8 апреля 1998 года состоялась премьера «Такси» (Taxi) — французского комедийного боевика о таксисте-экстремале и неудачливом копе, пытающихся поймать банду грабителей банков. Фильм стал весьма успешным ($44 млн. сборов против 8,7 млн. бюджета) и породил франшизу, одну из самых успешных в обширной продюсерской фильмографии Люка Бессона. Кинокритик Иван Афанасьев анализирует, что этот фильм значит для французского и мирового кинематографа и почему стал таким прибыльным.
Французский кинематограф — один из самых состоятельных и успешных в мире после голливудского и, например, китайского. Более того — это пример индустрии, которая сформировала себя самостоятельно, будучи под серьёзным давлением. В начале XX века, на заре коммерческого показа, французские кинематографисты, будучи пионерами в области съёмок, никак не могли добиться сборов, что показывали прокатываемые в стране голливудские картины. Американцы, в прошлом главные конкуренты французов, поставляли свои фильмы кинотеатрам «пакетами». В них, помимо условного нового фильма с Чарли Чаплином, входил ряд картин весьма низкого качества, которые, тем не менее, необходимо было ставить в репертуар по условиям контракта. С понятной целью — создать монополию на американский кинематограф и не пустить в кинотеатры какой-либо ещё, включая французские картины.
Поэтому со временем Франция пережила минимум три периода «обновления» своего кинематографа, стремясь отделаться от влияния США: в 1930-е (кинематограф «поэтического реализма»), в 1960-е («новая французская волна») и в 1990-е — cinéma du look, или «кинематограф стиля». Одним из пионеров этого направления был всем ныне известный Люк Бессон, и ему во многом принадлежит заслуга превращения Франции в «европейский Голливуд» благодаря таким картинам, как «Никита», «Леон» и «Пятый элемент» (есть люди, которые даже не в курсе, что последний снят не в Голливуде). Коммерческий успех позволил режиссёру основать кинокомпанию EuropaCorp — именно на ней Бессон, уже как продюсер, в 1998 году выпустил фильм «Такси». Который, кстати, тоже снял не он, как часто думают, а режиссёр Жерар Пирес.
На тот момент уже существовало условное понятие «французской комедии» — это, как правило, лёгкие, позитивные фильмы с простым сюжетом, ненавязчивым юмором и набором артистов, за которых любят местный кинематограф: от Луи де Фюнеса и Пьера Ришара до Жана Дюжардена и Жерара Депардье. Никаких притязаний на «глубину», интеллектуальных приколов и прочего: чистый коммерческий продукт, направленный на зарабатывание денег.
«Такси» стал одной из самых успешных французских картин, собрав в пять раз больше своего бюджета и оказавшись в год выхода на четвёртом месте по части сборов. Что важнее — фильм успешно показал себя на телевидении и привлёк более 12 миллионов зрителей. Важно это потому, что во Франции, помимо системы CinePass (за пару десятков евро вы покупаете месячный абонемент на безлимитное посещение сеансов с французским кино), стимулирующей прокат, телестудии выплачивают определённый процент с показов фильмов в национальный Фонд кино.
Проще говоря, «Такси» сделал немалый вклад в развитие французского кинематографа, породив невероятно успешную франшизу. Последующие части были не менее успешны и собрали более $300 миллионов в мировом прокате при сравнительно небольших бюджетах, за исключением провальной пятой — её снимал не Жерар Кравчик, поставивший вторую (самую успешную), третью и четвёртую части, а бывший актёр Франк Гастамбид, которого звезда серии Сами Насери обвинил в некомпетентности. Кстати, что Кравчик, что режиссёр первого фильма Жерар Пирес, что, собственно, Люк Бессон — все они были в прошлом режиссёрами рекламы с нехилым послужным списком (например, Пирес как раз снимал ролики для автомобилей «Пежо»). В России в те же 1990-е народилось свое поколение режиссёров-рекламщиков, весьма успешное — от Тимура Бекмамбетова до Григория Константинопольского.
Это как бы говорит нам: не относитесь к рекламе, как к ненужной фигне. В конце концов, недаром в Каннах, помимо знаменитого кинофестиваля, проходит и самый известный фестиваль рекламы в мире — «Каннские львы». Фишка «Такси» в том, что картина притягивает внимание: красивые автомобили (на съёмках первого фильма их было задействовано больше сотни), красивые актёры, красивые актрисы.
Последнее — отдельный пункт: именно «Такси» сделал звездой будущую обладательницу «Оскара» Марион Котийяр. Плюс, в пику голливудским фильмам, где женщины до поры до времени в подобных фильмах выполняли скорее роль красивого предмета интерьера, местные красавицы могли поставить на место мужчин, больше похожих на детей: от беспредельщика Даниэля до стеснительного Эмильена. Достаточно сказать, что подруга последнего, которую сыграла модель Эмми Виклунд, в кадре всегда казалась заметно выше него (хотя в жизни у них разница в росте всего в шесть сантиметров в её пользу).
Эта внешняя эффектность, вкупе с ненавязчивым, больше пародийным юмором, присущим всем частям серии (моя любимая, кстати, третья), сделали из «Такси» узнаваемый бренд. Настолько, что его пытались повторить в Голливуде, выпустив свое, «Нью-Йоркское такси» с Куин Латифой в главной роли — вышло средне в плане качества, но кассово довольно успешно ($25 миллионов бюджета против почти 69 в мире).
Кто-то скажет — в Голливуде есть «Перевозчик», в слегка другом жанре, зато с Джейсоном Стэтхемом и тоже крутыми погонями! Вы, возможно, удивитесь, но его тоже придумал Люк Бессон, и снят он во Франции. На самом деле, самое явное влияние «Такси» на Голливуд — это, конечно, серия «Форсаж», в которой долю боевика увеличили, но формулу повторили почти точь-в-точь, заменив разве что, собственно, скорее забавных, чем «крутых» таксистов на суровых стритрейсеров (кто-то ещё помнит, что «Форсаж» изначально был фильмом про стритрейсинг?).
Кстати, для меня отдельной чертой серии «Такси» всегда был саундтрек, состоящий из топовых исполнителей того времени — опять-таки, исключительно французских: от IAM до Fatal Bazooka. Эту фишку пытались повторить и в «Нью-Йоркском такси», добавив песни Jay-Z и Black Eyed Peas, а уж саундтреки к «Форсажу» — эдакий аналог альбомов ДиДжея Кхаледа, где собираются все самые модные имена на момент выхода, и вовсе превратились в отдельный феномен в музыке. Это ещё одно нововведение, которое, кажется, случилось именно в «Такси» — хип-хоп в саундтреке многих фильмов, не только на близкие этой музыке темы а-ля «Угроза для общества», стал нормой.
Короче говоря, у «Такси» получилось не только породить волну коммерчески успешного кино, которое превратило Францию во вполне автономный рынок, но и здорово повлиять в целом на массовый кинематограф. Сейчас поговаривают о съёмках шестой части, но, особенно после провала пятой и холодного приема сериала по мотивам, есть сомнения, что это случится: после все того же «Форсажа» не так-то просто сделать что-то в жанре, чего доселе не видел никто. Поэтому пересмотрите оригинальную трилогию и, если есть желание, попробуйте шлифануть не самой удачной, но все ещё хранящей фирменный дух серии четвертой — put the pedal to the metal, как говорится!