Помните, как создатели мультфильма «Человек-паук: Паутина вселенных» (Spider-Man: Across the Spider-Verse) продавали новые похождения Майлза Моралеса перед премьерой? Аудиторию завлекали шестью уникальными визуальными стилями, наличием пары сотен «дружелюбных соседей» на экране (среди них были даже Кот-паук и Тирекс-паук) и концовкой в духе пятого эпизода «Звёздных войн».
Наконец, 1 июня 2023 года мировая премьера кроссовера всего и сразу состоялась. Только вот, кажется, элементы, которыми фанатов первой части завлекали на сиквел, не оправдали ожиданий. Нет, мультфильм хорош, как и предсказывала западная пресса, но поражает воображение не своими выпяченными напоказ новинками, а привычными вещами вроде несупергеройских диалогов и апгрейднутых экшен-сцен, к которым мы привыкли ещё в «Человеке-пауке: Через вселенные».
В первой части мультивселенского «Человека-паука» визуал мира Майлза Моралеса был вдохновлён комиксами, а залётные персонажи вроде анимешной Пени Паркер, чёрно-белого Нуара и мультяшного Свина-паука выделялись на общем фоне, но не выглядели слишком инородно. В «Паутине вселенных» авторы получили карт-бланш на визуальное безумие и забыли о чувстве меры во время создания новых реальностей.
Из-за этого на экране возникла мешанина из лайв-экшена, леговского стоп-моушна, акварельного импрессионизма, схематичных аниматиков, набросков изобретений Леонардо да Винчи и стиля, напоминающего все обложки британских панк-альбомов сразу. Для такого винегрета хорошо подходит формат короткого гэга из анимационных ситкомов в духе «Удивительного мира Гамбола» или «Гравити Фолз», но полнометражный мультфильм это «А ЕЩЁ ВОТ ТАК МОГУ» из связной истории трансформирует чуть ли не в YouTube Poop.
Но иногда авторы вспоминают, что анимация нужна не только для громких заголовков в новостях, но и для поддержки сюжета. Знали ли вы, что неопытный Майлз в «Через вселенные» был анимирован в 12 FPS, а полноценные 24 кадра в секунду получил, лишь набравшись опыта? Здесь нечто подобное происходит в родном мире Гвен Стейси. Акварельные задники и декорации во время диалогов сливаются в палитру цветов, передающих внутреннее состояние персонажей. Две-три вселенные, которые способны углубить нарратив, легко бы переплюнули и десяток разнообразных визуальных стилей!
И как же на фоне всех этих экспериментов выделяются привычные, но улучшенные экшен-сцены в духе первой части. На яркую и динамичную постановку в комиксовом антураже накладываются новые обстоятельства вроде способностей суперзлодея Пятна открывать кучу порталов и телепортироваться по всему городу. Сцена с погоней Пауков за Майлзом в футуристичном мегаполисе тоже поражает своим масштабом, однако сам факт наличия такого количества членистоногих всех форм и расцветок не впечатляет, как и вновь разыгранный мем с Людьми-пауками, указывающими друг на друга.
Сравнения с эпизодом «Империя наносит ответный удар» тоже не выглядят как веская причина нестись в кинотеатр. Фильм резко обрывается на сцене — осторожно, спойлеры! — «плохие ребята побеждают, ждите продолжения через год», и это плохо сказывается на сюжете. Все арки персонажей зависают в воздухе, а когда-то самобытный «Человек-паук» от Sony начинает косить под MCU с её фансервисом ради фансервиса и отложенными на будущее сюжетными линиями. При этом в Голливуде полно примеров, когда сиквелы франшиз готовились одновременно и выпускались друг за другом, но всё равно работали как полноценные фильмы («Пираты Карибского моря» или «Властелин колец»).
Зрители подустали от подобного формата в супергеройском сеттинге, а «Стражи Галактики 3» показали, что у аудитории всё ещё есть запрос на самостоятельные истории, в которых персонажи ведут себя как живые люди, а не как сценарные инструменты. Подтверждают это самые сильные сцены «Паутины вселенной», представляющие собой не эпилептическую анимационную нарезку, а разговоры по душам между героями.
Диалог Майлза с матерью о том, что нужно заботиться о своём внутреннем ребёнке, рассуждения о предопределённости судьбы в «рикимортивской» штаб-квартире Пауков и сцена примирения Гвен с капитаном Стейси отпечатываются в памяти лучше, чем комедийный лего-сегмент и живой Дональд Гловер в мультяшной клетке. Ждём продолжения в 2024 году и надеемся, что оно не будет ощущаться как промежуточное звено в планах Sony по формированию новой киновселенной.