В начале июня в продажу поступила видеоигра Street Fighter 6 — очередная часть популярного файтинга. Лучшие дни франшизы пришлись на начало девяностых. Тогда компания Capcom решила развить успех игр и вложилась в создание голливудской экранизации с Жаном-Клодом Ван Даммом в главной роли. И хотя фильм окупился в прокате и кое-где даже завоевал культовый статус, за ним закрепилась репутация жуткого провала. Разбираемся, так ли это, и если так — что же пошло не так.
С игрового автомата на киноэкран
Первая часть файтинга Street Fighter появилась на аркадных автоматах ещё в 1987 году, но настоящий успех к франшизе пришёл четыре года спустя с выходом Street Fighter II. Вторая часть оказалась масштабнее, сбалансированнее и изобретательнее. А ещё она ввела в повествование целую дюжину ярких и харизматичных бойцов вдобавок к Кену и Рю. Игра принесла Capcom почти десять миллиардов долларов. Неудивительно, что игровая компания захотела как можно быстрее развить популярность игровой серии. И первым делом японцы решили перенести знаменитую франшизу на киноэкраны. Издатели нашли подходящего партнёра в лице опытного продюсера Эда Прессмана, и кинематографист посоветовал обратиться к известному сценаристу Стивену де Соузе.
К 1993 году за плечами у де Соузы была работа над такими проектами как «Гудзонский ястреб», «Коммандо», «48 часов», «Бегущий человек», «Рыцарь дорог», «Человек на шесть миллионов долларов» и первые два «Крепких орешка». Де Соуза знал об игре не понаслышке. «Мой старший сын спустил на Street Fighter первый год учёбы в университете», — с горькой усмешкой вспоминал он позднее. Де Соузу не смутили и крайне сжатые сроки работы — боссы Capcom хотели увидеть фильм в кинотеатрах уже через год, а всего через два дня сценарист должен был предоставить вменяемый вариант синопсиса. Де Соуза согласился на сжатые сроки, но при одном условии — он хотел не только написать сценарий, но и поставить фильм.
Де Соуза не собирался ставить в центре повествования турнир — эту идею позже реализует Пол Андерсон в «Смертельной битве». Ему же хотелось сделать приключенческий фильм в стиле Джеймса Бонда с цельным сюжетом и экзотическими локациями. В Capcom, к слову, подумывали о чём-то подобном. Сценаристу показали наработки возможных продолжений франшизы, и в одном из них Байсон оказался самым разыскиваемым преступником в мире, прячущимся в тайном подземном логове посреди тропических лесов Юго-Восточной Азии.
На основе этих наработок де Соуза придумал сюжет, в котором Байсон превращается в мечтающего о захвате мира диктатора вымышленного азиатского государства, а силы ООН под командованием Гайла и при помощи нескольких уличных бойцов пытаются его остановить. С разного понимания слова «нескольких» между кинематографистом и игровым издательством и начались разногласия. Де Соуза понимал, что хронометраж картины не резиновый, и всех героев файтинга в повествование не вставишь. Боссы же Capcom хотели именно этого. Сценарист попытался объяснить, что публика-то имена семи гномов из «Белоснежки» запомнить не может, куда ж тут полутора десяткам бойцов, но поскольку Capcom оплачивала большую часть производственного бюджета фильма, спор остался за ними.
Звёзды и ноунеймы
Руководство Capcom поставило ещё одно условие — в главной роли должна была сняться звезда боевиков. «Изначально японцы хотели позвать Сталлоне или Шварценеггера, но я сказал им, что у них нет таких денег, — вспоминает де Соуза. — Тогда они спросили: “А как насчёт Ван Дамма?”» К тому моменту Мускулы из Брюсселя стали настоящей звездой — Жан-Клод снялся уже и в «Кикбоксере», и в «Самоволке», и в «Трудной мишени», а его самый свежий фильм «Патруль времени» заработал в прокате свыше 100 миллионов долларов.
Роль М. Байсона, главного антагониста фильма и всей серии, досталась легендарному пуэрто-риканскому актёру Раулю Хулии, известному прежде всего по роли Гомеса в «Семейке Аддамс». Хулия только что прошёл курс лечения от рака желудка и нуждался в деньгах, а его дети были большими поклонниками серии.
Гонорары Ван Дамма и Хулии сожрали примерно треть выделенных на производство картины средств — бюджет фильма оценивается в 30 миллионов долларов, а одному Жан-Клоду заплатили восемь миллионов — поэтому на остальные роли пригласили сравнительно малоизвестных актёров. Но боссы Capcom и здесь захотели вставить свое веское слово. В роли Рю Де Соуза видел американского актёра гонконгского происхождения Байрона Манна. В Capcom же настаивали на кандидатуре Кэнъи Савады. Как и Рю, Савада был японцем, вот только в отличие от персонажа он по-английски говорил очень плохо. Чтобы угодить студии, специально для Савады придумали нового персонажа — лейтенанта Саваду. Это была единственная роль, которую пришлось дублировать для американского проката.
В конечном итоге, де Соузе и Capcom удалось прийти к компромиссу по всем позициям. Оставалась лишь одна маленькая проблема — уже садясь на самолёт до Бангкока, кинематографист по-прежнему не знал, кто сыграет главную женскую роль — роль Кэмми. Поскольку Гильдия австралийских актёров давила на студию с требованием нанять уроженку зелёного континента, Де Соуза решил пролистать австралийские журналы в поисках подходящих кандидаток. И с обложки People на него посмотрела Кайли Миноуг. Певицу долго уговаривать не пришлось — стороны ударили по рукам уже на следующий день.
Рак, жара и зависимость
Сроки работы над фильмом поджимали с самого начала — боссы Capcom хотели, чтобы лента оказалась в кинотреатрах уже через полгода, к рождеству 1994 года. На бумаге всё было тщательно спланировано: шесть недель на локациях в Тайланде, затем ещё четыре на новой студии Warner Bros. На золотом побережье Австралии. Поскольку большинство задействованных актёров никогда не занималось никакими единоборствами, де Соуза запланировал все боевые сцены на самый конец съёмок. Чтобы натаскать актёров, на съёмочную площадку пригласили известного постановщика боевых сцен, чемпиона по кикбоксингу Бенни Уркидеса.
Первоначальный план вылетел в трубу ещё до начала съёмок. Никто в съёмочной группе не знал о болезни Хулии, поэтому его состояние стало для всех неприятным сюрпризом. «Он был таким худым, что напоминал скелет», — вспоминал потом де Соуза. Чтобы актёр хоть как-то набрал вес, все сцены с Хулией перенесли на конец съёмок. А вот батальные сцены, напротив, переехали в начало графика, и зачастую у остальных актёров было не больше пары репетиций, чтобы выучить хоть какие-то приёмы.
Больше всего проблем на съёмочной площадке доставляла… главная звезда картины. В период съёмок «Уличного бойца» Жан-Клод Ван Дамм плотно сидел на кокаине, и зависимость плохо сказывалась на рабочей дисциплине актёра. Бельгиец регулярно опаздывал на съёмки, запарывал дубли, срывал сцены, а то и вовсе прогуливал целый рабочий день. Зная о пагубном пристрастии Жан-Клода, студия наняла специального человека, чтобы за ним присматривать. Но вместо того, чтобы удерживать Ван Дамма от загулов, человек его в этом активно поддерживал.
Миноуг в отличие от Ван-Дамма, любили все. Певица не только вела себя в высшей степени профессионально, она ещё и обладала полезным талантом располагать к себе людей: снимала для коллег-актёров и съёмочной группы клуб и оплачивала все счета. Ещё одним всеобщим любимцем стал Рауль Хулия. Смертельно больной актёр никогда ни на что не жаловался, с готовностью соглашался на любые самые безумные предложения и полностью выкладывался в каждом дубле. Хулия приехал в Тайланд со всей семьёй — он явно понимал, что его время на исходе, и каждую свободную минуту стремился проводить с женой и детьми.
Дополнительных трудностей съёмочной группе добавлял сам Таиланд: все страдали от изнуряющей жары, высокой влажности и незнакомой кухни. Снятый для нужд кинематографистов павильон полностью не соответствовал их запросам, генератор взорвался, не справившись с требуемым количеством энергии, а в какой-то момент по стране поползли слухи о готовящемся военном перевороте.
Задержки и цензура
Спустя всего десять дней съёмок группа отставала от графика уже на шесть дней. Спустя три недели — на целых 15. Чувствуя, что съёмки в Тайланде окончательно выходят из-под контроля, де Соуза велел паковать вещички и перебираться в Австралию раньше запланированного срока.
Чтобы наверстать упущенное, де Соуза запросил у студии десять дополнительных съёмочных дней. Студия отказалась, велев как-то впихнуть их в имеющийся график. Де Соузе пришлось дробить съёмочную группу и снимать некоторые сцены параллельно, а когда и это не срабатывало, режиссёр прибегал к методу Джона Форда — выкидывал из сценария целые страницы. Когда съёмочная группа вернулась в Штаты, неотснятыми оставалось целых 20 страниц сценария — кое-что из этого удалось в конечном итоге доснять в Ванкувере через несколько недель.
Только на монтаже де Соуза понял, что многие батальные сцены сняты плохо. Словно этого было мало, цензоры присвоили картине возрастной рейтинг R — подростки до 17 лет допускаются на фильм только в сопровождении родителей. Опасаясь, что такой рейтинг отвратит от фильма подростковую аудиторию, режиссёр перемонтировал фильм, удалив любые даже намёки на кровь и изрядно порезав и без того куцые драки. Под нож угодили и некоторые важные для сюжета моменты, например, сцена со смертью напоровшегося на собственную перчатку Веги.
На этот раз де Соуза даже перестарался — вместо желанного PG-13 картина получила рейтинг G (вообще без каких-либо возрастных ограничений). «Ни один подросток никогда в жизни не пойдет на фильм с рейтингом G, — возмущался тогда де Соуза. — Так что я вызвал Ван Дамма и снял сцену, в которой он матерится в кадре».
Когда «Уличный боец» всё-таки добрался до кинотеатров, пресса подвергла картину беспощадной критике. А вот простым зрителям фильм скорее понравился — в определённых кругах «Боец» даже завоевал культовый статус. Окупилась картина и в финансовом плане — при бюджете в 33 миллиона долларов «Уличный боец» заработал в прокате 105 миллионов долларов. Это лишь второй фильм в карьере Ван-Дамма, перешагнувший отметку в 100 миллионов долларов, однако о сиквеле никто не задумывался ещё лет 15.
Всё ли так плохо с фильмом?
Не доверяя отзывам прессы и своим воспоминаниям, редакция 2х2 решила пересмотреть «Уличного бойца» и проверить, так ли он плох (или хорош) в 2023 году, как казалось 30 лет назад. И вот какие мысли возникли во время просмотра.
Что хорошо:
Отличный актёрский состав. Мы уже писали про Ван-Дамма, Хулию и Миноуг, но и другие актёры «Уличного бойца» неплохо справились со своими ролями. Да, не всех их ждало яркое будущее, но тот же Байрон Манн (Рю) сделал себе неплохую телевизионную карьеру, засветившись в таких сериалах как «Тайны Смолвилля», «Гавайи 5-0», «Пространство» и «Видоизменённый углерод». А Минг-На Вен (Чун-Ли), для которой «Боец» стал одной из первых работ в кино, с тех пор стала частью вселенных Marvel, Star Wars и StarGate, снявшись в роли Мелинды Мэй в «Агентах Щ.И.Т.», доктора Камиллы Рей в «Звёздных вратах: Вселенной» и Феннек Шэнд в «Мандалорце» и «Книге Бобы Фетта».
Рауль Хулия. Он попросту украcил фильм. Актёр прекрасен в каждой сцене со своим участием, за исключением разве что финальной драки между Байсоном и Гайлом. Хулия полностью вжился в роль безумного диктатора и с каким-то извращённым удовольствием выдавал цитаты вроде «Для тебя день, когда Байсон напал на твою деревню, стал самым важным в жизни, а для меня это был обычный вторник».
Попытки свести происходящее в цельный сюжет. К моменту выхода «Уличного бойца» Жан-Клод Ван Дамм уже успел сняться в таких турнирных фильмах как «Кикбоксер» и «Кровавый спорт», так что де Соуза объяснимо хотел отойти от турнира в центре сюжета. И если не говорить об исполнении, то сама идея свести всех героев файтинга в одном месте по другой причине получилась вполне неплохой. Непонятно только, почему Далсим из йога и уличного бойца превратился в безумного учёного…
Что плохо:
Драки. Полбеды, что постановщики драк в «Уличном бойце» забили на различные стили персонажей и не стали обучать актёров специальным приёмам из игр, благодаря неудачной постановке, недостаточной подготовке и грабительскому монтажу драки в принципе показаны отвратительно: быстро, дёргано и непонятно.
Ван Дамм не вывозит. У Гайла мало экранного времени, он мало дерётся, а в решающий момент и вовсе хватается за автомат и косит противников очередями. С таким успехом фильм мог бы называться не «Уличный боец», а «Уличный пулемётчик».
Сценарий превращает героев файтинга в клоунов. Де Соуза справедливо опасался, что если запихнуть в сюжет всех без исключения героев файтинга, большинству будет нечем заняться. Но даже на общем фоне Кен и Рю выглядят беспомощно. И вроде бы Гайл полагается на их услуги и прибегает к их помощи, но за весь фильм парочка так и не совершает ничего полезного. Наглядный пример: в финале Гайл отправляет Кена с Рю освобождать заложников. Но заложников в итоге освобождают миротворцы НАТО во главе с Кэмми — Кен и Рю всё это время бесцельно бродят по базе и дерутся с второстепенными злодеями.
Несвязный сюжет. Стивен де Соуза запомнился умными и продуманными сценариями к таким боевикам как «Крепкий орешек» и «Гудзонский ястреб». Задумка для «Уличного бойца» тоже была неплохой, но соседние сцены плохо связываются в единый сюжет, а отдельные сюжетные ходы вроде попыток Байсона создать собственную денежную единицу и похитить британскую королеву и вовсе никуда не ведут. Видимо, когда де Соуза выкидывал из сценария непригодившиеся 20 страниц, он как раз выбросил все те сцены, что объясняли бы некоторые поступки персонажей.
Абсурдная концовка. Да, мы уже знаем, что Рауль Хулия был смертельно болен и вообще не боец, а Ван Дам плотно сидел на кокаине и большую часть съёмок провел в трейлере не в состоянии сниматься. Но кульминационный поединок между Гайлом и Байсоном поражает своей беспомощностью: пока один летает по помещению на тросах, второй беспорядочно машет руками и ногами, пытаясь добраться до первого.
Но есть альтернатива!
За четыре месяца до премьеры «Уличного бойца» студия Group TAC выпустила анимационный фильм Street Fighter II: The Animated Movie, и этот фильм — гораздо лучшая адаптация вселенной игры, чем картина де Соузы.
Сюжет мультфильма отчасти повторяет события фильма: Байсон стремится к мировой доминации и охотится за уличными бойцами по всему свету, чтобы привлечь их на свою сторону (не всегда добровольно). Его главная цель — это Рю, который странствует по свету в поисках достойных противников. Рю нет никакого дела до Байсона, пока тот не похищает остепенившегося Кена. По следу диктатора тем временем идут капитан ВВС Гайл и следователь Интерпола Чун-Ли…
Постараемся вкратце перечислить достоинства мультфильма:
- Мультфильм гораздо бережнее относится к канону вселенной. Персонажи напоминают самих себя, и каждый обладает собственным стилем.
- Мультфильм точно также отказывается от идеи турнира в пользу приключенческого и шпионского сюжета и делает это лучше: повествование интереснее, плотнее и динамичнее, а нелогичности и нестыковки сведены к нулю.
- В мультфильме больше драк, они поставлены зрелищнее и интереснее, а персонажи пользуются своими специальными приёмами.
- В мультфильме также появляются почти все без исключения персонажи файтинга, однако участие большинства сведено к короткому, но яркому камео, зато главные действующие лица раскрыты куда лучше, чем в «Бойце». А Чун-Ли и вовсе показывает всё.
Пожалуй, единственная серьёзная претензия к мультфильму кроется именно в изображении Чун-Ли. Девушка появляется в повествовании как опытный и профессиональный полицейский агент, но по мере развития сюжета её влияние на происходящее сводится к минимуму, а вторую половину фильма девушка и вовсе проводит прикованным к больничной койке овощем. И это не говоря о крайне странной и неприятной сцене, в которой Чун-Ли сначала светит в душе сиськами, а затем огребает серьёзных люлей от Веги. Этот аспект фильма состарился хуже всего.
P.S. В 2009 году Голливуд вспомнил о существовании Street Fighter и снял «Уличный боец: Легенда о Чун-Ли», по сути, приквел оригинального фильма, почти не связанный с ним сюжетом. Главную роль сыграла канадская актриса Кристин Кройк, известная прежде всего по роли Ланы Лэнг в «Тайнах Смолвилля», и уже по выбору канадки на роль суперкопа из Гонконга можно понять, на каком месте авторы фильма вертели канон вселенной. И не надо говорить, что у Кройк смешанное происхождение, а её мама родом из Индонезии — Чун-Ли выбивается из толпы на фоне жителей Бангкока так же явно, как Гулливер на фоне аборигенов из страны лилипутов. При всех недостатках «Уличного бойца» с Ван Даммом на фоне грехов второй части картина 1994 года кажется шедевром уровня «Гражданина Кейна».
Обложка: Dorisovala