который достался ей в наследство от отца (вместе с разумным пауком, который помогал пилотировать костюм). Вы можете помнить её по анимационному фильму «Человек-паук: Через вселенные».

Трейлер анимационного фильма 

Комикс с отсылками к «Евангелиону» и «Призраку в доспехах», а также стилизованным под мангу рисунком выделялся на фоне других частей антологии и так понравился аудитории, что в продолжение Spider-Verse — Spider-Geddon — Джерарда Уэя тоже позвали. На этот раз он не писал целиком историю о Пени Паркер, а лишь консультировал Лонни Нэдлера и Зака Томпсона, отвечавших за сюжет. В нём, кстати, появился Веном в интерпретации этой киберпанк-вселенной.

В случае с Пени Паркер вклад Уэя совсем не ощущается. Вдохновлённую мангой историю о японской версии Человека-паука мог легко написать любой другой автор. Уникальных черт в этой версии персонажа немного, а глубины в коротком комиксе не хватает. Возможно, в новых историях о Пени раскроют её вселенную и характер героини, покажут привычные Уэю темы, но никаких анонсов от Marvel не было. Вернётся ли ещё Джерард в этот мир — покажет время. Так что это лишь догадки.

Young Animal

В 2016 на Emerald City Comicon издательство DC объявило о создании нового авторского импринта — Young Animal, который целиком курирует Джерард Уэй. Что любопытно, все выпущенные серии были не обособлены от основной вселенной DC (как часто бывает у импринтов), а существовали в одном мире с прочими линейками комиксов (но об этом чуть позже).

Вот сам Уэй рассказывает о будущем импринте

На старте было четыре серии комиксов:

  • Doom Patrol (уже шестой том по счёту) от Уэя и Ника Дерингтона — Джерард наконец добрался до Рокового патруля и представил свой взгляд на команду. Он строит сюжет вокруг новой героини — фельдшера скорой помощи Кейси Бринк, вся жизнь которой полна странностей. И однажды она приезжает на вызов, где встречает Клиффа Стила, известного как Роботмен;
  • Shade, The Changing Girl от Сесили Кастелуччи и Марли Зарконе — история инопланетянки, вселившейся в тело 16-летней девушки, и её попыток выжить на Земле (в 90-х похожую историю писал Питер Миллиган, но в его версии пришелец вселился в тело серийного убийцы);
  • Cave Carson Has A Cybernetic Eye от Уэя, Джоны Ривера и Майкла Оминга — новый комикс о персонаже 60-х Кейве Карсоне, в котором он путешествует по мрачным уголкам Земли со своей дочерью;
  • Mother Panic от Джерарда, Джоди Хаузер, Джона Пола Леона и Томми Ли Эдвардса — в отличие от предыдущих трёх серий эта о совершенно новом персонаже по имени Вайолет Пейдж. Это своего рода интерпретация Бэтмена, поскольку днём она из богатой семьи, а по ночам — супергероиня в Готэме. И да, Тёмный рыцарь тоже забегал в комикс в гости.
Кадр из Mother Panic

Несмотря на бодрый, громкий старт и звёздные имена, у Young Animal были проблемы. Новые номера задерживались, серии уходили на перерыв, а продажи были не слишком высокими. Поэтому в комиксах постепенно стали делать больше связи с основной вселенной и известными широкому читателю героями (прежде они были скорее в камео).

Сложно сказать, было ли это хорошим решением. Мне в Young Animal нравился самый ранний период — у импринта была своя самобытность и странность, он сильно выделялся на фоне основной линейки комиксов DC. И самое важное — в них чувствовался стиль Уэя, хотя не все истории писал он. Джерард придумывал направления для сюжетов и вникал в истории как куратор. Ему и самому нравился ранний период импринта — у музыканта было больше свободы и меньше требований от DC.

Позднее случилось интересное: в 2017 году Джерард Уэй совместно со Стивом Орландо и Магдаленой Виззажио анонсировал полноценный сюжетный кроссовер своего импринта Young Animal с Лигой справедливости. Назвали его Milk Wars. Сюжет состоял из пяти частей, и у каждого своя авторская команда:

  • Justice League/Doom Patrol Special (Джерард Уэй, Стив Орландо и AКО);
  • Mother Panic/Batman Special (Джоди Хаузер, Тай Темплтон);
  • Shade, the Changing Girl/Wonder Woman Special (Сесиль Кастелуччи, Магдален Виззажио);
  • Cave Carson Has a Cybernetic Eye/Swamp Thing Special (Джон Ривера, Лэнгдон Фосс);
  • Doom Patrol/Justice League Special (Джерард Уэй, Стив Орландо, Ник Дерингтон, Дэйл Иглшэм).
Кадр из Milk Wars

В центре истории — межпространственная корпорация RetCo, которая крадёт истории персонажей DC и переделывает их для новых рынков. Лигу справедливости они и создали, но в версии RetCo изменены многие герои. Например, главный антагонист Milkman Man — последний сын Криптона, которого вырастил злой молочник. Нестандартное переложение истории Супермена, не так ли? Таким же образом изменили и остальных членов Лиги справедливости. Брюса Уэйна, скажем, превратили в миллиардера-сироту и священника, открывшего детский дом сирот, которых он воспитывает будущими Робинами.

В том же году запустили ещё две серии комиксов. Первая — Cave Carson Has an Interstellar Eye — продолжение истории Кейва Карсона, которая была закрыта ранее, но уже не от Джерарда Уэя, а от Джона Риверы. Вторая — Bug! The Adventures of Forager — сольная история одного из Новых богов вселенной DC. Сценаристом и художником выступил Майкл Оллред.

В 2018 году, помимо кроссовера, вышли ещё две новые серии комиксов от Young Animal, первая — Eternity Girl от Магдалены Виззажио и Сонни Лью. Главная героиня — бывший агент ЦРУ Урания Блэквелл, которая по неизвестной причине не может умереть. Она ищет способ сделать это и узнаёт его — вместе с ней должна погибнуть вся вселенная.

Вторая серия теснее связана с основной вселенной DC — Mother Panic: Gotham A.D. После событий Milk Wars Вайолет Пейдж попадает в преобразившийся Готэм. Спустя 10 лет в городе многое изменилось: Бэтмен пропал, власть контролирует элита в лице Коллектива, а наследие Джокера пережило его самого.

Несмотря на небольшой буст продаж в связи с Milk Wars, у Young Animal снова начались проблемы. Джерард Уэй объявил о временном закрытии импринта, а все серии, кроме Doom Patrol, были завершены. И только спустя год вышли новые комиксы:

  • Doom Patrol: Weight of the Worlds с богатой командой авторов — на этот раз самая деструктивная команда супергероев отправилась в путешествие по Солнечной системе. Например, заглянули на планету Орбиус, жители которой помешаны на фитнесе. А одна из главных линий всей мини-серии — попытка Роботмена принять себя в новом теле;
  • Collapser от бас-гитариста My Chemical Romance Майки Уэя и Шона Саймона — простой диджей получает по почте коробку с чёрной дырой. Открыв её, он обретает суперспособности, которые втягивают его во вселенский конфликт.
  • Far Sector от Н. К. Джемисин и Джамала Кэмпбелла — история новичка в рядах Зелёных фонарей девушки Соджонер Маллейн, чья задача — следить за порядком в громадном космическом городе численностью в 20 миллиардов живых существ. На момент выхода статьи это единственная продолжающаяся серия в рамках Young Animal.
Кадр из Collapser

Джерард Уэй в своих комиксах стремится показать, что в этом медиуме можно и нужно мыслить нестандартно. Он не боится экспериментировать с формой, но помнит, что комиксы живут в едином пространстве. Его истории, особенно те, что посвящены уже появлявшимся в комиксах DC персонажам, отсылают к другим сюжетам, учитывают контекст их предыдущих приключений.

Это то, за что фанаты Ценят Уэя. Он любит комиксы, постоянно их советует всем желающим и стремится писать их такими, чтобы они были доступны не только для подготовленных людей, но и для новичков. И главное — они по-хорошему странные, как и всё творчество Джерарда. И своими идеями Уэй заражает каждого автора, который работает на Young Animal.

И тут важный вопрос: «вне контекста My Chemical Romance и интереса к персоне Уэя — хороший ли Джерард комиксист или нет?». Я долго размышлял над этим с подачи коллег и пришёл к мысли, что он в первую очередь талантливый куратор (его Young Animal выглядит максимально разносторонним по темам, героям и подаче), а потом уже автор, причём достаточно скромный. Но люди ценят его не за то, как он пишет, а за то, как он подаёт свои комиксы. Джерард не боится экспериментов и показывает, какими могут быть комиксы.

Что дальше

Иллюстрация — Erinnert

Не так давно в издательстве DC произошли большие перестановки (следом за реорганизацией в WarnerMedia), в том числе в руководящем составе. Многие импринты, считая авторские, были закрыты или сращены вместе. Главного редактора Боба Харраса уволили. Без работы осталась треть редакторов, среди которых, например, Марк Дойл, отвечавший за импринт DC Black Label.

А вот Young Animal относительно повезло — он пока жив и будет жив, пока у Джерарда Уэя есть силы и желание им заниматься. Другой вопрос — будет ли у него достаточно времени на комиксы с возвращением к полноценной музыкальной карьере? Хоть 2020-й и пандемия и вносят коррективы в концертный тур, группа всё равно планирует вернуться к музыке. И как это скажется на другом творчестве Уэя — пока непонятно.

Напоследок несколько обложек, нарисованных самим Джерардом. Из-за занятости он рисует редко, зато стиль действительно запоминается. Вот, например, его альтернативные обложки к «Киллджою».

Проработал несколько лет в магазине комиксов. Писал о книжках с картинками, пока продавал их. Создал раздел комиксов на «Канобу» и спецвыпуск «Мира Фантастики». Теперь помогаю делать 2х2.медиа.

Понятно