Совсем недавно на Netflix появилась полнометражка «Дети шпионов: Армагеддон» (Spy Kids) — ребут культовой франшизы Роберта Родригеса, ставшей новым витком в детском кинематографе. Режиссёр возрождает ленту уже не первый раз, несмотря на критику и отсутствие зрительского ожидания. В честь премьеры мы решили разобраться в феномене «Детей шпионов» и вспомнить, чем цепляла оригинальная трилогия.
«Иногда, чтобы мыслить глобально, нужно мыслить по-детски»
«Дети шпионов» — коммерческий успех Родригеса. Фильм собрал в прокате почти 148 миллионов долларов. Блокбастер стал пятым полным метром режиссёра, успевшего зарекомендовать себя автором, устанавливающим собственные правила. Признание картине добавили и прошлые работы самобытного кинодела, среди которых «От заката до рассвета» — зрелищное сотрудничество с Квентином Тарантино.
Лента о секретной семье стала важной вехой в карьере режиссёра. До этого Родригес углублялся в основном в вестерны, не затрагивая подрастающее поколение. Мастер взялся за кино ради своих детей. Впоследствии первая часть вылилась в целую франшизу, а та в отдельную вселенную. Картина оказалась популярной среди детей и подростков, многие из них выросли на ней. После успеха Родригес с головой погрузился в детско-семейное кино, открыв новый формат жанра. За «Шпионами» последовали «Приключения Шаркбоя и Лавы», «Камень желаний» и «Мы можем быть героями».
Во всех частях ленты прослеживается сквозной и вовсе не замысловатый сюжет. Где-то на свете живёт обычная семья Кортесов — мама Ингрид (Карла Гуджино), папа Грегорио (Антонио Бандерас) и их дети — Кармен (Алекса Вега) и Джуни (Дэрил Сабара). Ребятам часто рассказывают на ночь сказку о шпионах, которые влюбились друг в друга. По иронии судьбы вымысел оказывается правдой, а герои — старшими Кортесами, которые девять лет назад отошли от дел. В какой-то момент Ингрид и Грегорио приходится вернуться в «профессию», а детям — узнать правду о родителях. Впоследствии Кармен и Джуни сами станут шпионами.
В центре сюжета дети. Сначала они учатся пользоваться реактивными ранцами и подводными лодками, засыпая без родителей, потом — отправляются на секретный остров сражаться с армией врагов и фантастическими тварями. Юные герои перетягивают на себя одеяло. Порой они смелее, проворнее и смекалистей взрослых.
По ходу трилогии Джуни и Кармен взрослеют. В первой части они заклеивали бородавки на пальцах цветными пластырями и вечно досаждали друг другу, а в последней стали профессиональной командой, готовой постоять не только за семью, но и за весь мир.
От части к части меняются сеттинги, добавляются герои-оппоненты, но замысел остаётся прежним. Если в первом фильме дети ищут родителей, а во второй — родители детей, то в третьей семья шпионов и ключевые персонажи трилогии объединяются, чтобы дать фору каждому, кто встанет у них на пути.
Роберт Родригес прославился чутьём на таланты. Его фильмы отличаются хорошим кастом. В трилогии «Дети шпионов» роль отца семейства досталась Антонио Бандерасу, успевшему поработать с мастером в ленте «Отчаянный». К сожалению, Карлу Гуджино, Алексу Вега и Дэрила Сабара не ждала судьба Джорджа Клуни, карьера которого пошла в гору после сотрудничества с Родригесом. Карла старалась не пропадать с радаров, появившись в «Игре Джеральда», «Разломе Сан-Андреас» и других менее громких проектах. А вот Алекса и Дэрил слегка ушли в тень, несмотря на выход нескольких киноработ. Кстати, в эпизодических ролях «Детей шпионов» можно встретить известных Дэнни Трехо, Стива Бушеми, Роберта Патрика и многих других. Даже Сильвестра Сталлоне! Второстепенный актёрский состав трилогии — энциклопедия лиц Голливуда.
Родригес экспериментирует с сеттингом шпионской ленты — здесь много сказочного, фантастического и геймерского. «Дети шпионов» — словно адаптация видеоигры: в замке творятся мутации — злодей под видом телеведущего превращает шпионов в искажённых персонажей телешоу. В это же время на границе бермудского треугольника расположился загадочный остров, где неминуемо пропадают агенты секретной органазации OSS. А в третьей части мы действительно попадаем в игровое пространство с переходом на уровни и всплывающей фразой «Game Over».
Родригес экспериментирует с второстепенными героями. В «Детях шпионов» режиссёр падок на мутации. Мастер превращается в Сида Филлипса из «Истории игрушек». В первой части зрители сталкиваются с Пал Палычем — огромным двуногим пальцем. Точнее — пальцами, потому что подобные герои составляют армию. По соседству обитают флуповы фугли — те самые обезображенные шпионы. Телеведущий Феган Флуп лепит физиономии подопытных из глины или пластилина. Во второй части Родригез буквально смешивает единорога с носорогом. Точнее — шимпанзе с пауком, рыбу с котом и так далее.
Родригес экспериментирует с реквизитом. Реактивные ранцы и лазер в обручальном кольце — самое лайтовое. Типичное шпионское снаряжение из культовых лент меркнет на фоне разработок режиссёра. К примеру, у Кортесов свой бункер, замаскированный под тропическую хижину. А в нём большое количество съедобных пластин — готовых блюд, которые по волшебству волшебной палочки и микроволновки превращаются в полноценный завтрак, обед или ужин. Микрокамеры, размером с хлебную крошку, жвачка-электрошокер и кислотный карандаш — стартер пак поездки в поход или на «Сигнал».
Родригес экспериментирует с жанровыми клише. Во-первых, перед нами не профессиональный шпион а-ля Джеймс Бонд, а обычные дети, которые решили спасти мир, прогуляв школу. Они сталкиваются с типичными подростковыми проблемами — первой любовью, непониманием родителей и перепалками друг с другом. Во-вторых, герои совсем не идеальные. Джуни — тихий мальчик. Он пуглив, одинок и очень добр. Одна из проблем подростка — бородавки на пальцах. Изъян, доставляющий дискомфорт. Кармен подшучивает над братом, говоря, что бородавки — последствия трусости. При этом в самые неожиданные моменты герой оказывается смелее и сестры, и родителей. Он побеждает зло добротой — к примеру, разговаривает по душам с Флупом и даёт ему второй шанс, благодаря чему спасает родителей. Ингрид и Грегорио — тоже обычные люди. Они ошибаются и попадают в передряги. Но всё равно остаются героями.
В-третьих, франшиза — пародия на шпионское кино, комедия. Секретные агенты врезаются в предметы, падают, калечатся. Они постоянно спорят, подкалывают друг друга. Например, Грегорио, глава семейства, «противостоит» родителям жены, а Джуни — Кармен. И так по нарастающей. Бытовые задачи героев возведены до предела, но это и сближает их со зрителем.
В-четвёртых, режиссёр меняет спектр проблем — помещает персонажей в фантастические обстоятельства. Шпионские ленты последних лет манипулируют зрителем актуальной повесткой — политическими конфликтами, терроризмом и другими тейками. В картине Родригеса нет и намёка на перепалки с ЦРУ, перестрелок и эпичных взрывов из боевиков. Сюжет вертится вокруг семьи и держится на ней. Этот фильм не столько о героизме, сколько о сплочении.
Через восемь лет после завершения трилогии вышел ребут — «Дети шпионов 4D: Армагеддон». Сюжетно лента не слишком отличается от «оригинала»: в центре повествования оказывается семья с большой тайной. Обстоятельства заставляют детей узнать секрет и стать настоящими шпионами. Драматургическое отличие в том, что перед нами новый агент Кортес — Марисса (Джессика Альба), тётя Кармен и Джуни, которая вышла замуж за вдовца с двумя детьми и по совместительству охотника на шпионов (Джоэл МакХэйл). Правда, охотник он лишь на телевидении: герой ведёт развлекательную программу. Конфликт построен на противостоянии неродных детей и мачехи, которая пытается с ними подружиться. Также в ленте появляются уже взрослые Алекса Вега и Дэрил Сабара, которые лишь подтверждают выражение «раньше было лучше».
Главная проблема агентов — Хранитель времени, который беспощадно укорачивает дни, месяцы, годы. Задача шпионов — восстановить баланс секунд и спасти мир от исчезновения. Новинка мгновенно обросла плохими отзывами, став худшей в карьере режиссёра. Однако провал первого ребута не переубедил его в решении выпустить второй.
Совсем недавно Родригес поделился новой частью франшизы — «Дети шпионов: Армагеддон». Название сразу же отсылает к предыдущей, но это не главный мостик ностальгии. Режиссёр строит рассказ вокруг новой семьи: Терренсе (Закари Ливай), Норе (Джина Родригес) и их детях — Пэтти (Эверли Карганилья) и Тони (Коннор Эстерсон). Родители охраняют некий код, способный взломать любой гаджет. Систему придумал отец семьи. Терренс понимает опасность, но не готов к уничтожению своей разработки. Герой прячет код в залежах сети, из-за чего запрещает детям прикасаться к гаджетам. Но ребята упёртые — они идут напролом. Пока детишки залипают в видеоигру, злодей Рэй Кингстон (Билли Магнуссен) крадёт разработку. И тут начинается хаос: чтобы заниматься повседневной рутиной, горожане должны проходить гейм-уровни. Проигравшие, на минутку, не могут попасть в собственный дом.
В новом ребуте слишком много отсылок на оригинальные ленты. Родригес паразитирует на ностальгии. Дети попадают в аналогичную ситуацию, что и Кармен с Джуни в первой части франшизы: родителей утаскивают злодеи, а Пэтти и Тони отправляются в бункер, учатся управлять техникой и даже угоняют самолёт, похожий на машину Мачете — дяди Кортесов. В это время старшие герои попадают в логово злодея — замок, оснащённый множеством примочек. По вайбу сцена — аналог знакомства Ингрид и Грегорио с Флупом. При этом режиссёр меняет детей местами. Так, Пэтти становится порядочной тихоней, вовсе не похожей на Кармен, а Тони — ярым бунтарём, полной противоположностью Джуни.
Оба ребута отличает характерный низкобюджетным фильмам юмор. Неловкость взрослых шпионов порой доводит до абсурда. Это не те герои, на которых хочется равняться. На них даже смотреть не хочется. Актёры жутко переигрывают — чего только стоит героиня Джессики Альбы. Картины выглядят сюрно и совсем не ностальгично. Родригес попытался внедрить шпионов в современный сеттинг, добавил новые спецэффекты. Но ничего из этого не играет на руку ленте. Ведь зрители любили трилогию за яркие и нереалистичные декорации, которые формировали стиль мастера.
«Дети шпионов» — франшиза, на которой выросло не одно поколение детей. Даже автор этой статьи. Оригинальная трилогия цепляла новизной и неординарностью, пародией на шпионские ленты. Чего не скажешь о ребутах. Похоже, Родригесу пора остановиться, чтобы окончательно не сделать из ностальгии треш-контент!