Голые тела, синий свет и борьба за волшебный цветок — интересно посмотреть на такое? Тогда советуем вам приглядеться к «Хребту ночи» — ротоскопической сказке с элементами чёрного фэнтези. Картина создавалась на протяжении семи лет с учётом работы над сценарием, но хватило ли авторам времени сделать нечто культовое — давайте разбираться.
Но сначала немного расскажем о команде проекта. Работу возглавили Филип Джелэтт («Любовь, смерть и роботы») и Морган Гален Кинг — владелец анимационной студии Gorgonaut, специализирующейся на короткометражках. Кстати, в 2013 году у Моргана вышла лента Exordium, ставшая предтечей The Spine of Night — первой полнометражной работы Кинга. Основные роли в «Хребте» озвучили: Ричард Э. Грант, Люси Лоулесс, Джо Манганьелло, Эбигейл Сэвадж, Пэттон Освальт и Бетти Гэбриел. Неплохой состав, да? Голос Лоулесс явно привлечёт к картине фанатов героического фэнтези, ведь ностальгию по сериалу «Зена — королева воинов» ещё никто не отменял. А что насчёт самого мульта?
The Spine of Night выполнен в технике двумерной анимации, при которой сначала снимают реальных актёров и декорации, а уже потом из собранного материала создают мультфильм. В процессе работы художник полностью обводит отснятые кадры. Раньше это можно было сделать с помощью ротоскопа, изобретённого Максом Флейшером — первым анимационным экспериментом в такой технике стал его минутный ролик о клоуне. На создание ушло 2600 кадров и целый год работы. Сегодня методика двумерного ротоскопирования упростилась: аниматору достаточно обвести основные фрагменты изображения, а всё остальное за него сделает программа. Часто этот приём используется для более реалистичной передачи движений в анимации и создания спецэффектов — «Хребет ночи» (The Spine of Night) тому подтверждение.
Давайте ненадолго вернёмся к картине Exordium и разберёмся, какое отношение она имеет к полнометражной ленте. Сюжет мульта очень схож с «Хребтом»: воины сталкиваются со стражем, охраняющим древнюю реликвию, и пытаются овладеть ей. Перед нами магическая сущность, вобравшая в себя всё знание мира, и герой, желающий обладать накопленным опытом прошлого. The Spine of Night — развёрнутое продолжение короткого метра. Даже рисовки персонажей одинаковые. Про концовки работ ничего говорить не будем — узнаете сами.
Но о чём же всё-таки «Хребет ночи»? Мульт начинается с кадра темноволосой обнажённой женщины, взбирающейся на заснеженную гору. Это такой ход конём со стороны режиссёра, мол, «смотрите, тут и такое будет». Героиня оказывается не просто женщиной, а болотной ведьмой, варварски изгнанной из своего королевства. Весь её народ убит, а дом полностью сожжён. Цель ведьмы — цветок, обладающий огромной силой священного знания. Вы уже наверняка догадались, что растение вовсе не простое, поэтому оно, естественно, находится под чуткой охраной стража, который должен сделать всё, чтобы магия не попала в чужие руки.
Про ведьму и средневекового секьюрити мы уже всё поняли. А где же главный злодей? Противник болотной женщины не так уж прост. Это человек, выкравший запретные знания священного растения и поддавшийся чарам чёрной магии. Он одним движением руки уничтожает племена и обрекает человечество на вековые страдания. Мультфильм охватывает огромные временные пласты, показывая нам эволюцию мира и самих героев.
По сути, «Хребет ночи» — сборник рассказов о возникновении человечества, появлении цветка и его влиянии на вселенную мульта. Главными героями выступают не столько персонажи, сколько растение — вокруг него и крутится весь сюжет. Это экзистенциальное фэнтези, местами путающее зрителя и заставляющее его скучать. Большинство племён появляются в сюжете лишь косвенно, не получая дополнительной трактовки и развития, чего как раз и недостаёт мультфильму. Было бы интересно увидеть что-то помимо помешанного на идее всевластья Гал-Сура и Болота.
Посмотрев первые кадры «Хребта ночи», сразу вспоминается «Властелин колец», только вместо Кольца Всевластья здесь магический цветок, а вместо Голлума — книжник, заигравшийся с кровавым колдовством. Также в качестве референсов Джелэтт и Кинг взяли «Тяжёлый металл» Джеральда Поттертона и «Огонь и лёд» Ральфа Бакши. Из первой картины, кстати, позаимствована форма повествования — сюжет разбит на новеллы. В «Хребте» есть всё: войны нескольких королевств, загадочный предмет и магия.
Кстати, сюжет крутится не только вокруг цветка, но и вокруг бесконечной кровавой бойни и сопутствующей ей расчленёнки. Мультфильм — рекордсмен по отрубанию конечностей. Жестокость — основа каждой сцены. Одни трупы мгновенно сменяются другими, из-за чего местами лента выглядит монотонной, но, стоит отдать должное аниматорам, не перестаёт быть броской и самобытной. Превосходный визуал идеально передаёт мир магического Средневековья, где существуют воюющие народы и беспощадные боги. А чего стоит прорисовка человеческих тел? Сотрудничая с бодипозитивом, авторы отдают предпочтение максимальной реалистичности внешности героев. Яркие образы, олдскульные задники ручной росписи и неоновые цвета приковывают внимание зрителя с первых кадров. По части анимации мульт особенно выигрывает в изображении жестоких сцен — использование ротоскопирования придаёт движению точность и ощущение веса, чего не хватает некоторым современным мультфильмам. Драки выглядят максимально реалистично и устрашающе, детальность картины пугает и восхищает одновременно.
После показа «Хребта ночи» на виртуальном кинофестивале South by Southwest мультфильм получил ряд критических замечаний из-за запутанного повествования, не позволяющего проследить основную сюжетную линию картины. Однако визуальные эффекты не дали ленте полностью провалиться в глазах искушённых зрителей и критиков. Похоже, качественное изображение способно порой перекрывать драматургические дефекты. Несмотря на свои недостатки, The Spine of Night значительно выделяется на фоне современной западной анимации. Мультфильм эксцентричен, реалистичен, экзистенциален и чрезмерно кровав.