Про «Смуту» рассказывать серьёзно очень сложно. Она удивительна и дарит массу впечатлений. Жаль, не тех, на какие рассчитывали разработчики Cyberia Nova (бывшая Cyberia Limited). Ругают в проекте всё, кроме атмосферного визуала и в целом красивой картинки, но тут важную роль сыграл движок Unreal Engine 5 от американской компании Epic Games. Анимации, боёвка, озвучка многих персонажей, геймплей — откровенно сырые и требуют масштабных доработок. Вышло на свет божий сиё чудо 4 апреля и в первый день на твиче собрало больше 70 тысяч заинтересованных зрителей. Разбираемся, почему сломанная на старте игра умудрилась привлечь внимание. Вдруг смысл её существования не только в потоке осуждений и мемов?
Возможно, он в побуждении игроков прочесть литературный первоисточник. Сюжет вдохновлён романом Михаила Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». Страна разорена, народ голодает, а в Кремле засели поляки. Под руководством Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина собирается народное Ополчение, чтобы восстановить справедливость. В их отряд вступает главный герой, от лица которого предлагается взглянуть на происходившие в Смутное время события. Игроку для этого придётся ходить из точки А к точке Б, слушать длинные речи квестодателей — и повторять бесхитростную цепочку в ближайшие десятки часов. Иногда в пунктах назначения есть враги, тогда Юрочка достаёт саблю и усердно делает вид, что рубит неугодных. Большая часть ударов проходит сквозь противника, потому любое оружие ощущается примерно как соломенный веник, которым пытаются подмести глубокую лужу.
О «Смуте» активно заговорили в 2022-м, после новости, что «Институт развития интернета» (ИРИ) выделит на разработку 260 млн., а позже выяснилось, что был и второй контракт — на 230 млн. рублей. Генеральный директор Cyberia Nova Алексей Копцев рассказывал:
«Мы вдохновлялись игрой Ghost of Tsushima, у нас схожий мотив — борьба небольшого числа патриотов, которые смогли победить польскую армию».
В том же мае в сеть попала инвестиционная презентация Cyberia Limited, датированная 2020-м. Ключевыми референсами там указаны серия Assassin's Creed и «Ведьмак 3: Дикая охота». Все упомянутые как возможный источник вдохновения игры — это проработанные приключения в открытых мирах, а их команды годами набивали шишки в не менее масштабных проектах. Например, Sucker Punch Productions (Ghost of Tsushima) известна по сериям Sly Cooper и Infamous. О разработчиках «Смуты» (если верить официальному сайту) известно лишь то, что некоторые члены команды работали над серией «Дальнобойщики» и «Аллоды: Проклятые земли», которые популярны были в начале 2000-х.
Где геймплей?
Завышенные амбиции внушали опасения, а безоговорочно верить неизвестным людям не получалось. Усугубилась ситуация в июле 2022-го, когда Cyberia Limited закрыла свой сайт и аккаунты в соцсетях. Ни предупреждений, ни новостей — что случилось? Люди, следившие за игрой, финта без объяснений не поняли и предполагать начали худшее: деньги от государства потеряны в небытии. Оказалось, что студия всего-то затеяла ребрендинг на менее западное Cyberia Nova (от лат. Nova — «звезда»). Перепуганная аудитория временно выдохнула, но подозрения уже начали укрепляться.
Чем ближе был выход игры, тем более гнетущей становилась окружающая её неясность. Не было ничего кроме красивых артов и кнопки предзаказа в VK Play. Людям предлагали добровольно пожертвовать на веру обещаниям разработчиков — по итогу многие-то так «Смуту» и купили. Сейчас, после выхода, увидев конечный результат, едва ли прибавится желающих потратить деньги. Вопрос «Где геймплей?» так компании надоел, что в группе во «ВКонтакте» начали банить тех, кто его задавал. Бояре, уставшие от обещаний, становились лишь активнее и откровенно смеялись над попытками Cyberia Nova сохранять в сомнительных обстоятельствах уверенное лицо.
Не получалось ни перед аудиторией, ни перед представителями прессы: дуэт белорусских блогеров с IXBT.games способствовал росту популярности игры, но не тому, которого компании бы хотелось. Виталий Казунов и Михаил Шкредов в видео «СМУТА. Отменяем предзаказы» (больше 400 тысяч просмотров) высказали логичные для выходящего через полгода проекта опасения — но никто не спешил их развеять. В попытках разработчиков объяснить, почему нет демонстрации геймплея мелькнула фраза, у которой после релиза раскрылся тайный смысл: «”Полностью завершенного получаса игры” просто не существует». На этом любой обзор «Смуты» можно и закончить.
Трепетное ожидание
Демонстрация игрового процесса аж на целый час вышла 16 февраля, причём не просто от разработчиков, а от известного стримера Алины Рин. При всей любви к ней аудитории, мнения полярно разделились. Некоторых позитивно настроенных наблюдателей «Смута» возвращала во времена, когда любая игра, просто заработавшая на компьютере с гроб размером — уже хорошая. А тут ещё графика реалистичная, солнышко сияет, ух, как геймдев наш далеко продвинулся! В угоду желанию не выходя из современной городской квартиры, увидеть родные сельские просторы, леса и поля люди могли закрыть глаза на проблемную техническую реализацию.
С 26 февраля проект перенесли на 4 апреля, чтобы исправить многочисленные баги, доработать боевую систему и доделать… что успеют. Очередным обещаниям Cyberia Nova, если и не верили полностью, то хотя бы давали шанс. Предзаказавшие «Смуту» хотели, чтобы она удалась и надеялись, что после начнётся возрождение игрового направления в России. Но увы — радует только инди-сектор. Например, вдохновленная пермским фольклором «Чёрная книга» от Morteshka сделана за в разы меньший бюджет: собранные на Kickstarter 160 тыс. долларов (около 13 млн. руб.). Это законченная, работающая даже на слабых системах игра, которая любима аудиторией, и за «Лихом Одноглазым» от них же следят с предвкушением такого же проработанного путешествия.
В случае со «Смутой», кажется, с не меньшим интересом наблюдали за чередой обещаний и ссор, а любопытство части аудитории подогревалось не благодаря позитивным сторонам будущей игры. То IXBT. games и их видео, то баны Cyberia Nova собственной аудитории во «ВКонтакте», а за месяц до выхода внезапно возникла третья сторона, и имя блогера Дарьи Островской замелькало также часто. Девушка слишком активно оправдывала «Смуту», в которой на тот момент озвучила одну из героинь — Настю. Выпустила даже интервью с Алексеем Копцевым, где по дуэту белорусов проехалась особо недружелюбно. А потом выяснилось, что её голос в игре заменили другой актрисой — Кристиной Шерман (Екатерина Нечаева из Atomic Heart). Поди пойми, кто против кого воюет, но со стороны смотрелось, как полноценный сериал. Скандалы! Интриги! Расследования!
Под соусом «а-ля рус»
Релиза ждали и верные фанаты, и хейтеры, но с разными целями. Первые — чтобы просто поиграть и получить удовольствие, вторые — чтобы убедиться в собственной правоте и погрустить, что чуда не случилось. По итогу все получили массу контента разного качества: мнения, мемы и смешные реакции встречаются в каждой социальной сети. Как к полноценному проекту, к «Смуте» относится очень незаметная часть покупателей: нравится — отлично, значит какая-то часть задуманного у Cyberia Nova всё-таки удалась.
Злую шутку сыграли не только переругивания блогеров с YouTube. Игру с шумом и пафосом презентовали в Нижнем Новгороде, а губернатор области Глеб Никитин озвучил не менее вдохновляющую речь:
«Мы присутствуем при эпохальном событии. <...> Мне казалось, что у нас много масштабных, современных игр, но это оказалось заблуждением. <...> Это будет самый современный продукт в этой отрасли, я имел возможность познакомиться с виртуальным миром игры и впечатляет насколько в ней кинематографическая и фотографическая точность».
Как теперь-то в «Смуту» не уверовать?
Каковы были бы шансы «Смуты», выйди она без массовой огласки, а как просто обычный инди-проект «для своих»? Возможно, в ней не было бы реалистичной графики и красивого в статике визуала, это и вовсе могла получиться визуальная новелла или ходячие пиксели, сделанные в RPG-мейкере. Или вышло бы всё то же самое — к сожалению, уже не узнать. С этим продуктом, который называть «игрой» не хочется, с самого начала всё работало наоборот.
Любой, кто хоть раз запускал того же злополучного «Ведьмака 3», увидит разницу и выберет то, что банально работает на его железе. «Смута» же даже как обучающая программа для школ не нужна, по крайней мере, пока в них массово не начнут поставлять топовые ПК. Cyberia Nova наделали много шума, но ничего нового и достойного такой рекламы в российскую игровую индустрию не привнесли.