В прокат выходит 4 августа «Убойный монтаж» (в оригинале — CoupeZ!, т.е. «Режь!»), французский ремейк японского комедийного хоррора «Зомби одним планом!», в котором на съёмочную группу малобюджетного ужастика нападают настоящие живые мертвецы. Те, кто видели японский фильм, сейчас хитро улыбнулись — а те, кто не видел, спросят — и что же там такого интересного, что надо было делать целый ремейк за авторством аж Мишеля Хазанавичуса («Артист»)? Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, как оба фильма дополняют друг друга и чем отличаются, а также стоит ли смотреть «Убойный монтаж» тем, кто уже видел оригинальный фильм, и зачем.
В 2010 году 25-летний режиссёр Синъитиро Уэда создал собственную кинокомпанию Panpokopina и занялся производством короткометражных фильмов (первый из них, кстати, назывался Rice And Boobs, т.е. «Рис и сиськи»). Коммерческий успех до поры до времени парню не давался — денег киношки не приносили, а снимать хотелось, от того клепал он малобюджетные пустячки, но быстро ему это надоело. Видимо, в какой-то момент терпение парня лопнуло, и он придумал сюжет: режиссёр на съёмках дешёвого фильма про зомби настолько устаёт от своих никчемных и бездарных актёров, что решает натравить на них настоящих живых мертвецов. И те вдруг… начинают играть как гении! Во имя экономии ещё и снял это всё одним длинным дублем — как бы (ключевое слово). Большего знать не стоит, чтобы не испортить себе удовольствие, но получившийся фильм «Зомби одним планом!» оказался столь успешным, что собрал в 1000 (!) раз больше своего крохотного бюджета, стал настоящим хитом и, в итоге, обрёл полноценный ремейк.
К европейской реинкарнации фильм подошёл уже с должной помпой. Премьера состоялась на открытии Каннского кинофестиваля, режиссёр — обладатель «Оскара», постановщик «Артиста» Мишель Хазанавичус, в ролях — весь цвет современного французского кино: Ромен Дюрис и Беренис Бежо (оба играли в «Любви на кончиках пальцев»), Финнегэн Олдфилд («Современная история любви») и другие прекрасные артисты. Плюс, конечно, необходимые шик и лоск при бюджете в 4 миллиона евро против $25 тысяч у Синъитиро Уэды. При том, что соберёт он, очевидно, куда меньше даже своего микробюджетного собрата. Просто хотя бы потому, что история, рассказанная в «Убойном монтаже», уже увидена всеми, кому было положено, кроме разве что, возможно, слегка чванливой публики Каннского кинофестиваля. Которая, наверное, была в лёгком шоке, когда вместо условного нового фильма Арно Деплешена или Джима Джармуша начала свой вечер на Лазурном берегу с трешового фильма, где смешные намалёванные зомби, брызгая бутафорской кровью, бегали и клацали зубами в сторону членов напуганной съёмочной группы. Что ж, тот случай, когда зрительское добирается до элитарных этажей, а не наоборот, пусть и таким экстравагантным способом.
Вопрос: какой же из двух фильмов лучше? Однозначного ответа на этот вопрос нет, как минимум потому, что, номинально, «Убойный монтаж» можно считать и ремейком, и продолжением (!). В связи с этим предупреждаю о возможных спойлерах в дальнейшем тексте: если вы не смотрели оригинал, то лучше сразу перейти к вердикту в последнем абзаце, чтобы не испортить себе удовольствие от фильма, французского или японского. Если же вы его смотрели — дальнейший текст ничего принципиально нового вам не расскажет.
Итак, те, кто смотрел «Зомби одним планом!», в курсе, что комедийный хоррор делится на три условных части: в первой нам показывают фильм о киношниках-неудачниках, на которых напали очень странные зомби, во второй — рассказывают о том, как группа готовилась к съёмкам. И, наконец, в третьей (спойлер!) — что съёмки, ведущиеся в прямом эфире, пошли не по плану и режиссёру и участникам процесса пришлось выкручиваться как можно, чтобы спасти положение. Отсюда и весь треш, который случился в первой части фильма, — от нелогичного и смешного поведения самих зомби (на самом деле, играющих их актёров, один из которых, например, наклюкался в дрова прямо на съёмках) до странных визуальных приёмов (в итоге героям пришлось выстраивать «человеческую пирамиду» вместо операторского крана). Это всё было в японской версии — это всё старательно воспроизводится во французской; более того, за действием внимательно наблюдает одна из актрис первого фильма, следящая, чтобы актёры ни на йоту не отступали от оригинального сценария, вплоть до использования японских имён.
То есть, перед нами ремейк фильма про съёмки ремейка фильма про съёмки фильма про зомби. Доминик Кобб при этом словосочетании, должно быть, в ужасе упал в воображаемую ванну, но так и есть — и именно это выделяет «Убойный монтаж» на фоне своего малобюджетного собрата. С одной стороны, в нём хватает эдакой европейской высоколобости — все эти шутки про внутреннюю кухню кино подаются с позиции лёгкого элитизма, ведь японские кинематографисты (и реальные, и киношные) совершили крохотную революцию, буквально собрав своё кино из подручных материалов. В распоряжении французов же был неплохой бюджет, звёздный состав и заблаговременно обеспеченный фон для восприятия широкой публикой; можно даже сказать, что, в каком-то смысле, идею Синъитиро Уэды присвоили себе Мишель Хазанавичус и Ко. Но если подойти к фильму именно с точки зрения, что это своего рода пародия на пародию, то складывается довольно забавная картина: условный авторемейк добавляет глубины оригинальному фильму, делает его ещё более живым и, что уж там, гениальным. Кооперация двух полярных культур, европейской и азиатской, выливается в сюжет о том, что снять фильм — уже подвиг, а переснять его, не ударив лицом в грязь — и вовсе маленькое чудо.
И французская версия задаёт жару: несмотря на вторичность, смотрится тот же самый приём столь же бодро, свежо и весело, а учитывая, что действие происходит, грубо говоря, в одной киновселенной (выкуси, Marvel!), выходит, что «Зомби одним планом!» и «Убойный монтаж» — фильмы-побратимы, которые взаимно дополняют друг друга. Первый может существовать без второго, второй без первого, но зачем? Оба сюжета о том, что кино — волшебство, которое творится порой по наитию, и даже если в проект приходят большие продюсеры с большими деньгами и просят сделать то же самое, но больше и лучше — почему бы, зомби его подери, нет? В финале обоих из них вы будете сидеть с улыбкой до ушей, как у Хагги Вагги, потягиваясь от удовольствия. Если для того, чтобы добраться до более широкого зрителя, фильму нужен высокобюджетный европейский ремейк — так давайте его сделаем! Кино — это кооперация, работа в коллективе, совместное творчество. Такие фильмы сплачивают разные народы и мировоззрения, а разве не в этом цель культуры? Тем удивительнее, что достаточно было лишь добавить в кадр парочку зомби да слегка перекрутить пару деталей сюжета — и вот тебе чудо. Всегда бы так.
P.S.: ждём теперь голливудский ремейк. Чтобы, так сказать, иронично замкнуть трилогию.