Мировая премьера фильма «Соник 3 в кино» (Sonic the Hedgehog 3) состоялась 20 декабря 2024 года. Победы прошлых частей похождений ежа в прокате над «Хищными птицами» и «Морбиусом» были сомнительными достижениями, но разгром Disney и их приквела о Муфасе — признак того, что к третьей картине ёж всё-таки набрал форму. Создателям действительно удалось построить киновселенную маскота SEGA, несмотря на пачку проблем с подходом к юмору и неканоничность некоторых моментов. Пытаемся разобраться, как у «Соника» получилось не стать новой «Тёмной вселенной» от Universal.
Сюжет триквела впервые сильно полагается на видеоигровой первоисточник и решает вольно пересказать платформер Sonic Adventure 2. Соник сдружился с Наклзом и Тейлзом, но их товарищескую идиллию внезапно нарушает новый инопланетный фурри — Шэдоу. Мрачный ёж с голосом Киану Ривза 50 лет был заточён на островке около Японии, однако с помощью деда доктора Роботника (и старика, и молодую версию играет Джим Керри) ему удаётся сбежать и начать мстить всему миру вместе с пожилым безумным учёным за смерть близкого человека — девочки Марии.
Звучит слишком мрачно? Вот и создатели, кажется, так подумали, поэтому попытались в очередной раз переизобрести подход к юмору в лентах о скоростных ежах. Первый фильм особо ничем не выделялся в вопросах комедии, но с сиквела местные гэги начало сильно штормить. На фоне удачных решений вроде грамотной адаптации характера Наклза для больших экранов и постепенной трансформации Айво Роботника в знакомого нам Эггмана из видеоигр многие шутки во второй части выглядели неуместно. Соник почему-то превратился в местного Дэдпула, который безостановочно сыпал плоскими поп-культурными отсылками, а основную сюжетную линию разбавили сценами в духе лент Адама Сэндлера с рандомными танцами в Сибири и подставной свадьбой одной из героинь.
Сериальный спин-офф «Наклз» пошёл ещё дальше и превратил повествование в парад безумия с дракой под еврейскую народную песню «Хава нагила» и предысторией ехидны в формате кукольной рок-оперы. В «Сонике 3» подход немного пересмотрели, но окончательно от странных гэгов решили не избавляться. Создатели фильма убрали большую часть человеческих персонажей, (чтобы сфокусироваться на похождениях звериной банды), а оставшихся сделали менее раздражающими и более важными для основного сюжета. У них и Соника также отобрали большинство поп-культурных отсылок с абсурдными шутками и вложили их в уста Роботника и его деда. От этого происходящее как будто стало гармоничнее (ну, сходят там два учёных с ума в компании), но всё ещё трудно осознать, что cutaway-гэги в духе «Гриффинов», ломающие четвёртую стену приколы «ха-ха, нас играет один актёр», сексистские стариковские комментарии, отсылки к «Зелёному фонарю» с Райаном Рейнольдсом (да, это всё ещё не «Дэдпул») и танцы во время проникновения на базу организации G.U.N. — теперь неотъемлемая часть киношного лора синего спидстера.
Конечно, и на полном серьёзе воспринимать историю о космических антропоморфных животных и гоняющемся за ними усаче было бы практически нереально. Может, это необходимая жертва для создания успешной киновселенной, и как-то так себя чувствовали поклонники комиксов Marvel, когда MCU с её фирменным подтруниванием над супергероикой и деконструкцией жанра только зарождалась?
Однако остальное «Сонику 3 в кино» удаётся гораздо лучше. Фильм грамотно ретконит и адаптирует события оригинальных видеоигр, а ещё авторы никогда не перебарщивают с фансервисом и выдают его небольшими порциями отличного качества. Шэдоу в данной версии — просто инопланетный ёж, попавший на Землю, а не искусственно созданная из ДНК космического демона Блэк Дума форма жизни (думаем, и создатели игр с удовольствием переделали бы этот аспект, если бы у них была возможность). Космическую базу Джеральда Роботника для удобства перенесли на Землю, нелепую ящерицу-босса из Sonic Adventure 2 убрали и заменили более логичным злодеем, а почти родственные отношения тёмного ежа и Марии раскрыли подробнее, чем дали персонажу дополнительную мотивацию быть таким мрачным эджлордом.
Безумные отсылки вроде неуместной любви Шэдоу к мотоциклам и огнестрелу из Shadow the Hedgehog, взрыв Луны из SA2, сведённый до шутки, и внезапная адаптация мема Shadow loves Latinas (теперь ему нравятся латинские сериалы) в фильме тоже переосмыслены и хорошо поданы. Возможно, сама история противостояния Соника и его антипода слишком напоминает конфликт с Наклзом из предыдущей части, а ещё у фурри-Ривза не так много экранного времени, но фоне пачки удачных решений эти недостатки даже не всегда заметны.
А ещё за три фильма Айво Роботник получил абсолютно каноничный внешний вид с костюмом, большим животом, пышными усами и блестящей головой. Кажется, на примере Эггмана виден весь секрет киновселенной «Соника». Создание франшизы — это трудоёмкий процесс, который требует терпения. Нельзя просто вывалить весь фансервис и надеяться, что хардкорные фанаты оригинала сделают тебе кассу.
Иногда «крутостью» приходится жертвовать в угоду сценария и ради подготовки будущих сюжетных линий, а то, что отлично работало в интерактивных развлечениях с рисками приходится переосмыслять для больших экранов. Создатели ежиных фильмов сделали всё грамотно и теперь пожинают плоды: сцены после титров с новыми персонажами впечатляют в лучших традициях MCU времён первых фаз и заставляют с нетерпением ждать продолжения даже с шутками в духе «Гриффинов»…