Спустя 31 год после громкой премьеры фильма «Один дома» выходит ремейк истории о семействе Маккалистеров. Оригинал попал в Книгу Рекордов Гиннеса как самая кассовая комедия в истории: 533 миллиона долларов — неплохая такая поддержка от зрителей. Трейлер выходящего на Disney+ 12 ноября ремейка уже набрал на 66 тысяч дизлайков больше, чем положительных оценок. Разбираемся, почему перезапуск культового фильма — оскорбление для зрителей, а ремейк вряд ли сможет повторить за комедией 1990 года.
Кевин поп-культурный
Начнём с того, что планку Home Alone безумно сложно перепрыгнуть. У оригинальной комедии нет секретного ингредиента: в один пазл складываются и своевременность выхода, и срез общества, и внимание к деталям, и скрупулёзная работа на площадке. История Кевина Маккаллистера, оставленного дома на Рождество, любима зрителями не за что-то конкретное, что можно было бы скопировать и вставить в новый ремейк.
В центре сюжета — восьмилетний ребёнок, оставленный в одиночку встречать Рождество по чистой случайности: сначала «потерялись» его документы, потом Кевина отправили в наказание спать на страшный чердак, а на следующий день родители в суматохе не заметили пропажи и спохватились уже на другом континенте. И пока мать с отцом паниковали, герою предстояло защищать дом от двух бандитов.
Дети часто становятся героями поп-культуры: в мультипликации они не раз спасали мир; в хоррорах обычно именно в домах с детьми чудовища да злые духи оказывались соседями по жилищу («Игра в прятки», «Бабадук», «Проклятие Аннабель») или же сам ребёнок был частью тёмной силы («Омен», «Шёпот», «Дело №39»). Противопоставляя незащищённого ребёнка весомому злу, которое явно сильнее и проворнее, авторы добивались большего контраста, а, следовательно, и эмоций во время хэппи энда. В комедии «Один дома» главный герой тоже ребёнок, готовый надирать задницы и защищаться. Вот уж кто-кто, а Кевин Маккаллистер точно знает смысл выражения «Мой дом — моя крепость».
Идеального каста не существу...
Но одним только возрастным контрастом с грабителями герой вряд ли бы так сильно покорил аудиторию. Здесь заслуга Джона Хьюза, который внимательно изучал поведение детей и подростков. Сценарий фильма родился внезапно: автор собирался в отпуск и составлял список вещей в дорогу. А потом подумал: «Лучше мне было бы не забыть моих детей». После этого сценарист начал размышлять, что бы делал его десятилетний сын один дома. Сразу же он написал восемь страниц сюжета будущего фильма.
В Кевине Джон Хьюз показал знакомый каждому образ ребёнка из девяностых: по статистике дети того времени подолгу оставались одни дома перед телевизором и стали исключительно наглым поколением потребителей в истории: они хорошо разбирались в продукции, не слушались родителей, которые не всегда успевали их воспитывать из-за работы, а также были гиперактивными.
Кроме того, Хьюз разом убил два детских страха: бандитов и одиночества. Согласно локальному социологическому исследованию эти два пункта лидируют и обходят в рейтинге боязнь стоматологов и привидений. Страхи взаимосвязаны: больше всего детей пугает их собственная беззащитность, отсутствие сильного родителя перед большой опасностью, желающей проникнуть в их дом. Выходит, Кевин Маккаллистер за всех нас в прошлом дал отпор фобиям.
Важной частью успеха комедии 1990 года стал и каст актёров. Для режиссёра Криса Коламбуса было принципиально, чтобы ребёнок, претендующий на роль Кевина, действительно верил в Санту. Маколей Калкин проходил по этому параметру. Кроме того, юный актёр уже играл в фильме Хьюза «Дядюшка Бак», так что сценарист изначально видел в роли Кевина именно его.
Интересно, что в ремейке бандитами выступают не два приятеля, а семейная пара. В оригинальном фильме между Марвином (Дэниел Стерн) и Гарри (Джо Пеши) возникла настоящая химия, благодаря которой от этого дуо невозможно было отвести глаз. Тогда Джо Пеши специально избегал Калкина, чтобы сохранить напряжение. И это ему удалось: в сцене, где Кевина подвешивают на крюк, Пеши немного переиграл и реально укусил мальчика за палец.
Завоевал любовь (или скорее ненависть) зрителей и Дэвиан Рэтрей, сыгравший старшего брата Кевина Базза. Он настолько точно передал образ «противного» родственника, что после фильма к актёру могли подойти на улице и сказать, что искренне ненавидят его. На контрасте с душкой Кевином Базз выглядел ужасом во плоти, который, в отличие от бандитов, ещё и не получил по заслугам.
Правдоподобность и мультяшность
Максимально серьёзно (и не зря!) команда подошла к сценам Кевина с грабителями. Бандиты попадали в ловушки, падали, травмировались — и всё это без спецэффектов и графики. Единственный эпизод, в котором что-то дорисовали — сцена с Марвином, где он просовывает голову в дверцу для домашних питомцев. Пуля всё-таки была не настоящая: её вручную добавили в кадр.
Зато в других эпизодах актёры (или их дублёры) отыгрывали всё сами. В сцене с пауком — живой тарантул, которого Дэниел Стерн не должен был напугать. Поэтому крики героя наложили уже в пост-продакшене. Этот же персонаж пытается попасть в дом через окно и наступает на ёлочные игрушки. Их специально изготовили из сахара, а на ноги актёр надел резиновые чехлы для защиты.
Больше половины фильма, по сути, занимают сцены насилия, но за счёт популярных звуковых эффектов, которые обычно используют в мультипликации, уровень жестокости будто бы снижается. К тому же, целью Кевина становятся бандиты, явно сами напросившиеся. Гарри и Марвин могли бросить всё это дело и уйти при первом тревожном звоночке, но герои продолжали идти напролом.
Авторы внимательно относились и к даже самым обычным сценам, где, например, Кевин читает Playboy или смотрит телевизор. Специально для фильма «Один дома» команда отсняла чёрно-белую плёнку «Ангелы с грязными душами» за день. На самом деле, такого кино не существует: своё название он получил в честь боевика «Ангелы с грязными лицами», и кроме отрывка, что смотрит Кевин, больше хронометража и нет.
Вся эта скрупулёзность по отношению к сценарию и съёмкам, слаженная работа команды и полное погружение в процесс рождали сцены, которых не было в задумке. Так появился эпизод с бритьём Кевина, где актёр забыл убрать руки от лица и начал истошно кричать. Позже именно этот кадр превратился в постер фильма.
Как можно заметить, фильм неслучайно стал одной из главных ассоциаций у зрителя с новогодними праздниками. Продуманный до мелочей «Один дома» был практически неуязвим: так проблемный эпизод в аэропорте, где родители должны были обнаружить пропажу ребёнка, авторы предвидели заранее и случайно «выбросили» документы Кевина ещё дома.
Команда ремейка во главе с режиссёром Дэном Мейзером («Дедушка лёгкого поведения») утверждает, что снимала перезапуск «кадр в кадр». Кажется, это дань и уважение классике, но вредит ли отказ от переосмысления истории? Во-первых, в 2021 году сложно представить район, где нет камер. А значит, понять, что происходит с одиноким ребёнком в доме, должно быть сильно проще. Во-вторых, на фоне семейных рождественских фильмов оригинальная комедия выбивалась: вместо сплочения в канун праздника и хэппи энда герой вынужден был в одиночку защищать свой дом. Приезд родителей и расправа над бандитами решила часть образовавшихся проблем, но одновременно столкнула героя с его «вечным» противником Баззом. Сейчас же, когда всё это мы уже видели, «вау-эффект» для зрителя точно не случится.
В-третьих, у перезапуска совершенно новая команда. Получается, кроме раскадровки у фильма толком и нет ничего общего с оригиналом. Как сказал в интервью Insider режиссёр Крис Коламбус: «Пускай они делают, что хотят. Просто мне кажется, что лучше сделать что-то новое. Жизнь коротка». Повторить покадрово комедию кажется не таким уж сложным челленджем. Но снять культовое кино, которое будут пересматривать больше 30 лет — уже задача со звёздочкой.