Как анимация верит, что дети спасут мир

Наталья Лобачёва

Давайте признаем: взрослые редко сохраняют в себе искреннюю детскую наивность, а сражённые бытом, проблемами и несправедливостью и вовсе могут превратиться в монстров (попадают в ловушку взросления). Судя по многим мультфильмам последних десятилетий, аниматоры и режиссёры уже поняли для себя: спасти человечество могут только дети. Живущие сердцем и честно реагирующие на всё происходящее без попыток запрятать чувство куда-нибудь подальше, они напоминают серьёзным взрослым о том, как на самом деле стоит жить, но о чём многие начинают забывать.

Как полнометражки, так и мульты сериального формата — анимация через большое число тайтлов говорит о детях, как о спасителях. Эту эстафету она будто перехватывает у других видов искусства: например, той же литературы. Часто это связано с экранизацией написанных историй (вспомним, сколько в одной отечественной анимации работ на основе книг). И если какие-то сюжетные тенденции меняются — и взрослая, и детская мультипликации всё-таки вбирают в себя актуалочку повседневности — то истории про героев-детей выходят постоянно.

Сериальные истории

Начнём с классики. Сериал «Гравити Фолз» рассказывает про юных Диппера и Мэйбл, которые приехали к дядюшке Стэну на каникулы. Только вот каждый день их подстерегают опасности: от армии гномов до сущего зла Билли Шифра. Раз за разом, дети разгадывают всё больше тайн Гравити Фолз, приближаясь к главной загадке каникул.

«Гравити Фолз» / Walt Disney Television Animation

Эпизоды сначала напоминают брызги детской фантазии: ну, какие чудовища в обычном городке? Зато когда сам дядя Стэн подтверждает происходящее, становится не так смешно. В этом мультсериале дети выстраивают взаимоотношения между друг другом, учатся доверять (вспомним атаку Мэйбл пылесосом) и жертвовать своими интересами (Диппер жертвует любовью всего лета ради Пухли). Ситуации вызывают внутренний конфликт у героев, но они за один эпизод принимают решения. Возможно, именно благодаря этой спонтанности сюжеты не растягиваются на полсезона. Наверняка взрослым понадобилось бы три эпизода только на то, чтобы взвесить все плюсы и минусы.

Не по годам смышлёные и героини «Суперкрошек». Их сверхспособности вынудили Пестика, Цветика и Пузырька повзрослеть в моменте, но при этом сохранить свою внутреннюю тягу к справедливости. Будь они чуть старше, наверняка это обратилось бы подростковым бунтом (как это было с героинями из «Тотали Спайс», которые перманентно ворчали на Джерри, в чём были правы). Низкий порог чувства опасности, наивность и гиперактивность — у этой юной троицы все качества, чтобы бесстрашно защищать простых взрослых Таунсвилля.

«Суперкрошки» / Cartoon Network

Вселенная Ghibli

Полнометражное кино тоже верит в детей. Миядзаки целиком и полностью отдаёт им свои истории при том, что посвящены они взрослому зрителю. Одна из его полнометражек — «Рыбка Поньо на утёсе» — рассказывает о рыбе-девочке, дочери злого колдуна и морской богини. Однажды она попадает в мир людей, знакомится с мальчиком Сасукэ и решает навсегда остаться там.

Одна из встреч героев выпадает на наводнение: весь город паникует, пытается укрыться от стихии, а мама Сасукэ уезжает проведать старушек в дом престарелых. Именно тогда Поньо и её друг отправляются на помощь героине, не боясь утонуть в морской пучине.

Хаяо Миядзаки — мастер анимации, чьё имя уже вошло в учебники истории. С помощью своих фильмов он разговаривает со зрителем. И чтобы услышать то, что он пытается донести, мы разобрались в его вселенных.
Хаяо Миядзаки — мастер анимации, чьё имя уже вошло в учебники истории. С помощью своих фильмов он разговаривает со зрителем. И чтобы услышать то, что он пытается донести, мы разобрались в его вселенных.

В этом культовом миядзаковском кино особенно хочется верить главным героям. Поньо бесстрашна, она может ради дружбы покинуть морское дно. Эта детская лёгкость и готовность в любой момент вскочить и всё перевернуть вверх дном часто притупляется с годами. Мы оседаем, больше ценим комфорт и редко решаемся на большие перемены, хотя они порой просто необходимы.

«Рыбка Поньо на утёсе» / Ghibli

Напоминание о главном

И если предыдущие герои просто делали то, что не могли не сделать (не из чувства ответственности, а по какому-то внутреннему чутью), то сегодняшние персонажи будто бы созданы для того, чтобы встряхнуть взрослых и напомнить, как вообще стоит жить и ради чего.

«Легенда о волках» Томма Мура говорит через образ Мэб о том, как важно заботиться о месте, где мы живём. Часто взрослые мнят себя хозяевами природы, хотя она намного мудрее нас. И девочке Мэб, дружащей с волками, удаётся напомнить охотникам об этом. Она вместе с новой подругой Робин отстаивает права волчьей стаи и защищает её. И если ребёнку это кажется логичным — защищать братьев меньших, то взрослым дурман выгоды затуманивает обзор.

«Легенда о волках»: концентрированная любовь к традициям, природе и своей свободе
Скорее смотрите новый полнометражный мультфильм Томма Мура «Легенда о волках». Никаких слов не хватит выразить, насколько эта картина прекрасна. Но мы все-таки постараемся.

Также просто и честно с нами говорит героиня российского мультфильма «Огонёк-Огниво». Как для Мэб важно оставаться человеком по отношению к другим, так и Огонёк напоминает Гончару, что деньги — ничтожные бумажки по сравнению с теплом, хранимом внутри.

«Огонёк-Огниво» / «Вверх»

Не просто так авторы многих студий говорят о спасении души через образы детей. Именно в детстве мы ещё не так насыщены серыми буднями, не решаем сложные задачи и не рефлексируем о смысле жизни. Это всё, безусловно, важно, но порой закрывает нам глаза на очевидные вещи. А анимация, где главные герои — дети, усердно напоминает об этом. Поэтому если не знаете, как поступить, — посмотрите что-нибудь хорошее с юными героями. Например, «Рыбку Поньо на утёсе» в кино — она как раз 27 мая выходит в повторный прокат.

В свободное от работы время я смотрю мультсериалы и опять думаю про работу, да что ж такое

Понятно