Одним из первых крупных сериалов 2021 года стала «Стража» от BBC, основанная на книгах Терри Пратчетта про Плоский мир. Хотя, точнее будет сказать «вдохновлённая» книгами Пратчетта, и это важное отличие. Фанаты его творчества найдут, к чему придраться (поводов много), но в целом получился очаровательный сериал, который хорошо воспроизвёл атмосферу книг.
Стража — это аналог полиции в Анк-Морпорке, торговой столице и самом большом городе Плоского мира. Загвоздка в том, что преступления в этом мире легализованы: есть гильдии воров и убийц, которые могут делать, что угодно, если есть лицензия. Из-за этого Стража уже долгое время просиживает задницы, а капитан Сэмюэль Ваймс хорошенько так спился. И вот в Анк-Морпорке происходит что-то масштабное, из-за чего Страже приходится снова взяться за дело.
В итоге получился своеобразный полицейский процедурал в нетипичном сеттинге: в этом «Стража» напоминает«Готэм». А чем она не похожа, так это атмосферой: если в сериале про Джеймса Гордона поначалу всё было серьёзно и мрачно, то «Стража» — всратенький забавный треш с первой серии. Он хорошо поймал тон книг Пратчетта: в Плоском мире ненормальное — норма, несерьёзное становится серьёзным, а все вокруг ведут себя абсолютно обычно, на чем и держится юмор. Но фанаты книг всё равно оказались разочарованы.
Сам я читал довольно много книг Пратчетта где-то в начале 2010-х, обожал его манеру повествования, юмор, ворлдбилдинг. Но то было давно, и помню я очень мало: что Смерть была лучшим персонажем и общалась КАПСОМ, что там был какой-то сундук на ножках и… остальное как в тумане. Зато я хорошо запомнил атмосферу историй Пратчетта, потому что она была по-своему веселой и захватывающей — та самая нормальность ненормальности. И если вы тоже подзабыли детали хроник Плоского мира или же вообще не читали, то сериал вам, скорее всего, понравится.
Не понравится он тем, кто успел привязаться к персонажам книг, потому что в «Страже» их нехило так переиначили. Фанаты придираются к изменениям цвета кожи или пола, что ожидаемо, но основная претензия в том, что от героев остались одни лишь имена, характеры слили, да и сюжет совершенно другой. Поэтому с выходом сериала на его страницы на IMDB, Metacritic и т.д. набежали разъярённые зрители и уронили ему рейтинг — впрочем, ничего нового.
И тут в игру вступает то важное уточнение: «Стража» вдохновлена книгами Пратчетта, а не основана на них. У сериала нет цели рассказать уже известную читателям книг историю, лучше создать что-то новое в старом добром Плоском мире. Главное — поймать его флёр. «Стража» — это всё та же сатира на фэнтези, на реальный мир, на его законы и порядки. Причём, как сериал она — ещё и сатира на свой медиум: то пошутят над «Игрой престолов», то поломают каноны повествования, то убьют одного из главных персонажей книг прямо в первой серии.
В Плоском мире (как в книжном, так и в сериальном) ненормальное становится нормой. Преступления тут легализованы и никого не удивляют, в том числе и полицию. Всё настолько плохо (или хорошо?), что слово «убийство» стало слишком негативным для гильдии ассасинов, поэтому теперь это называется «обесчеловечивание» («inhume» в английской версии и «предать земле» в книжном переводе). И таких курьёзов тут навалом.
Например, если посмотреть на описание сериала, облик города, местный народец, главных персонажей, то может показаться, что зрителя ждёт огромное количество мата. Но только в «Страже» никто не ругается, хоть для героев это и кажется «нормой». На деле же всё ненормально по максимуму: местный архимаг когда-то прочитал мощное заклинание с неожиданным побочным эффектом, и теперь никто в Плоском мире не может ругаться, потому что таинственные силы всех запикивают.
Да и сама магия и магические существа тут уже давно никого не удивляют, потому что они повсюду. Даже в кинематографическом плане на них не акцентируют особого внимания, когда это не нужно сюжетно. В «Страже» магия — обыденность, бытовуха, норма, как поход в магазин. Так что не ждите классического фэнтезийного пафоса, волшебство будет разве что объектом для шуток и насмешек.
Персонажи тут тоже соответствуют нормам ненормальности: есть высокий человек, который думает, что он гном, потому что его вырастили гномы, есть гномиха-переросток, которая даже выше своего коллеги-не гнома, есть неуклюжий каменный голем, есть витающий в алкогольных парах шеф полиции и т.д. И опять же, они просто есть, на их ненормальности не делают акцент, разве что в образах героев и в нескольких шутках.
Особенно радует Смерть, который западает в сердечко таже метко, как и его книжный аналог. Причём, у него тут не так много экранного времени, хоть сериал и начинается со встречи Смерти и Ваймса. Казалось бы, он должен быть грозным воплощением самого важного аспекта бытия, но нет. Смерть, конечно, многое знает и может, но по большей части просто ноет, что все на него как-то подзабили. И, видимо, это для него нормально, потому что при таких высказываниях по лицам собеседников видны их мысли: «Слыш, харош тут сопли разводить, веди себя как страшнейшая сущность во Вселенной!»
Можно даже перейти на метауровень, потому что сама «Стража» далеко не нормальная — это не прямая адаптация, не полицейский процедурал, не смешной ситком, не драйвовый боевик, не интригующий детектив. Но она и не стремится ими быть. Перед нами вакханалия, треш, безумие, абсурд и сюр — те самые, которые были в книгах Пратчетта.
Во времена ремейков и адаптаций ожидать, что в «переиздании» чего-то вы получите знакомые версии персонажей — как минимум опрометчиво. Более того, многим стоит вообще пересмотреть свой взгляд на адаптации и перестать ждать тех же чувств, что и от оригинала, потому что это невозможно (медиумы разные). Главное, чтобы внутри новой версии было что-то знакомое — например, тот же дух оригинала. Поэтому «Стража» — достойный проект, вдохновлённый книгами о Плоском мире. Мне как давнему фанату было приятно снова окунуться в отдалённо знакомые места, вспомнить, за что я полюбил Пратчетта, и захотеть снова перечитать его произведения. Это ли не главное?