Что не так с Terra Nil — новой игрой об экологии

Дима Веснин

В Steam с 16 по 22 июня проходит Next Fest — фестиваль, на котором разработчики предлагают поиграть в демоверсии своих ещё не вышедших игр. Free Lives, студия эко-воинов и авторы Broforce и Genital Jousting, показали на фестивале первый час своей новой игры Terra Nil, в которой главная задача игрока — превращать пустошь в благоприятную для жизни среду, собирать за собой ресурсы, улетать и исправлять экологическую ситуацию по одному району за раз.

Экология — тема сложная, поэтому, чтобы не додумывать, хороший подход предлагают авторы игры или нет, мы обратились к экспертам: поиграли в Terra Nil вместе с Лизой Доррер и расспросили её о том, что она думает по поводу подхода к экологии, который предлагают разработчики Free Lives. Текст ниже с её слов.

Терраформирование — это идея, используемая в науке и научной фантастике, которая означает превращение планеты или какого либо космического тела в подобие Земли с целью поселить на ней человека. Игра Terra Nil предлагает нам заняться терраформированием некой опустошенной планеты: с помощью установок по выработке энергии из возобновляемых источников и других технологий устроить реки, полянки и леса, привлечь туда оленей и лягушек. Таким образом промежуточная цель игры — восстановить биоразнообразие и построить устойчивую экосистему, а конечная — отрегулировать температуру и влажность планеты до неких оптимальных значений.

В своей книге The Terraforming, манифесте одноимённой программы института Стрелка, Бенджамин Браттон переосмысляет термин терраформирование и делает его объектом саму планету Земля. Мы занимаемся терраформированием уже очень давно — начиная с орошения пустынь и вырубки лесов под сельское хозяйство и заканчивая изменением состава и температуры атмосферы из-за резкого роста населения, повышения объёмов производства энергии из ископаемых источников и так далее. Однако, всё это примеры бездумного и губительного для нас, людей, терраформирования Земли. Главный тезис Браттона в том, что нам пора заняться целенаправленным и осмысленным дизайном собственной планеты для того чтобы человечество могло продолжать на ней жить.

Скорее всего, именно такое понимание терраформирования и лежит в основе игры Terra Nil. Да, мы мы имеем дело с абстрактной планетой, но всё же, хочется верить, что игра предлагает нам задуматься о том, как мы выстраиваем отношение именно с нашей планетой. Но действительно ли игра что-то меняет? Так ли далеки идеи в её основе от идей игры Factorio, в которой игрок строит бесконечное производство?

Кадр из Terra Nil / Free Lives

Free lives, разработчики Terra Nil, называют игру «обратным градостроительным симулятором». «Обратность» заключается в том, что вместо строительства городов для жизни человека, игрок строит экосистему на истощенной, видимо, под влиянием антропогена, Земле. Такой геймплей подчеркивает две важные идеи. Во-первых, то, что устойчивая экосистема — это инфраструктура поддерживающая существование человечества. Во-вторых, то, что эту экосистему можно создать с помощью технологических достижений. Таким образом, объединяя две идеи, можно сказать, что здоровые экосистемы — такая же жизненно необходимая инфраструктура, как и города, и что их можно и нужно проектировать, строить и поддерживать.

Однако, с того момента, когда игрок экосистему построил, и, хочется надеяться, понял важность дизайна болот и оленей для своего выживания, геймплей сворачивает в опасном направлении. Последний шаг для завершения миссии — разобрать все инженерные сооружения на площадке, пересобрать их в специальный дрон и убраться на нем подальше от «экологического рая» (из описания игры), оставив его в покое, занявшись возрождением следующего участка планеты. На первый взгляд, утилизировать все постройки это очень правильный шаг — как убрать за собой мусор после шашлыка в лесу, перед тем как сесть в электричку. Мусор убирать и правда нужно, но в контексте игры это абсолютно меняет перспективу. С момента, когда игроку предлагают улететь из построенного леса, он становится на позицию бога, творящего оленей в раю без людей.

Кадр из Terra Nil / Free Lives

Перспектива творца закрепляет так называемую черту между природой и культурой (nature-culture divide). Это понятие лежит в основе современной антропологии, и относительно него различные сообщества можно разделить на те, в которых между природой и культурой (то есть человеком со всеми его продуктами) есть чёткая граница, и те, для которых её нет. Разделение природы и культуры свойственно для западной цивилизации, и оно лежит в основе пагубного потребительского отношения к природным ресурсам.

Когда учёное сообщество пришло к консенсусу о том, что именно человек и такое отношение к «природе» привели нас к резкому изменению климата, в 1994 году более 180 стран подписали Рамочную конвенцию ООН об изменении климата. С тех пор забота о планете стала набирать обороты, и мы все теперь знаем, что надо беречь экологию, а в поисковике по запросу «планета Земля» мы увидим человеческие руки, бережно держащие хрупкий голубой шарик. Однако, конвенция ООН ещё прочнее закрепила черту между человеком и природой, хоть сделано это было с целью заботы первого о последней. В итоге, «природа» на концептуальном уровне стала местом, где нет человека, а это влечёт за собой пагубные социальные и экологические последствия.

Кадр из Terra Nil / Free Lives

Проблема культивирования образа нетронутой природы приводит к тому, что человек не считает себя частью планетарной экосистемы. Пока существует это глубинное убеждение, мы будем оставаться в позиции либо «уничтожителей», либо «спасителей» природы, а не её равноправных и заботливых участников.

К сожалению, Terra Nil продолжает тренд закрепления образа экологического рая и человека, его спасающего и даже создающего. Из игры мы узнаем, что теперь человек может восстановить выжженный им самим зеленый сад, но мы не знаем, как человек с ним сосуществует и как предотвращает новые катастрофы. Тот факт, что главный индикатор успешности миссии — температура и влажность, подходящие для человека, намекает на то, что человек создает этот рай для себя. Но как он в нем живёт, когда спускается из своей небесной обсерватории, как сосуществует с оленями и пчёлами, мы не знаем. А это именно то, о чём стоит задуматься. Ведь это именно нам нужно биоразнообразие и устойчивые экосистемы, чтобы планета функционировала так как нам комфортно, как мы привыкли.

куратор про игры и будущее, преподаватель, геймдизайнер, ценитель шаурмы и стримов судоку

Понятно