В прокат вышел фильм «Субстанция» (The Substance) Корали Фаржеа, известной по триллеру «Выжившая». В новом проекте режиссёр бросает вызов Голливуду, демонстрируя жесткие требования мужчин к женскому телу, жаждущих видеть на экране лишь молодость и совершенство. Все возрастные актрисы попадают в утиль, но некоторые находят выход — «Субстанцию», способную вернуть утраченную молодость. Каким получился феминистский хоррор и как он раскрыл Деми Мур с другой стороны, расскажем в статье.
Старость — Алая буква для Голливуда, которой клеймят возрастных актрис. Их время замедляется и разворачивается в сторону прошлого — ярких воспоминаний молодости. Таким, как они, больше не пришлют букет цветов с запиской: «Они полюбят тебя». Чернильные буквы выстроятся в «Была» и «Могла», награды обесценятся, а звезду на Аллее славы больше никогда не осветят вспышки фотоаппаратов.
Элизабет Спаркл (Деми Мур) — звезда популярного телешоу по аэробике, актриса, получившая премию «Оскар». Её слава утихла, а потому продюсер шоу увольняет женщину. Подавленная и потерянная Элизабет возвращается домой в свой 50-й день рождения и получает конверт с флешкой, на которую записан ролик о некой «Субстанции». Оказывается, вещество способно вернуть молодость: инъекция разделяет клетки человека и на свет выходит второе «Я» — молодое, свежее, полное энергии. Элизабет решает рискнуть и забирает набор, состоящий из ампулы-активатора, семи доз стабилизатора, пищи для обеих форм и капельницы-переключателя. После активации на свет выходит двадцатилетняя Сью (Маргарет Куолли). Она подключает Спаркл к питанию и вкалывает себе стабилизатор. Через неделю они должны поменяться.
Тело Сью совершенно. Она молода, красива, сексуальна и полна энергии. Девушка спешит на кастинг шоу, чтобы занять место Элизабет и с лёгкостью получает роль. Мужчины хотят видеть перед собой совершенство: наслаждаться молодостью и глупой улыбкой, не сходящей с лица. Сью становится идеальным кандидатом, ведь у неё нет личности и прошлого, а потому в неё можно вложить собственный смысл. Её легко полюбить, потому что она сделает всё, чтобы её приняли. И это ужасает.
С новой ведущей шоу превращается в объективизированный аттракцион. Фаржеа показывает женские тела со всех ракурсов, во всех деталях, часто игнорируя лицо. Мужчины, наоборот, почти утыкаются ими в камеру, смятым морщинами и гримасами. В этом бизнесе их ценят любыми, вне зависимости от возраста и личных качеств. Они громко чавкают, раскидывают по скатерти ресторана еду, громко смеются и заполняют пространство, не оставляя места для слов Сью, а уж тем более Элизабет. Реплик в фильме у них практически не будет, ведь им нельзя выражать свои эмоции и чувства. «Субстанция» с отчаянием кричит о том, как молодые женщины обязаны соответствовать идеальному образу, а с возрастом уйти в тень и стать невидимыми для общества.
По закону жанра ситуация выходит из-под контроля. Двойник начинает желать большего. Двух недель в месяц недостаточно, чтобы достичь успеха, а потому Сью начинает пренебрегать правилами и отбирать по кусочку жизненной силы у Элизабет. Тело женщины остаётся лежать в тёмной комнате за тяжёлой дверью, словно задвинутые подальше постыдные воспоминания или грязные секреты, которые принято прятать от общества. Так Фаржеа показывает, как в современном мире женщины меняют себя до неузнаваемости при помощи пластических операций и инъекций, чтобы вписаться в жестокий бизнес. Они всё сильнее отдаляются от настоящего «Я», кардинально меняя черты, стирая прежнюю личность. Сью — это вечно молодой и прекрасный Дориан Грей, стыдливо прячущий свой стареющий портрет, но постоянно проверяющий его жуткие изменения.
В этом плане Деми Мур, чей карьерный путь напоминает путь Спаркл, не только иронизирует над собой, но и бесстрашно отвечает на вопросы, которые ставит Фаржеа. Там где мы находим ужас, отчаяние и стыдливую наготу Элизабет, Деми обнаруживает бурлящий внутри гнев и источник силы. В свои 61 она вновь сияет, ведь в старости не должно быть отчаяния и страха, она должна стать апофеозом жизненной симфонии и источником внутренней силы.
«Я знала, что это будет самая сложная роль в фильме. Для актрисы это страшная и сложная роль, потому что она бьёт по её собственной фобии, — комментировала роль Деми режиссёр. — С Деми мы встретились в тот момент, когда фильм подходил нам обеим. Видимо, она уже имела дело с подобными вопросами, поэтому была готова противостоять им в творческой для неё манере. Я почувствовала, какой невероятный путь Деми прошла: начала с нуля и построила себя в одиночку в индустрии, где доминировали мужчины. Она много рисковала и опережала своё время».
Это по-настоящему пугающий фильм, и страшным его делает не саспенс и отсылки к Кубрику и Кроненбергу, а чувство одиночества, которое возникает во время просмотра. Бешеный финал ленты показывает искажённые плоть и дух женщины, мечтавшей заполучить своё место в мире, который принадлежит мужчинам. Фаржеа показывает, что сейчас у нас есть лишь два пути: быть высмеянными за то, кто мы есть, или самоустраниться, затерявшись среди тусклого света телевизора, с трудом сгибая артритные колени. «Субстанция» — это акт отчаяния и неповиновения, последняя попытка выплеснуть кровавый гнев на толпу безразличных зрителей. И Фаржеа делает это блестяще.