На Apple TV+ 24 марта финишировал первый сезон «Терапии» (Shrinking) — нового сериала создателя «Клиники» Билла Лоуренса, который разработал его совместно с Роем из «Тедда Лассо» и Маршаллом из «Как я встретил вашу маму». Последний сыграл главную роль в «Терапии». Станет ли он хитом или заглохнет к третьему сезону — покажет время, а мы пока просто поделимся впечатлениями.
Прежде, чем начать, хочется ответить на вопрос из заголовка. Нет, чёрт возьми! Если вы чувствуете проблемы с ментальным здоровьем — спешите к специалисту. Не занимайтесь самолечением (привет, бывший сосед), не заменяйте терапию пробежками и ни в коем случае не пытайтесь гуглить симптомы в интернете. Даже если душ в очень горячей воде делает утро чуточку приятнее, от проблем и их последствий это, к сожалению, не спасёт. Немного полезных советов, кстати, можно прочитать тут.
Теперь к сериалу. Проект, который на стриминге официально называется «Мозгоправство», был анонсирован в октябре 2021 года, но главного достиг спустя полгода — к касту присоединился блистательный Харрисон Форд, который вновь нарушил своё правило «одного проекта в год». Его игра — абсолютное украшение проекта, несмотря на то, что к остальным артистам вопросов никаких нет. В одном из интервью Форд сказал, что принял предложение Лоуренса без прочтения сценария. Думаю, что довериться «Терапии», подобно актёру, стоит и зрителям, а для скептиков есть куча восторженных отзывов прессы. Напишем и мы свой.
Сериал построен вокруг героя Джейсона Сигела — терапевта, которому самому необходима помощь. Джимми (так зовут персонажа) переживает смерть жены и фактически занимается саморазрушением и попытками уйти от реальности: вечеринки, запрещённые вещества и вот это вот всё, что людям в его возрасте уже не свойственно. Попутно он портит ещё и отношения с дочерью, с которой дистанцировался после трагедии. Мать (и отца) теперь ей заменяет соседка Лиз. Её, кстати, сыграла Криста Миллер, жена Лоуренса, хорошо знакомая фанатам «Клиники». В запутанные отношения в итоге втягиваются ещё и его коллеги, пациент, (бывший) друг и вообще все, кто только попадается на пути. Вот только они и сами не без проблем.
Завязка начинается с похмельного дня Джимми, который начинает срываться на пациентов и переходит все этические границы, что в реальной жизни стоило бы ему карьеры, лицензии и, возможно, даже свободы. Попутно мы втягиваемся в перипетии остальных персонажей. Пол (Харрисон Форд) страдает паркинсоном и боится об этом рассказать своей дочери, отношения с которой давно испорчены. Габи (Джессика Уильямс) разводится с мужем и пытается забыться в помощи остальным. Элис (Лукита Максвелл) не может простить и понять отца, который отдалился после смерти матери, хотя она и сама ещё не пережила трагедию. Попутно мы знакомимся и с пациентами, которые страдают от депрессий, абьюза, созависимых отношений и прочих вещей, с которыми, к сожалению, приходится столкнуться каждому.
На Западе сериал немного покритиковали за искажение образа психологической практики и пожурили за обесценивание пользы коммуникации со специалистом (и справедливо, ведь все сцены с сеансами Джимми — это реальная контрпропаганда ответственного отношения к своему ментальному здоровью). И в игривой форме действительно есть доля поверхностного представления, несмотря на заявления Лоуренса, что они консультировались с целой сотней специалистов. Психотерапия всё ещё остаётся чувствительной темой, поэтому нарушение микробаланса в поп-культуре действительно может сказаться негативно. Но мне кажется, создатели сериала мастерски остаются на границе дозволенного и не позволяют себе больше, чем нужно.
Да и сериал в целом не о терапии вовсе, равно, как и «Тед Лассо» далёк от футбола, а «Клиника» — от реальной медицины. Лоуренс остаётся верным себе и через тематическую форму рассказывает простые и понятные истории точно таких же людей, оставляя некоторую часть выводов зрителям на суд. Да, это те маленькие драмы таких же маленьких людей, с которыми себя проще всего ассоциировать, а делать это гораздо проще, когда всё разбавлено смешными шутками и комичными сценами. А тут стоит отметить отдельно — юмор в «Терапии» действительно смешит.
Сам сериал мог бы остановится и на первом сезоне (но сочный клиффхенгер в конце говорит, что второй сезон был задуман точно раньше официальных новостей о продлении). Заданные сюжетные линии к концу берут словно бы свой правильный путь — не все браки можно спасти, да и людей с того света возвращали только в «Зачарованных». Создатели через своих героев уверенно заявляют, что любые трудности можно пережить и найти в себе мотивацию исправить всё, что поддаётся исправлению.
Да, «Терапия» ни разу не заменит настоящий сеанс со специалистом, но он поддержит в трудную минуту и подставит своё эскапическое плечо. У звёздной троицы получилось вдохновляющее шоу, которое не стыдно порекомендовать к просмотру, хоть и свелось к простой формуле выхода из депрессии: хорошенько проблеваться и завести интрижку.