В конце августа состоялась премьера аниме «Терминатор Зеро» (Terminator Zero) по культовой франшизе о войне человечества против машин и путешествиях во времени. Режиссёром стал Масаси Кудо («Блич»), а сценаристом — соавтор второй части нового «Бэтмена» Маттсон Томлин. Стилистически проект опирается на первые фильмы, но вводит в сюжет новых героев, чтобы вдохнуть жизнь в роботизированную франшизу. Удалось ли «Терминатору Зеро» начать с нуля, расскажем в статье.
2022 год. Вокруг лишь кровь, грязь и горы скелетов, лежащих на бесплодной земле. Искусственный интеллект Скайнет контролирует мир, а непобедимый робот Терминатор уничтожает остатки человеческой цивилизации. В это время в подземном бункере прячется запуганное сопротивление. Его лидер поручает солдату Эйко изменить судьбу человечества. Для этого девушка отправляется в 1997 год, за день до обретения Скайнетом самосознания. Терминатор следует за ней.
В 1997-м учёный Малколм Ли, страдающий от жутких видений ядерного будущего, пытается предотвратить восстание машин. Для этого он создаёт искусственный интеллект Кокоро в виде голограммы богини-прорицательницы из японской мифологии. Она разделяется на три формы: сердца, души и разума, которым предстоит решить к какой стороне примкнуть — людей или машин.
Наряду с проблемой планетарного масштаба, Малколм старается оградить своих детей Хиро, Рэйки и технического гения Кента от опасности. Но по закону жанра именно они становятся целью Терминатора. С помощью ребят робот сможет добраться до учёного, а солдат Эйко попытается их защитить.
Я вернусь, но немного другим
Несмотря на популярность франшизы «Терминатор Зеро» стал её первым анимационным проектом. Однако не пошёл стандартным путём, используя знакомых зрителю героев и работая на фанбазу. В аниме нет Сары и Джона Конноров, нет и привычного нам Терминатора Арнольда Шварценеггера, который носил тёмные очки и кожаную куртку. Вместо них центральной фигурой стал учёный, которого мучает не только ответственность за судьбу человечества, но и страх за семью. Потеряв жену, Малколм остался один с тремя детьми, но вместо заботы о них вынужден проводить всё время за разработкой искусственного интеллекта. Глубокий внутренний конфликт персонажа, разрывающимся между долгом учёного и отца, порой работает даже лучше, чем страх Сары Коннор перед неизвестным будущем. До определённого момента мы также не понимаем, кто на самом деле пытается спасти людей, а кто жаждет их уничтожить. Подобная неоднозначность есть практически в каждом персонаже «Терминатора Зеро». Это не позволяет нам отождествить себя с героями, тем самым примкнуть к определённой стороне.
Во время работы над проектом команда поддерживала любые идеи Томлина, дав ему полную свободу действий. Именно благодаря этому аниме удалось избежать клише и вывести франшизу на новый уровень:
«— Я думаю, что пришло время заняться новыми персонажами и не обременять себя очередной сагой о Коннорах, — говорил сценарист аниме Маттсон Томлин. — Я хотел рассказать историю о путешествии во времени, а также создать сагу о нескольких поколениях, которая в итоге будет следовать за детьми. Здорово, если у нас будет несколько сезонов, чтобы увидеть, кем ребята вырастут и станут».
Изменился и Терминатор. При выборе внешности и поведения робота режиссёр Масаси Кудо опирался не на Шварценеггера, а на Лэнса Хенриксена, которого автор оригинальной франшизы Джеймс Кэмерон также рассматривал на роль. Терминатор в аниме смог стать более жуткой версией робота: убийца выходит из темноты с перекошенным неестественным лицом, он хладнокровно и безэмоционально следует за жертвой.
«— Я фанат первых частей “Терминатора”, поэтому мы хотели передать тот элемент ужаса в аниме. Общий визуальный ряд, тон фильма очень мрачный, а сам Терминатор — нечто жуткое, выходящее из темноты», — поделился режиссёр проекта Кудо.
Перенос места действий из США в Японию также повлёк за собой ряд изменений. Главное отличие — оружие, которое достать в этой стране довольно сложно. Создателям пришлось проявить креативность, поэтому в аниме перестрелки встречаются реже, а схватки на мечах, самодельные взрывающиеся устройства — чаще. Сам Терминатор может использовать лезвия вместо рук.
Но при всех изменениях «Терминатор Зеро» всё ещё передаёт дух франшизы в особенности первого и второго фильмов. Слегка размытый тёмный фон и тягучее повествование передаёт страх персонажей перед грядущим апокалипсисом. Мрачность, «олдскульность» и узнаваемый визуальный стиль Production I.G, которая подарила нам легендарного «Призрака в доспехах», идеально подходят для тем, поднимаемых в «Терминаторе», жутких кибернетических конструкций и эндоскелетов Кэмерона.
«Терминатор Зеро» грамотно объединил в себе работы Кэмерона и свежий взгляд на франшизу. Благодаря этому проект воспринимается как нечто знакомое и неотделимое от оригинального «Терминатора», но не способен наскучить знакомыми сюжетными поворотами. Отказ от перезапусков в пользу формирования нового витка сюжета в культовой вселенной — именно такого подхода не хватает индустрии.
Судя по рейтингам и планам Томлина на несколько сезонов вперёд, мы вполне можем ожидать продолжения истории. По словам сценариста, дети будут расти в условиях последствий Судного дня, у каждого сформируется своё отношение к машинам и их взаимодействию с людьми. Будем ждать развития истории!