1 апреля в повторный прокат в России выходит «Вспомнить всё» (Total Recall), фантастический боевик Пола Верховена («Звёздный десант») по произведению Филипа Дика с Арнольдом Шварценеггером и Шерон Стоун в главных ролях. Для своего времени фильм был стилеобразующим и стал одной из последних фантастических картин до угасания зрительского интереса в начале 1990-х. Кинокритик Иван Афанасьев пересмотрел фильм и вспомнил всё, что сделало картину великой.
Для тех, кто не в теме, краткая завязка сюжета: Дуглас Куэйд, простой парень с мускулатурой и лицом Арнольда Шварценеггера, живёт на Земле 2084 года с красавицей-женой. Ему регулярно снятся сны про Марс, в этой реальности неплохо освоенный людьми, и это не даёт ему покоя. Узнав о деятельности компании Recall, дающей людям возможность оказаться в чужих воспоминаниях, Дуглас отправляется в их офис и просит дать ему возможность пожить жизнью секретного агента с красной планеты. Но в ходе путешествия в закрома не-своего разума происходит странное: вместо наслаждения процессом Куэйд нападает на работников лаборатории, будто одержимый явившимися ему воспоминаниями. Его усмиряют, ненужную память стирают, но в покое оставить не могут: по приезду домой его пытаются убить старый приятель, окружающие люди и даже собственная жена.

По нынешним меркам «Вспомнить всё» выглядит как настоящий раритет: простенький, при этом напичканный доверху слегка смешным, будто гуттаперчевым ультранасилием боевик, со старым-добрым Арнольдом Густавовичем в самом расцвете сил, который недостаток актёрского таланта компенсирует мускулами и выдающейся челюстью. Слегка наивный по нынешним меркам сюжет про антиутопию на Марсе, где злой-презлой капиталист со зловещим околоскандинавским именем Вилас Кохааген давит людей-марсиан и мутантов, выкачивая последний воздух из атмосферы, а бравый Куэйд, осознав близость к идеалам социализма, объявляет режим кузькиной матери. А ещё тут есть егендарная сцена с проституткой с тремя грудями как апофеоз экспериментов на почве визуализации секса в голливудском кинематографе, превратившийся в мем. Сейчас всё это смотрится, мягко говоря, как экспонат музея кинодревностей.


Собственно, с этой точки зрения и предлагается на него посмотреть сейчас, из 2021-го, когда мы уже насытились «Стар Треками», бесконечными сиквелами «Звёздных войн» и даже довольно беззубым ремейком самого «Вспомнить всё» с Колином Фареллом. Интереснее всего видеть, как некоторые вещи, которые сейчас нам кажутся чем-то вполне обыденным, тогда поражали воображение зрителя 1990-х. Красная таблетка, которую предлагает агент корпорации, чтобы Куэйд вышел из сна, в котором он – секретный шпион, через девять лет появится со схожей функцией в «Матрице». Ярко-красный Марс, выкрашенный в цвета социалистической революции, послужит источником вдохновения для серии игр Red Faction. Сами интерьеры Земли 2084 года (это, конечно, непрозрачный намёк на «1984» Оруэлла) получат визуальное продолжение в серии Deus Ex.
Но это всё внешние референсы – с идейными всё обстоит ещё интереснее. Сама задумка мира, в котором главный герой погружается в чужие воспоминания, позже прозвучит в «Особом мнении» Стивена Спилберга. Идея путешествия по закоулкам собственного сознания главного героя, который в итоге окажется по сути врагом самому себе – откровенно напоминает «Врага» Дени Вильнёва, с его демоническим доппельгангером. Попытка вырваться за пределы Земли в поисках лучшей жизни с маленьким филиалом внеземного ада на другой планете – это прямо-таки фундамент подзабытого сейчас шутера 2003 года Chaser (чьё русское название, «Вспомнить всё», говорит само за себя). Да что там, мы сами недавно вспоминали фильм, навеянный картиной Верховена: в «Запрещённом приёме» Снайдера героиня погружается в шизофреническую фантастическую вселенную, которая, на самом деле, всего лишь результат предсмертных видений от лоботомии. Гарри, товарищ Куэйда во «Вспомнить всё», предупреждает друга, что последствия погружения в чужие воспоминания могут обернуться необходимостью вогнать ему сверло в голову. Ну а концовка фильма аккуратно намекает.


Глядя на Total Recall в 2021-м, удивляешься не столько его зрелищности, или революционному для своего времени сюжетному твисту ближе к финалу, или симпатичным локациям, или даже всё тем же трём грудям марсианки. Поражает то, как этот фильм нашёл отражение в десятках, а то и сотнях проектов, вышедших даже не в 2084 году, а гораздо раньше. И как бы фильм ни смотрелся сейчас, невозможно не восхититься проницательностью Верховена, предсказавшего многие тренды на десятилетия вперёд.