В конце марта в российский прокат возвращается культовый японский хоррор «Проклятие» (Ju-On: The Grudgen), релиз которого состоялся почти 22 года назад. С того момента франшиза успела стать культовой в Японии, обросла сиквелами, в одном из которых столкнулась со злым духом из «Звонка», а также оказалась перезапущенной американскими режиссёрами, и не один раз. Оригинальный фильм пропитан японской культурой и полон привычных для их кинематографа приёмов. Спустя столько лет после выхода картине по-прежнему есть чем удивить опытного зрителя. Рассказываем, как пугает «Проклятие» и почему есть смысл посмотреть его даже в 2024 году.
Сюжет и история создания
Далеко в прошлом отец семейства убил свою жену Каяко и кота, а судьба шестилетнего сына Тосио остаётся неизвестной до сих пор. Умирая, мать прокляла своего мужа и дом, в котором была убита, после чего место её смерти стало действительно гиблым: каждого, кто заходит в этот дом, преследуют призраки, и он неизбежно погибает.
Фильм состоит из нескольких сюжетных линий, объединённых только темой проклятия. У героев нет ничего общего. Среди них социальная работница Рика, семейная пара Кацуя и Кадзуми, сестра Кацуя Хитоми, детектив Тояма и его дочка-подросток Идзуми. Все истории связывает только дом и случайное присутствие любого персонажа в нём.
С Каяко и Тосио мы знакомимся ещё до выхода фильма: в 1998 году вышли две короткометражки под названиями «В углу» («Katasumi») и «4444444444». «В углу» показывает двух девочек, казалось бы, мирно кормящих кроликов (что, конечно, не совсем так), а десять четвёрок нагнетает атмосферу продолжительными навязчивыми звонками. Каждый фильм идёт всего по три минуты и есть в открытом доступе. Первая короткометражка показывает уже обращённую в призрака Каяко, которая охотится за одной из школьниц, а вторая — духа Тосио, который преследует молодого человека. Оба фильма не объясняют ни мотивы, ни причины, по которым герои подвергаются нападениям, но знакомят зрителя с главными антагонистами. Они и далее будут появляться во франшизе.
До выхода культового «Проклятия» 2002 года было снято ещё два предшествующих фильма франшизы но они не были показаны в кинотеатрах (вышли сразу на кассетах), поэтому не сыскали мировой славы. Они были малобюджетными, но уже в них начинает раскрываться мифология последующего фильма: идея абсолютно идентичная. В первой части — убийство из ревности, проклятие, преследование духов и дробное повествование, во второй — логическое продолжение той же темы. Таким образом два ранних «Проклятия», как и короткометражки, начинают развивать идеи главного фильма франшизы.
Особенности фильма
Такаси Симидзу, режиссёр картины, ломает множество шаблонов. Одна из первых бросающихся в глаза особенностей — нелинейное повествование: весь фильм один протагонист сменяет другого, а временные рамки постоянно скачут. Хронология переплетается, а герои, кажущиеся главными, исчезают из кадра по щелчку: таким образом автор намекает, что никто не в безопасности. Всего Симидзу показывает шесть сюжетных линий, объединяют которые лишь духи и проклятое место.
В японской культуре зло — не сила, которой можно дать отпор и сохранить жизнь благодаря смелости и ъединению с семьёй или друзьями, как, например, в классических американских хоррорах («Оно», франшиза «Крик»). Здесь всё гораздо мрачнее: при встрече со злом тебе не убежать и не спастись, можно только ненадолго отсрочить скорую смерть. В «Проклятии» также не работают классические способы спрятаться: все мы хотя бы раз полностью скрывались под одеялом от своих страхов, но, когда то же самое пытается сделать героиня, её всё равно настигают духи.
За счёт этого ощущения безвыходности и безысходности создаётся гнетущая атмосфера японского хоррора. В скримерах нет особого смысла: зритель ещё в начале понимает, что герой погибнет или подвергнется сумасшествию, но как именно это произойдёт — остаётся за режиссёром.
И страшно то, что герои совсем не виноваты в происходящем. Они всего лишь заходят в проклятый дом, никаким образом не играя с судьбой и не дразня рок, как это было, например, в «Звонке» Хидео Накаты, соотечественника Симидзу, где герои сами обрекали себя на смерть просмотром проклятой кассеты. И у самого Симидзу есть фильм, где тяга персонажа к запретному становится роковой. «Марэбито» («Marebito») показывает оператора, который в стремлении познать настоящий страх спускается в метро, где один человек покончил с собой. Что в случае со «Звонком», что с «Марэбито» у злых сил есть явные причины играть против героев: они каким-либо образом нарушили их спокойствие или ослушались правил.
В «Проклятии» же всё более неизбежно: правило о том, что в дом нельзя входить, негласное, поэтому персонажи даже не знают о его существовании и не делают намеренных шагов, чтобы разозлить духов. Они просто оказываются не в то время не в том месте.
Духи здесь выглядят особенно страшно: без обилия спецэффектов и нереалистичного грима (единственное, что меняют гримёры, — оттенок кожи и глаза. Лицо духов выглядят мертвецки белым, а вместо глаз — две бездонные чёрные дыры) они всё ещё психологически пугают своим приближенным к людям видом — жутковатый мальчик Тосио с белоснежной кожей, бледная Каяко с пронизывающим взглядом. И даже обычный кот словно предвестник чего-то очень плохого.
Сюда же важно добавить пару слов об игре актёров: ещё в короткометражках качество съёмки и отыгрыша выглядит, будто это непрофессиональная съёмка какого-то человека, далёкого от кино, но, возможно, в этом и кроется весь шарм. Герои так становятся более приближенным к обычным людям, а точнее к незнакомцам: ты сочувствуешь далеко не всем протагонистом, так как они появляются и исчезают, зато осознаёшь, как много человек попало под это жуткое проклятие.
Звуковое сопровождение в хорроре достаточно стандартное: музыка в основном появляется только в тревожных моментах, помогая нагнетать атмосферу. Она даже больше похожа на набор скрипов, свистов и пищания, временами оглушающего и зрителя, и персонажей. Звук напоминает классические фильмы ужасов, например, ненароком вспоминаешь знаменитую сцену из «Челюстей», где напряжённая музыка сразу же даёт понять, что чего-то хорошего ждать не придётся.
Даже спустя столько лет «Проклятие» всё ещё ужасает своей атмосферой без использования графики и большого количества скримеров. Обязательно делитесь в комментариях, чем вам запомнился этот фильм!