4 мая в эфире 2х2 появится «Тайна Келлс» (The Secret of Kells) — дебютный полнометражный мультфильм Томма Мура, которого вы можете знать по «Песне моря» или «Легенде о волках». Мур — ирландец, трижды номинированный на «Оскар». В честь показа мы составили гайд по творчеству мастера, чтобы познакомить вас с национальными головоломками.
Томм Мур захотел заниматься анимацией ещё в детстве. Однако уже с ранних лет будущий постановщик принял позицию идти против конвейерного производства, увиденного на экскурсии одной анимационной студии. Классической технике Томм учился в Дублине. А уже в 1998-м вместе с Полом Янгом и Норой Туми создал анимационную студию Cartoon Saloon, которая стала младшим братом культовой Ghibli. Как и Хаяо Миядзаки, ирландского постановщика интересуют фольклор и вопрос экологии. Подобные темы Мур раскрывает через сюжеты взросления, которые принимают облик настоящих приключений.

Повествование от лица ребёнка
В центр сюжета Мур всегда ставит ребёнка. От его лица мы постигаем ирландскую историю со всеми мифическими созданиями вроде лесной принцессы или шелки. Благодаря персонажу и без того сказочный мир постановщика воспринимается ещё волшебнее и извилистее. Работы Мура — всегда истории о преодолении, но не собственного страха, а окружения. Главные герои режиссёра — отважные ребята, готовые пожертвовать жизнью ради сохранения национальной памяти.
Трагедия семьи
Ни один из героев Мура не живёт в полноценной семье. 12-летнего Брендана из «Тайны Келлс» воспитывает дядя-настоятель Келлах, который держит мальчишку в ежовых рукавицах, не разрешая окунаться в мир книг и выходить за пределы аббатства. Бен и его маленькая сестра Сирша из «Песни моря» потеряли мать. Сейчас они живут вместе с отцом на островном маяке, прячась от городской суеты. В той же ситуации находится и Робин — дочь охотника из мультфильма «Легенда о волках».

Каждый из родителей гиперопекает ребёнка, боясь предать умерших. Они носят на себе обязательство вырастить дитё во что бы то ни стало. В 2014-м фильмография Мура пополнилась проектом «Пророк» — совместной работой нескольких режиссёров. В уста одного из героев авторы вложили фразу: «Ваши дети — это не ваши дети. Они принадлежат самим себе. Вы можете подарить им любовь, но не думы. Потому что думы у них собственные». Эту тему Мур вплетает красной нитью во все свои работы, затрагивая вопрос свободы и её значения в жизни всего живого — не только человека.

Ирландия и мифы
Все мультфильмы Мура связывает геолокация — Ирландия. В первом мультфильме действие разворачивается в реально существующем аббатстве Келлс, во втором — на островном маяке близ Дублина, в третьем — в городе Килкенни, где мастер жил долгие годы.
«Тайна Келлс», «Песнь моря» и «Легенда о волках» складываются в ирландскую трилогию, сюжеты которой охватывают более десяти веков истории. Автор исследует как природу эмансипации, так и религию. Одновременно постановщик избирает фундаментом лент мифологию. Бог Кром Круах, шелки, фея Эйшлин из волшебного народа Туата де Даннан и колдунья-сова Маха — мультфильмы изобилуют подобными героями. Мур смешивает религию и мифы, сталкивая ту же Эйшлин из «Тайны Келлс» со святым Колумбой и Пангур Баном. Таким образом рождается сказка.

Память прошлого
Мур путешествует во времени, каждый раз отправляясь в прошлое. Действие «Тайны Келлс» разворачивается на рассвете IX века, а «Легенды о волках» — в 1650 году. Только в «Песни о море» постановщик не отходит далеко, рассказывая историю почти что современности — конца ХХ века.
Прошлое завязано на уже упомянутой мифологии, ирландских верованиях. К этому относится и история со священной книгой из «Тайны Келлс». Келлах запрещает Брендану увлекаться миниатюрами, считая, что для продолжения рода нужна крепостная стена, а не стопка бумаги. Однако мальчик идёт своей дорогой — переписывает книгу с нуля и проповедует её заветы.
С течением времени мифы забываются, их меняет западная культура. Так, лесная фея Эйшлин становится последним представителем своего рода, а Келлская книга — единственным воспоминанием о давно разрушенном. В то же время в первом мультфильме варвары активно уничтожают национальную культуру, во втором — мифы и легенды падают под ударом технического прогресса, а в третьем — английские солдаты вторгаются на ирландские земли, чтобы уничтожить леса и поглотить территорию.



Трагедия — часть жизни
В каждой работе Мур нормализует опыт переживания трагедии. Режиссёр настаивает на проработке травмы, а не бега от неё. В «Песни моря» присутствует мифическая линия великана Мак Лира, которого собственная мать превратила в камень, чтобы спасти от горя. Однако своим действием она обрекла себя на муки. То же происходит и с остальными героями. Отец Робин боится за дочь, так как потерял жену. Поэтому девчонка сидит в четырёх стенах, разговаривая с ручной птицей, что тормозит каждого из них.
Вопрос экологии
Основное действие мультфильмов Мура разворачивается на природе. В «Тайне Келлс» и «Легенде о волках» — в лесу. Среди зелёных ветвей герои постигают себя. Как правило, персонажей ограждают от леса, как от чего-то опасного. Так, дядя Келлах запрещает Брендану выходить за пределы крепостной стены, но тот сбегает, открывая для себя новый мир. То же касается и Робин из «Легенды о волках», которая вслед за отцом хочет стать охотником. Однако тот категорически запрещает ей сопровождать его на службе. Своенравная девчонка отправляется в лес, где знакомится со сноволками и становится на их сторону. Мур против бегства от природы, потому что это равняется бегству от самих себя.

Визуал
Режиссёр обозначил свой стиль уже в первой работе — «Тайне Келлс». По сюжету юный Брендан встречает некоего Айдена — легендарного иллюстратора, работающего над главной книгой того мира. Мальчуган становится частью его детища. Даже так — полноценным автором. Мастер заигрывается стилизацией под Келлскую библию и средневековыми гравюрами. Орнаменты украшают не только страницы издания, но и стены аббатства, что демонстрирует талант Брендана и его дяди к живописи. Параллельно они летают в воздухе, символизируя мифологию на просторе исторического пласта.
В работах для Мура важнее визуал, нежели драматургия и слова. «Тайна Келлс» становится книгой — постановщик активно использует полиэкран. Тот же приём появляется и в «Легенде о волках». Это позволяет режиссёру добавить динамику в повествование, сталкивая в одном пространстве сразу несколько визуальных позиций. Каждый мультфильм тяготеет к определённому цвету. «Тайну Келлс» символизирует зелёный, «Песнь моря» — синий, а «Легенду о волках» — тот самый осенний оранжевый.

«Песнь моря» стала для зрителя акварельной историей, где важна не столько точность каллиграфии, сколько общие расплывчатые мазки. Пожалуй, это и отличает её от других лент. Постановщик работает с одномерными фонами, где нет глубины, и двумерной анимацией. При этом его картины не выглядят тускло. Мур акцентирует внимание на схематичности и штриховке персонажей. В крупных планах мало чистых линий — перед нами сказочный скетчбук по мотивам снов Томма. Надо учитывать, что до сих пор все мультфильмы Cartoon Saloon по большей части отрисовываются вручную с минимальной долей компьютерной техники. Всё перечисленное — отсылка к кельтскому искусству, славящемуся абстракциями и орнаментами.
Соавторство
Томм Мур — командный игрок. Большинство работ режиссёра созданы в соавторстве. Так, «Тайна Келлс» разработана совместно с Норой Туми («Добытчица», «Папин дракон»), а «Легенда о волках» — с Россом Стюартом, для которого мультфильм стал первой режиссёрской работой в анимации. Над «Пророком» Мур трудился аж с десятью постановщиками, в числе которых Роджер Аллерс («Король Лев»). Единственной личной лентой мастера стала «Песнь моря». Возможно, потому что на затронутый хронотоп пришлось детство режиссёра.

Томм Мур создаёт поистине волшебные работы за минимальный (по меркам современной студийной анимации) бюджет. Режиссёру удаётся отдавать мультфильмы в массы, несмотря на большую приверженность к национальному колориту. Это самобытные творения, достойные просмотра.
Не пропустите «Тайну Келлс» в эфире 2х2 в субботу, 4 мая, в 18:50!
