30 мая в кинотеатрах России появился фильм «Незнакомцы: Начало» (The Strangers: Chapter 1) — условный перезапуск одноимённой серии фильмов о серийных убийцах. Их жертвами становятся случайные пары, с которыми троица садистов устраивает игру перед убийством. С картины 2024 года стартует трилогия, вторая часть которой выйдет в этом же году. Так чем авторы планируют пугать зрителя в этот раз?
Для начала несколько слов об оригинальных «Незнакомцах». Фильм Брайана Бертино по его собственному сценарию вышел в 2008 году. Режиссёр неоднократно рассказывал, что придумал историю под впечатлением от убийства актрисы Шэрон Тэйт последователями секты Чарльза Мэнсона. Бертино впечатлило, что в убийстве не было никакой цели, они искали вообще другого человека, а Тэйт и её компанию встретили случайно. Ещё одним источником вдохновения стал реальный эпизод из детства режиссёра, когда к нему с сестрой постучались незнакомцы. Они якобы искали кого-то, но такой человек в доме не проживал. Как выяснилось позже, если кто-то из жильцов не откликался на стук, его дом грабили.
Бертино объединил эти истории в своём хорроре. Критики и зрители были не особо в восторге, но многие признавали, что жуткая игра в кошки-мышки с серийными убийцами получилась любопытной. Фильм не утомлял и держал в напряжении — во многом это заслуга Лив Тайлер и её актёрского таланта. К тому же картина подкупала полной анонимностью маньяков — они снимали свои маски лишь в самом конце, но лиц зрителю не показывали. Никаких объяснений. Никакой мотивации. Просто насилие и смерть.
К фильму долго разрабатывали сиквел, и вышел он лишь спустя 10 лет — в 2018-м. Постановщиком выступил Йоханнес Робертс («Синяя бездна», «Обитель Зла: Раккун-Сити»), а Бертино вновь писал сценарий. «Незнакомцы: Жестокие игры» не были прямым сиквелом и отошли от уже знакомой формулы — здесь маньяки не вышли безнаказанными после содеянного. Это немного ускорило темп фильма (в первой части было много тихих эпизодов, где на фоне маньяк наблюдал за жертвой, но ничего не делал), но сбило его посыл. Теперь это не беспричинная «охота», а дуэль на выживание.
И вот спустя шесть лет мы получили ещё один фильм. На этот раз в режиссёрском кресле без малого легендарный Ренни Харлин. За плечами режиссёра второй «Крепкий орешек», «Глубокое синее море» и «Охотники за разумом». Новые «Незнакомцы» не просто так названы «началом» — с этой картины начнётся трилогия, которая берёт в основу оригинальную задумку Бертино и развивает её в полноценное противостояние новой «королевы крика» и немногословного трио маньяков.
Лицами «перезапущенной» франшизы стали Мэделин Петш («Ривердейл») и Фрой Гутьеррез («Жестокое лето»). Они играют пару, которая вынуждена переночевать в одиноко стоящем домике при проезде по штату Орегон. Когда они остаются наедине, к ним приходит незнакомка, стучит в дверь и спрашивает «А Тамара дома?» С этого и начинается противостояние.
В промо-материалах Харлин говорит:
«Когда мне прислали сценарий “Незнакомцев”, я был в восторге и одновременно напуган. Как сделать так, чтобы подарить поклонникам оригинала те же самые острые ощущения, которые я изначально разделил с ними, и одновременно предложить им и новому поколению кинозрителей что-то свежее и удивительное?»
Первые полчаса просмотра наслаждаешься химией Мэделин и Фроя и подсознательно ждёшь, что Харлин привнесёт в картину, но врёмя идёт, и приходится признать, что «Начало» — почти дословный пересказ фильма 2008 года. Режиссёр и Бертино (вновь выступающий сценаристом) почти покадрово воссоздали первый фильм. Изменился лишь ряд незначительных обстоятельств — у героев нет размолвки в начале этой мрачной ночи, друг не навещает пару после их тревожного звонка, а в остальном это то же самое кино.
И оттого странно. Авторы хотят увлечь зрителя переложением уже знакомой истории, но почти дословно её повторяют. Где-то впереди вторая и третья части, в них сюжет пойдёт дальше, мы увидим, что произошло на утро после трагической ночи, но зритель ещё должен захотеть прийти посмотреть на это утро. А пока ему предлагают увидеть то, что он уже хорошо помнит. А если не смотрел оригинальных «Незнакомцев», то тут включается чувство дежавю. Что оригинальный фильм, что его «перезапуск» построены так, что зритель точно знает все повороты сюжета: когда появится маньяк, когда скрипнет половица, когда из-за угла вылетит нож и так далее.
Пугает только стук в дверь. Он всегда резкий и неожиданный, а ещё неестественно громкий — даже когда стучит девушка. Словно её цель не привлечь внимание, а уже сразу дать сигнал тревоги, показать, что ждёт героев, стоит им подать голос.
«Мы внесли несколько изменений и настроили “Начало” так, чтобы оно служило нашей более обширной истории, состоящей из трёх глав. Три наши главы “Незнакомцев” отправляют зрителей в неожиданное путешествие — в сознание жертв и тех, кто совершил бессмысленные жестокие преступления».
Мнения критиков и зрителей разделились. Оценки на агрегаторах средние, а вот сборы хорошие — в этом плане фильм оказался одним из лучших хорроров в 2024-м. В рецензиях чаще всего можно встретить мнение, что фильма Харлина — попытка подать ту же историю для молодых поколений. И это можно было бы принять, если бы оригинальный фильм не вышел в 2008 году. Из-за своей минималистичной съёмки он попросту не успел устареть.
И потому после просмотра не покидает ощущение дежавю. Практически всё, что в нём происходит, уже было прежде. А всё новое построено по шаблонам нового модного жанра airbnb-хоррор. И когда хочется, чтобы фильм ужасов тебя удивлял, «Незнакомцы: Начало» лишь дарят уже знакомый во всех отношениях опыт.
Похоже, Харлину и Бертино в промо-кампании придётся постараться, чтобы завлечь зрителя посмотреть сиквел.