Простая, но гениальная идея собрать актёров озвучивания, чтобы те играли в «Подземелья и Драконы» и прочие НРИ на стримах, превратилась в мощную медиафраншизу. К 2025 году коллекция бренда Critical Role располагает пачкой книг, собственной ролевой системой Daggerheart, коллаборацией с игровой студией AdHoc (Dispatch) и парой мультсериалов. О «Легенде о Vox Machina», которая стартовала в 2022-м, вы уже наверняка знаете. Теперь пришло время экранизации второго кампейна Мерсера — «Могучей девятки» (The Mighty Nein).
Заключительный эпизод первого сезона вышел 22 декабря 2025 года, поэтому настало время оценить проект. Конечно, мульт зайдёт любителям похождений актёров-стримеров в Экзандрии и фанатам предыдущего шоу. Однако может обзавестись и неожиданной целевой аудиторией — яростными хейтерами Vox Machina.

Создателям The Mighty Nein удалось пофиксить одну из главных проблем сериала-предшественника. Сюжет анимационного шоу развивается плавно. Лишившийся былого могущества волшебник Калеб встречает гоблиншу-разбойницу Нотт, которая мотивирует его отомстить. Молодой полуорк-моряк Форд теряет команду и внезапно получает покровительство от древних тёмных сил. Он знакомится с тифлингом-жрицей Джестер, поклоняющейся загадочному божеству, и обещает её матери защитить девушку от недоброжелателя. Параллельно монахиня Бо пытается остановить войну двух королевств на континенте Уайлдмаунт.

Все сюжетные линии сходятся во время катастрофы на карнавале тифлинга-предсказателя Молли. Персонажи знакомятся, переживают парочку ваншотов (коротких приключений на одну катку в оригинальной D&D), понимают, что у них есть общие цели и идеалы, а затем формируют фэнтезийную версию Стражей Галактики и отправляются спасать мир вместе с Бо.
В «Найне» авторы отводят целых три эпизода на знакомство с шестёркой главных героев. Медленное введение иногда навевает скуку, но это вынужденная мера, иначе зрителям, незнакомым с первоисточником, пришлось бы сходу вникать в хаотичный быт разношёрстных протагонистов. Этим как раз страдал первый сезон «Махины»: семёрка безумцев сходу врывалась в приключения с драконами, вампирами и арками, сформировавшимися где-то за кадром. Если в виде стрима НРИ это воспринимается гармонично, то в сериальном варианте возникают определённые трудности.


Проект также может похвастаться зрелищными экшен-сценами (если не считать вставку с всратыми трёхмерными стражами пиратских сокровищ) и обилием ультранасилия. Аниматоры смакуют жестокие расправы над обитателями Экзандрии и с удовольствием рисуют реки крови, так что будьте готовы к натуралистичным сценам, где палачу не с первого раза удаётся отрубить голову осуждённой. «Могучая девятка» с лёгкостью покроет потребности любителей мрачного магического Средневековья, которые предпочитают западную анимацию «Берсерку» и прочим аниме.



Однако вне вышеописанного контекста «Могучая девятка» всё ещё достаточно посредственное фэнтези. Причина этого кроется в самом формате. Мультсериал основан на D&D-кампании и то, что кажется остроумным и логичным в шоу с пошаговой боёвкой, актёрскими импровизациями и киданием 20-гранников, теряет большую часть шарма при трансформации в полноценный сценарий.
Например, Сэм Ригел в этот раз решил отыгрывать гоблиншу с трагичным прошлым, кучей страхов и пачкой зависимостей. Несмотря на статус профессионального актёра (он вообще-то Донателло в «Черепашках-ниндзя» 2003 года озвучивал!), типаж исполнителя роли не клеится с героиней. В виде настолки попытки взрослого мужчины давить из себя надрывный женский голос — принимаемая условность, но в мульте все драматические сцены тут же перестают работать.

Пошлые шутки игроков, простейшие макгаффины, сеттинг, подворовывающий лор «Забытых королевств», «проклятье кубов», вмешивающееся в повествование — неотъемлемые части любых НРИ-посиделок, но в другом медиа они начинают раздражать неподготовленного зрителя и казаться банальным. К сожалению, исправить это не сможет ни одна из экранизаций Critical Role.
Избежать подобной ситуации смогли работы Дэна Хармона («Сообщество», «Рик и Морти») HarmonQuest и отечественно веб-шоу «Подземелья Чикен Карри». Создатели сохранили НРИ-условности, сломав четвёртую стену и показав играющих знаменитостей, а все зрелищные сражения и важные сюжетные сцены превратили в анимационные сегменты. Другой вариант — взять сеттинг, но рассказать в нём отдельную уникальную историю. Его выбрал фильм «Подземелья и драконы: Честь среди воров».

Однако ни одной из этих дорог создатели «Легенды о Vox Machina» и «Могучей девятки» не пойдут, ведь они неплохо расположились в своей нише священной коровы для фанатов Critical Role, закрывающих глаза на любые шероховатости проекта из-за любви к оригиналу. Для остальных же мульты будут фоновым фэнтези, к которому обращаются лишь из-за отсутствия конкурентов в западном сегменте полумёртвого жанра.

