13 октября состоялась премьера мини-сериала легендарного режиссёра Джона Карпентера «Пригородные крики» (John Carpenter’s Suburban Screams). Он рассказывает мистические и криминальные истории из жизни обычных людей. На этот раз Карпентер решил отойти от привычного формата и показал не художественный вымысел, а те ужасные события, которые действительно происходили в реальности. В этой статье поговорим о сериале и о том, почему его должен посмотреть каждый любитель хороших триллеров, качественных скримеров и тру-крайма.
«Пригородные крики» — сериал от DiGa Studios и Storm King Productions. К проекту приложил руку мастодонт хоррор-жанра Джон Карпентер («Чужие среди нас», «Вампиры», «Кристина»). В основе сюжета несколько самостоятельных историй, каждой из которых посвящён отдельный эпизод. Проект выполнен в полудокументальном формате. Он рассказывает о леденящих душу преступлениях, происходивших в небольших городках Соединённых Штатов Америки.
«В Американских пригородах зло скрывается за закрытыми дверями домов. Истории героев кажутся настолько ужасающими, потому что всё рассказанное происходило с ними на самом деле».
Каждый зритель сможет найти в «Пригородных криках» что-то для себя. Один эпизод может быть похож на полноценное тру-крайм шоу о маньяках прошлого века. Например, вторая серия посвящена канадскому серийному убийце Аллану Лежеру, известному как «Чудовище с Мирамичи». Другой эпизод рассказывает мистическую историю о доме с приведениями. Яркий пример — клишированный ход с счастливой семьей, переехавшей в особняк с нечистью. Сериал состоит из шести самостоятельных серий продолжительностью около сорока минут.
Формат антологии не даёт зрителю возможности адаптироваться к происходящему на экране. Серии отличаются между собой не только содержанием, но и атмосферой. Одни эпизоды сфокусированы на исторических фактах и воспоминаниях очевидцев, а другие с первых же минут погружают обывателя в глубь фэнтезийных и ужасающих событий. Яркий контраст можно ощутить, посмотрев всего пару серий.
«Пригородные крики» чем-то напоминают другие телевизионные документальные проекты, вроде «Первых 48» (2004 — по сей день) от A&E и более позднего сериала «Американская история преступлений» (2016 — 2021) от FX. Каждый эпизод сериала Джона Карпентера рассказывает полноценную историю простых людей. Традиционно серия начинается со вступления, в котором очевидец событий погружает зрителей в свои воспоминания. Большему эффекту вовлечённости способствует визуальная составляющая проекта. В ней задействованы архивные материалы: фотографии, аудио и видео.
Также режиссёр реконструирует отдельные сцены из воспоминаний героев, проводя зрителя сквозь историю. Здесь большую роль играет каст сериала. В списке актёров при этом не встретить знакомых имен. Режиссёр задействовал в проекте новые лица. Возможно, именно по этому «Пригородные крики» больше напоминают документальный сюжет, нежели художественный сериал. Главные герои в исполнении малоизвестных актёров выглядят и ведут себя, как реальные люди, а не как хорошо прописанные персонажи. Громкие имена и знакомые лица смогли бы разрушить общую идею и атмосферу проекта.
Осталось ли в «Пригородных криках» что-то от традиционного Джона Карпентера? Ответ может показаться удручающим. Здесь авторство режиссёра выдают лишь пара хорошо знакомых приёмов: закадровый голос и неизменный для фильмов Карпентера, мгновенно узнаваемый шрифт вступительных титров. Преданным фанатам также удалось рассмотреть несколько визуальных составляющих, собственных мастодонту. Например, болотные огоньки, мерцающие то в одной, то в другой сцене: их можно было увидеть в том же «Хэллоуине» (1978). В титрах каждой серии значатся ещё три малоизвестных режиссёра. Трудно с уверенностью сказать, кто из них повлиял на проект больше.
Сотрудничество нескольких авторов отразилось и на визуальной составляющей. Так, часть эпизодов сохраняет мрачную и туманную, более традиционную стилистику, а другие выглядят яркими, гротескными и практически неуместными, но достаточно лаконично вплетающимися в общий концепт шоу.
«Пригородные крики» — прекрасный шанс посмотреть, как старая школа хоррор-фильмов сплетается с чем-то прогрессивным и незнакомым зрителю. Сериал представляет из себя некий безумный микс традиционных картин вроде тех же «Хэллоуина», «Нечто» и «Тумана» Карпентера и представителей новой школы жанра — «Американской истории ужасов» от FX. События прошлого века в сериале удачно показаны через призму современного восприятия. Подобные смелые решения получается реализовать качественно далеко не в каждом хоррор-проекте. Однако John Carpenter’s Suburban Screams — уникальный в своём роде пример умелой работы режиссёров, сценаристов и съёмочной команды.
«Пригородные крики» Джона Карпентера по-настоящему пугающие, глубокие и осмысленные. Сериал заставляет задуматься о многих вещах, ведь скримеры здесь отходят на второй план. Сюжет концентрируется на людях, их эмоциях и реальных историях, которые не оставят зрителя равнодушным. Антология понравится тем, кто любит копнуть поглубже и по-настоящему погрузиться в мир автора, при просмотре сериала. Одним словом, «Пригородные крики» — эталонный пример, как напряжённая атмосфера, историческая повестка, глубокие психологизмы и эффектные скримеры могут сосуществовать в пределах одного проекта.