Человек-паук, возможно, самый узнаваемый супергерой из когда-либо существовавших, и база его поклонников непрерывно растёт! Популярный житель Нью-Йорка покорил сердца людей со всего мира и принёс огромный успех легендарному Стэну Ли в начале его карьеры. Дружелюбный сосед прочно вошёл в поп-культуру, в том числе и в игровую индустрию. В этом материале мы посмотрим, как менялись и развивались игры о Человеке-пауке.
Spider-Man (1982)
«Человек-паук» от Parker Brothers — это одновременно и первая видеоигра с участием титульного супергероя, и первая видеоигра, основанная на персонаже комиксов Marvel. Цель игрока — обезвредить как можно больше супербомб и набрать максимальное количество очков по пути (в одиночку или вдвоём). А где-то наверху вас ждёт Зелёный гоблин. Вы начинаете с тремя жизнями, когда поднимаетесь на первый небоскрёб, выпуская паутину. Ей можно стрелять вверх, вниз или по диагонали, чтобы переместить Человека-паука по зданию. Длина паутины определяется тем, как долго вы удерживаете кнопку «Огонь».
Если паутина зацепится за окно (или если враг её перережет), Человек-паук упадёт. Неожиданный факт об этой игре: когда падаете, можно выпускать другую паутину, и это может спасти жизнь герою! Для игры 1982 года на Atari 2600 возможность раскачиваться на паутине и стрелять паутиной в свободном падении, чтобы уничтожать бомбы и врагов, была довольно крутой.
Questprobe Featuring Spider-Man (1984)
Questprobe — это трилогия графических приключенческих игр с участием персонажей Marvel Comics: Халка, Человека-паука и дуэта из участников Фантастической четвёрки Человека-факела и Существа.
Вторая Questprobe посвящена Человеку-пауку. Эта игра — настоящая охота за сокровищами, поскольку Питер Паркер должен прочесать офисное здание Daily Bugle, чтобы собрать 18 драгоценных камней и отдать их Мадам Паутине. Самый крутой трюк Человека-паука заключается в том, что вы можете лазить по потолкам определённых комнат, что позволяет поворачивать экран, осматривая помещение вверх ногами.
Как и в других Questprobe, графика тут довольно приличная для своего времени, есть даже несколько простых анимаций на машинах с большим объёмом памяти. Игра также использует улучшенную версию движка SAGA Engine, так что она не такая неуклюжая, как предшественник с Халком в главной роли. Паучье приключение действительно похоже на историю Человека-паука, несмотря на скучную затравку сюжета. Тем не менее, головоломки здесь не самые ординарные, и сеттинг имеет какой-то смысл по сравнению с двумя другими играми, что делает эту игру самой удачной «трилогии» Questprobe.
The Amazing Spider-Man (1990)
The Amazing Spider-Man — это приятный платформер от Oxford Digital Enterprises. Впервые он был выпущен на Game Boy, и современные геймеры не будут им так впечатлены, как публика в 1990 году. «Удивительный Человек-паук», возможно, и не такой уж удивительный, но он хорошо сделан, и в него весело играть.
Игра о дружелюбном соседе не открывает новых горизонтов в жанре, и в её механике управления есть несколько шероховатостей, но в ней приятная 8-битная графика. Персонажи крупные, городские уровни хорошо продуманы, можно перемещаться по ним под фанковый саундтрек. Знакомые суперзлодеи насмехаются над супергероем от уровня к уровню и выступают в роли боссов. Паук может драться кулаками, лягаться, пригибаться, раскачиваться на паутине и стрелять снарядами из паутины. Второстепенные противники сбрасывают значки, которые дают вам очки, восстанавливая здоровье и «заполняя» жидкость для создания паутины.
Большая часть игры включает в себя уровни с боковой прокруткой, но в нескольких вы поднимаетесь на небоскреб, что отсылает к приключениям Человека-паука на Atari 2600. В игре много приятных мелочей, которые демонстрируют уважение к комиксам. В основе игры классическая история о девице в беде, уровни довольно просты, враги в игре стандартные, а каждый босс следует собственному паттерну поведения, который легко заметить.
Spider-Man: The Video Game (1991)
Выпущенный в 1991 году «Человек-паук» для аркадных автоматов представлял собой хорошо сделанный маленький сайд-скроллер, в котором было много интересного. Он до краев наполнен культовыми злодеями: Доктор Осьминог, Песочный человек, Ящер, Зеленый гоблин, Кингпин и, наконец, сам Доктор Дум!
Поскольку beat-em-up’ы более или менее рассчитаны на многопользовательский режим, в игре одновременно могли участвовать до четырёх игроков. Так как было бы странно (и неслыханно на тот момент) иметь в своем распоряжении четырёх разных Людей-пауков, дизайнеры включили трёх дополнительных игровых персонажей, и они оказались довольно разношёрстными. Предположим, появление Чёрной кошки имеет смысл, и даже Соколиный глаз мог попасть в список, но до сих пор любопытно, как Sega пришли к идее бросить в бой антигероя Нэмора!
Spider-Man and Venom: Maximum Carnage (1994)
Игра основана на знаменитой четырнадцатисерийной сюжетной арке комиксов 1993 года, в которой Спайди объединяется с Веномом, чтобы одолеть Карнажа. Игра Software Creations показала, что сюжет можно построить исключительно на том, что было в комиксе, не извращая оригинал.
С точки зрения геймплея это ни что иное, как beat-em-up, жанр, в котором у Super Nintendo определённо нет недостатка. С точки зрения повествования Maximum Carnage делает больше, чем большинство игр о Человеке-пауке. В сюжете множество моментов взято напрямую из комиксов. Причём даже комичные мелочи: например, Питер Паркер и Мэри Джейн по сюжету постоянно кричат друг на друга, а Человек-паук и Веном останавливают бунтовщиков не только кулаками, но и смелыми нравоучениями. А ещё игре есть камео Капитана Америки!
Однако, несмотря на то, что в игре два главных героя, она строго однопользовательская, и это решение ограничило её привлекательность для многих. Возможно, это связано с его приверженностью исходному материалу, поскольку Венома можно выбрать только после того, как он впервые появится в истории.
Сама игра, кстати, крайне сложная, в ней нет опций, которые могли бы облегчить прохождение, так что не стоит начинать Maximum Carnage, ожидая, что пройдёте игру с первого раза. Сражений с боссами много, и они обычно ставят игрока в невыгодное численное положение. Поначалу всё не так уж плохо, но на последних уровнях часто придётся сражаться со всей командой по двое, в то время как враги становятся сильнее с каждым появлением.
Spider-Man (2000)
В действительно лучшей видеоигре о Человеке-пауке Marvel, Activision и Neversoft преуспели там, где ни одна компания никогда даже близко не подходила. С помощью этой игры разработчики воссоздали образ Удивительного Человека-паука в очаровательном платформере, добавив также целый ворох персонажей Marvel — от Мистерио до Чёрной кошки.
Что игроки в первую очередь замечают в «Человеке-пауке», так это то, что персонаж может передвигаться по городу на своей паутине и ползать почти по любой поверхности — прям как в комиксах. Используя полностью обновлённый движок Apocalypse, игроки могут буквально делать всё, что может Человек-паук: стрелять паутиной, создавать паутинный щит, формировать паутинные конусы на своих руках, пинать, наносить удары, бросать, атаковать исподтишка, запутывать врагов большим количеством паутины и стрелять сотканными из неё шарами.
Дизайн уровней тоже интересен. Похоже, Neversoft хотела создать стандартный экшен-платформер, который был бы стилизован и адаптирован к специфическим способностям Человека-паука. Итак, если вы когда-либо играли в платформеры вроде Mario или Crash, то наверняка узнаете стандартные головоломки, основанные на экшен-элементах, толпах злодеев и слишком знакомых финальных боссах.
Spider-Man 2 (2004)
Студия Treyarch объединила серию Tony Hawk's Pro Skater от Neversoft с паутиной Человека-паука, сделав проект открытом мире в стиле Grand Theft Auto. Это чертовски большое достижение, и оно работает. Графически «Человек-паук» выглядит неплохо, однако город — настоящая звезда игры. Он выглядит отлично даже в 2022 году, и игра поддерживает стабильную частоту кадров, даже когда вы летите на высокой скорости.
«Человек-паук 2», созданный по одноимённому фильму с Тоби Магуайром, значительно расширен в сравнении с предыдущими играми: игрокам доступен для изучения весь остров Манхэттен. Заметьте, не только в квадратном километре, но и в объёме. Вы можете проехать по Бруклинскому мосту, прогуляться по Швейному району, пройтись по Центру города, Центральному парку и подняться с тротуара на самое высокое здание в городе без задержек. Можно даже подняться на вершину Статуи Свободы или Эмпайр-стейт-билдинг.
Конечно, здесь много скучных повторяющихся миссий, искусственно растагивающих игру, хотя иногда они всё же затягивают, а бои с боссами варьируются от глупых до невероятно раздражающих (особенно с Доктором Осьминогом), но в целом игра отличная.
Ultimate Spider-Man (2005)
Когда Treyarch решила использовать вселенную USM (альтернативный мир, где история знакомых героев пошла несколько иначе) для своей следующей игры, разработчик принял разумное решение — нанял создателей комикса Брайана Майкла Бендиса и Марка Багли. Благодаря тому, что Бендис создавал историю и писал сценарии для каждого диалога, а Багли рисовал карандашом дизайн персонажей, Ultimate Spider-Man — самая аутентичная игра по комиксам. В то время, как в других проектах, есть щедрая порция выдержек из комиксов, USM — это оживший комикс, ведь у него даже графика стилизована под книжки с картинками.
USM позволяет геймерам играть как за Человека-паука, так и за его врага Венома, в истории, непосредственно продолжающей оригинальные истории. События игры прочно связаны с историей дружелюбного соседа и его врага-симбиота из комиксов. Но тем, кто никогда не читал ни одной книги, не стоит беспокоиться. Бендис и Treyarch позаботились, чтобы заполнить все необходимые пробелы. Вы можете насладиться хорошо рассказанной историей, а затем вернуться к своей обычной жизни, свободной от супергероев. Как новички, так и давние поклонники смогут насладиться игровым процессом в USM.
Spider-Man: Web of Shadows (2008)
Потрясающее вступление бросает игрока прямо в эпицентр кризиса. Силы Щ.И.Т. ведут не особо успешную битву против массированного вторжения симбиотов. Среди этого хаоса Человек-паук отчаянно пытается найти Мэри Джейн. После краткого обучения, в котором вы мотаетесь по городу, избивая симбиотов, таинственная фигура появляется из близлежащего взрыва, чтобы окутать Человека-паука, и всё погружается во тьму. Это мгновенно затягивает и заставляет играть дальше, чтобы узнать, почему всё так плохо и чем закончится.
В то время как игры Treyarch о Человеке-пауке, основанные на фильмах, пытались включить в игру много контента, используя побочные миссии, из-за которых большая часть казалась второстепенной, здесь всё связано от начала до конца. Как и в прошлых играх, вы будете летать по городу, выполняя различные миссии, которые здесь даются персонажами Marvel. Будете ли вы иметь дело в первую очередь с героями или со злодеями — зависит от того, какой выбор сделаете. Время от времени придётся решать, поступать ли этически верно или поддаться искушениям тёмной стороны Питера.
Web of Shadows не ломает стереотипы предыдущих игр о Человеке-пауке, но её увлекательная история и разнообразные миссии несомненно делают игру явным шагом вперёд для серии. Кампания длится добрых 12 часов, а игровой процесс достаточно основательный, чтобы выдержать повторное прохождение, если вы хотите узнать, чем всё закончится при выборе иного пути.
Spider-Man: Shattered Dimensions (2010)
Раскачиваться в воздухе и наказывать плохих парней — это две вещи, которые Человек-паук делает лучше всего, и в Spider-Man: Shattered Dimensions от Beenox вы успеете много и того, и другого, играя за четыре разные версии Человека-паука: Amazing, Ultimate, 2099 и Noir. Каждый Паук быстр и силён, что позволяет ловко уклоняться от своих врагов и совершать комбо, используя усиленные способности каждого из супергероев (в том числе и уникальные суперсилы из родной вселенной героя).
Самое большое изменение по сравнению с недавними играми о Человеке-пауке заключается в том, что здесь нет гигантского открытого Нью-Йорка, по которому можно пролететь на паутине. Вместо этого у вас есть хорошо проработанные линейные уровни, которые предлагают меньше свободы для исследования, но имеют больше вкуса, чем обычный виртуальный Манхэттен — ведь каждый выполнен в стилистике того измерения, где происходит действие. Это разумный отход от обычной формулы и, вероятно, именно это спасло Shattered Dimensions от превращения в большой пустой мир, наполненный ограниченным количеством квестов.
Marvel’s Spider-Man (2018)
Marvel’s Spider-Man от Insomniac Games — это экшен с открытым миром, в котором вы играете за всеми любимого дружелюбного соседа. Вы пересекаете Нью-Йорк в привычном стиле Человека-паука, раскачиваясь на паутине и проносясь между зданиями и над ними. Время от времени останавливаясь, чтобы поколотить каких-нибудь плохих парней, забрать предмет в коллекцию или решить головоломку.
Вы играете за опытного Питера, который уже несколько лет как стал Человеком-пауком, поэтому в игре нет истории происхождения (и слава богу). Это интересный ракурс для изучения в новой игре, действие которой разворачивается в устоявшейся вселенной.
Перемещаться по Нью-Йорку невероятно просто, настолько, что вы сразу почувствуете себя таким же опытным, как Человек-паук, когда впервые возьмете в руки контроллер. Вы можете бегать по зданиям и подниматься по ним, а также заниматься паркуром по любым объектам, и всё это очень легко и доступно. Если ваши ноги когда-нибудь коснутся земли, вы можете взаимодействовать с жителями Нью-Йорка, как настоящий дружелюбный сосед Человек-паук (сделать селфи или дать пять).
Звуковые и визуальные эффекты во многом способствуют тому, чтобы бой был приятным и максимально тактильным. Например, когда плохой парень врежется в стену, будет слышен глухой удар и появится облако пыли. И так во всём: бои в игре невероятно динамичны и интерактивны, а герой выглядит действительно круто, делая все пируэты в воздухе вокруг врагов.
Человек-паук с каждым своим новым появлением очень разный, и игры о нём тоже пестрят разнообразием. Расскажите, какую игру о дружелюбном соседе любите вы и почему?