2024-й продолжает дарить зрителям экранизации Кира Булычёва! Недавний сериал «Очевидное невероятное» сменила полнометражная история Алисы Селезнёвой под названием «Сто лет тому вперёд». Режиссёром картины выступил небезызвестный продюсер Александр Андрющенко, выпустивший сразу три части «Льда». Получилось ли у съёмочной группы развить амбициозную заявку в фантастический фильм, рассказываем в статье.
«Человеку, который верил в будущее»
С первых кадров одиннадцатиклассник Коля Герасимов в исполнении Марка Эйдельштейна ломает четвёртую стену и находит контакт не только с инопланетянами, но и зрителями. Хотя погодите, с инопланетянами мы немного погорячились. Начнём по порядку!
Уже упомянутый Коля выходит на ринг — школьный коридор. Не пытаясь увильнуть, он намеревается вступить в бой с одноклассником Витькой (Матвей Астраханцев). Из-за чего? Да как обычно — девчонку не поделили. Девчонка, кстати, та ещё собственница и капризуля — некая Алтухина (Софа Цибирева). Точнее — собака на сене. Пользуется тактикой «ни себе, ни людям» и уверенно манипулирует обоими мальчиками, играя их чувствами.
На самом деле, Колька — тот ешё искатель приключений. В отличии от своего друга-геймера Фимы (Кирилл Митрофанов), который всего боится и отвечает только за себя любимого. Однако именно он первым войдёт в контакт с другой цивилизацией, после чего миры объединятся и наступит межпланетная благодать. А сделает он это ровно через… В общем, позже! Потому что сначала Коля найдёт космион, с помощью которого переместится во времени — ровно на сто лет вперёд. И тут начнётся небывалое.
«Сто лет тому вперёд» — не экранизация, а кино по мотивам. Сильно-сильно по мотивам. По большей части фильм объединяет с книгой лишь начало — акцент на Колю. Вообще проект Андрющенко — не столько об Алисе Селезнёвой, сколько о мальчугане, оказавшемся в прекрасном (а потом не очень) далёко. Героиня Даши Верещагиной — вспомогательный элемент, наталкивающий героя на подвиги по спасению вселенной.
По задумке Булычёва Коля перемещается в 2082 год, где по улице расхаживают коты-циклопы и синие лошади в аквариуме, а фестивали устраивают прямо на луне. Андрющенко не уподобляется методу Александра Войтинского в сериале «Очевидное невероятное» — с визуальной утрированностью и ностальгией по советскому фэнтези. С помощью графики режиссёр строит новый мир, где МГУ утопает в неведомой для наших краёв архитектуре и зелени, ведь мир очистился, а общество стало эко-эко. Здесь нет абсурдных декораций. Андрющенко рисует будущее в соответствии с современными представлениями о нём. Кир Булычёв откатывается назад.
Алиса Селезнёва, конечно, — уже не та. И это к лучшему. Девчонка резкая, знающая цену себе и своему времени, но при этом очень эмпатичная и смекалистая. Даша — настоящий борец. Ну и просто красивая розоволосая героиня с вайбами спартанца. Вместе со сценаристами Андреем Золотарёвым и Ксенией Мирошник Андрющенко помещает в сюжет новую шестерёнку драматургии. Алиса потеряла мать Киру (Виктория Исакова). Женщина пожертвовала собой ради спасения человечества. Большую часть жизни героиню воспитывал профессор Селезнёв (Константин Хабенский).
Долгое время Алиса пыталась найти следы мамы. Её тешила надежда, что женщина застряла в прошлом. Собственно, так и оказалось. Кира — физичка Коли. Вместе ребята отправляются в прошлое, однако не столько за матерью Алисы, сколько в попытке скрыться от космических пиратов, желающих заполучить космион и с помощью него стать правителями.
В книжном цикле Кир Булычёв рисует образ двух злодеев — это меняющий внешность Крыс и гуманоид Весельчак У. Андрющенко сохраняет количество героев, однако добавляет им новые качества. Вместо Крыса, Алиса сталкивается с Глотом (Юра Борисов), который умеет подавлять волю оппонентов, используя их в качестве марионеток. Его напарник — то самый Весельчак У (Александр Петров), который восполняет отсутствие суперспособностей расшатанной психикой. А ещё владеет силушкой богатырской — например, одним шагом мнёт капоты машин.
В руках Андрющенко оказался прекрасный каст. Чего стоит один Марк Эйдельштейн, который раскрыл в себе новые грани. Герой органичен в кадре. Он обаятельно ломает четвёртую стену, рассказывая о жизни непростой, а потом бодро меняет слушателя в виде зрителя на героев фильма. Юра Борисов — восторг. Актёру удалось создать образ молчаливого и слегка блаженного злодея, который за искренними и чистыми глазами скрывает тягу к всевластью. Александр Петров старается не отставать от напарника, но иногда переигрывает, пытаясь выдать Джокера. При этом ему удаётся сделать из себя действительно бесячего Весельчака с противным смехом.
С Дашей Верещагиной всё не так однозначно. Складывается ощущение, что актрисе свойственны более дерзкие и взрослые роли вроде компьютерного гения Барышниковой из второго сезона «Оффлайна». Школьница будто сковывает актрису. Однако девушка прекрасно справляется с боевыми сценами, подпрыгивая в воздухе и атакуя команду Глота. Не менее ярко выступила Виктория Исакова. Поверьте, это новая звезда фэнтези. За её сражениями с Петровым и Борисовым хотелось смотреть бесконечно.
Авторы играют с пространственно-временными сдвигами, где один шаг в сторону меняет будущее. В какой-то момент вместо зелёной Москвы 2124 герои окажутся в порождённой Глотом разрухе. На самом деле, команде удаётся заинтересовать зрителя сеттингом. Графика и правда красивая. Съёмочная группа не перегружает будущее неведомыми деталями — здесь всё лаконично и экологично.
При этом попытка сделать не хуже Marvel всё же кривая. Авторы строят фильм на цитатах — как к российскому кинематографу, так и зарубежному. Слом четвёртой стены оказывается отсылкой к Дэдпулу. А одно из решающих орудий — молотом Тора. Периодически будут всплывать шутки из «Майора Грома» вроде «думай, думай» и даже знаменитый мем «Она сказала, что любит тебя». Выглядит это и правда смешно, но загвоздка в том, что на одном цитировании далеко не уедешь. Чтобы состязаться с Marvel, нужны свежие идеи, а не только отсылки.
Творения главного советского фантаста Булычёва экранизировали не раз. Вы наверняка знакомы с анимационной «Тайной третьей планеты» или пятисериной «Гостьей из будущего». Из современных адаптаций, помимо «Очевидного невероятного», можно посмотреть «Хронос» или «Алиса знает, что делать!».
Сюжетные новаторства вовсе не вредят экранизации Андрющенко. Конфликты работают, а это — главное. Однако лента утопает в цитировании и плоских шутках, что значительно портит впечатление. При этом проект — и правда неплохой шаг в новый этап российского фэнтези. Интересно, перерастёт ли «Сто лет тому вперёд» в кинофраншизу?