Самые узнаваемые герои видеоигр братья Марио во второй раз за карьеру появились на больших экранах с громкой премьерой. В девяностых попытка избавить знаменитых водопроводчиков от острых пикселей и перенести в лайв-экшен обернулась мощнейшим провалом (редакция 2x2.медиа это мнение не разделяет!), но анимационных «Братьев Супер Марио в кино» (The Super Mario Bros. Movie) 2023 года, кажется, ждёт совсем иная судьба: быть крайне вторичной, но коммерчески успешной экранизацией.
Наверное, такой расклад подходит Illumination, отвечавшей за мультфильм. Для продюсера Криса Меледандри «Братья Супер Марио в кино» — это большая победа, ведь адаптация приключений усатых итальянцев в Грибном королевстве на голову выше «Миньонов» и других франшиз студии по визуалу, экшену и дизайну персонажей. Но для Nintendo и геймдизайнера Сигэру Миямото, устраивающих революции в игровой индустрии на протяжении долгих лет — это шаг назад. Даже печально известный фильм «Супербратья Марио» мог похвастаться хотя бы статусом первопроходца в жанре адаптаций, а у поделки Illumination и этого нет.
Оригинальная Super Mario Bros. была прорывным платформером для своего времени и популяризовала прокручивающийся экран с цветными проработанными декорациями. В старых играх какой-нибудь Atari игроку приходилось переходить из одной статичной комнаты в другую, но водопроводчик в комбинезоне наконец-то позволил геймерам планировать свои действия прямо на ходу. Super Mario Bros. также подарила персонажам какую-никакую физику и вывела интуитивность механик на запредельный уровень (заспавнились и без проблем побежали вправо без каких-либо туториалов).
Даже переход Марио в 3D был революционным: в Super Mario 64 Миямото показал разработчикам, как взаимодействовать с камерой в трёхмерном пространстве, и подарил наглядный гайд всем персонажам игр, желающим обрести объём. В дальнейшем серия продолжала эксперименты и внедряла свежие механики, на которые опирались последователи. Например, Super Mario Galaxy игралась с перспективой и гравитацией, а Super Mario Odyssey предлагала переселяться в тела противников для решения головоломок и подводила итоги развития платформеров за долгие годы, вбирая в себя лучшее из жанра.
Изобрести новый подход к анимации мультфильм для широкой аудитории с узнаваемыми персонажами вряд ли бы смог (хотя «Лего. Фильм» и «Человек-паук: Через вселенные» с этой задачей справлялись), но почему создатели «Братьев Супер Марио в кино» не закосплеили Super Mario Odyssey и не выкатили что-то вроде подведения итогов в жанре качественных экранизаций последних лет?
Водопроводчики могли бы посмотреть в сторону «Соника в кино» и адаптировать игровые механики под формат. У ежа вот в своё время отобрали коллектиблсы в форме золотых колец и изящно превратили их в макгаффин. Весь сюжет фильма строился вокруг поиска «дырявых монеток», подмигивая оригинальной Sonic the Hedgehog, но игровая логика не влезала на территорию кино. В «Братьях Марио» же висящие в небе кирпичные блоки и бонусные грибочки-цветочки разбросаны по миру просто так (герои их так и называют «бонусами») и не замаскированы даже под какой-нибудь трансформирующий артефакт.
Полный отказ от игровых условностей тоже мог бы сработать. «Аркейн» вот решил не мучиться с референсами к MOBA-механикам League of Legends и сфокусировался на расширении лора и ворлдбилдинге. А «Братья Супер Марио в кино» ленятся обосновать даже наличие портальной трубы в канализации Нью-Йорка, ведущей в Грибное королевство, и вместо этого предлагают зрителю полуторачасовую кат-сцену, за которой не следует геймплея.
Лучшая метафора для отношения создателей мультфильма к истории и работе с клише — это местный саундтрек. Если вычеркнуть ремиксы тем из игр серии (и мемную рэп-отсылку к старому мультсериалу), то в музыкальном сопровождении останутся только самые переюзанные композиции в истории кинематографа. Если подготовка к бою, то под Battle Without Honor or Humanity, становление героя с порцией экшена — только под Holding Out for a Hero, монтаж со сбором крутого транспорта — Thunderstruck от AC/DC на фоне. Создатели даже Take On Me и Mr. Blue Sky умудрились впихнуть. Спасибо, что хоть без Bad To The Bone Джорджа Торогуда обошлись...
Иронично, но по духу «Братья Супер Марио в кино» ближе всего к недавнему мультсериалу Sonic Prime от Netflix. Идеи, которые хорошо работают в видеоиграх, в анимации и фильмах выглядят просто странно (но иногда чудеса случаются, как с экранизацией «Подземелий и драконов»). Поэтому мы бы лучше заценили какую-нибудь Mario Origins от Nintendo, рассказывающую предысторию водопроводчика и его друзей через интерактив и совмещающую лучшие механики игр серии от классических двухмерных платформеров до Mario Kart.