История семьи, которая повзрослела. Чем закончился сериал «Бесстыжие»

История семьи, которая повзрослела. Чем закончился сериал «Бесстыжие»

Артём Миндрин
Вконтакте

Одиннадцатого апреля на одиннадцатом сезоне закончился один из самых успешных долгостроев Showtime — американская адаптация «Бесстыжих» (Shameless), которая во многом обскакала оригинальный британский сериал. Артём Миндрин досмотрел сезон, после этого пересмотрел пилотный выпуск и, спустя сутки траура, делится впечатлениями.

Когда я готовился писать этот текст, думал, что не стоит объяснять, что это вообще за сериал, потому что лично для меня — это крупная сатира, к которой обращается каждый, чтобы немного взглянуть на современное общество через такую грубую призму. Оказалось, что многие бросили смотреть «Бесстыжих» ещё в самом начале, а большинство не смотрели его вовсе. Кратко перескажу, что они упустили.

Сериал «Бесстыжие» — американская реализация одноимённого британского сериала, где засветился даже Джеймс Макэвой. Оригинал был хорош, но его американский собрат оказался популярнее и харизматичнее. На протяжении всех 11 сезонов мы наблюдали за историей неблагополучной семьи Галлагеров, где отец — наркоман и алкоголик, поехавшая мать просто сбежала, а со всеми проблемами детям приходится справляться самим с самых малых лет. В их жизни есть друзья, завсегдатаи баров, а ещё периодические любовники, друзья и коллеги. Очарование сериала заключается в том, через какую лексику он с тобой разговаривает: всё очень грубо, гротескно и неотёсанно, зато довольно честно.

Героям не особо знакома новая этика и все проблемы современного общества, хотя сериал с каждым сезоном пытался отражать общественные тренды. Там и американские выборы с российским влиянием, высмеивание фуд-трендов, безразличие к рабочему классу и их тревогам, коронавирус, штурм Капитолия, тиндер, тик-ток и так далее. И всё это проходит мимо Галлагеров, потому что им абсолютно плевать на левых, правых и прочих ребят: главное — выжить. И заниматься этим приходится постоянно. Да, сериал наполнен какими-то фантастическими сюжетными поворотами, которые в жизни невозможно представить, но это всё лишь литературный приём, чтобы удержать внимание зрителя чуть подольше.

Дальше я буду спойлерить и обращаться к познанию сюжета, но сыграю в одного из героев сериала: скажу, что мне плевать (спишем это на последствия коронавируса, коих предостаточно).

Кадр из сериала «Бесстыжие» / Showtime

Изначально хочется сказать, что Showtime наконец-то удалось завершить сериал красиво, хотя после девятого сезона было тревожно. Фиона по сюжету наконец-то свалила из Чикаго, после чего вроде и смотреть сериал не имело смысла. Старшая сестра сделала то, на что не решилась в финале самого первого сезона, а без неё перспективы семьи выглядели совсем уж жалкими. На протяжении почти всего времени она была ключевым персонажем, который заменил Галлагерам отца, мать, Чипа и Дейла, приходя на помощь практически в любой ситуации (а их было предостаточно). Она была ключевым персонажем, но не главным. Именно это доказывает нам одиннадцатый сезон и непосредственно финальный эпизод. Фальстарт с отсылкой к первому сезону заметно проиграл зеркальному завершению сейчас, да и сюжетно всё выстроилось в нужную канву, хотя на моменте десятого сезона было волнительно.

Согласитесь, что довольно очевидным завершением такой истории была бы какая-то трагедия, которая пробила бы зрителей на слезу, а ещё поспособствовала бы открытой концовке, где через пару лет можно было бы отыграть на чувствах фанатов. И если в другой ситуации можно было бы помахать пальцем в сторону создателей сериала, то здесь это смотрится как никогда уместно. Трагедия буквально с самой первой серии витала в воздухе, каким бы смешным не казался каждый эпизод. Неблагополучная семья, дети без будущего, Фрэнк, переживающий кризис за кризисом. Такое нельзя завершать на доброй ноте исчезновения девушки, которая наконец-то решилась поставить на собственное счастье. После девятого эпизода нужно было что-то печальное, что нам и поднесли прямо на блюдечке.

Я бы разделил последний сезон на две трагедии, которые стали разыгрываться с самого начала: кризис семьи Галлагеров и деменция Фрэнка, которая яркими красными буквами с самого начала кричала на зрителей, что в конце нас ждут слёзы, грусть и печаль. Да, есть ещё соседи Вероника и Кев, но их плот-твист кажется довольно вялым и не особо отличающимся от того, что творится в сериале в целом.

Кадр из сериала «Бесстыжие» / Showtime

Давайте по порядку: с одной стороны, мы видим, что никто не смог стать второй Фионой, но будем справедливы — вводные данные совсем иные. Фиона клала голову на отсечение из-за подростков и детей, а те уже вымахали и давно попали в ту самую ловушку. У Липа — супруга и ребёнок, у Йена — супруг, у Дебби — ребёнок, у Карла — какая-то карьера, которая пока, правда, идёт не по тому сценарию, а у Лиама всё ещё впереди. И вроде бы они наладили свою жизнь хоть как-то, но по итогу сами оказались таким «коллективным Фрэнком», который по итогу сведёт всё в никуда.

Такая ситуация лишь подтверждает, что отъезд Фионы был не ранним финалом, а лишь сливом персонажа. Этим можно объяснить и то, что её не показали даже мельком, вырезав персонажа из заставки. Создатели объяснили отсутствие героини локдауном и сложной логистикой в США, но будем честны — это слабые отмазки для самых маленьких. Отсутствие Фионы только играет на руку необходимой трагедии, ведь фактически место старшей сестры заменили Дебби и Лип, где первая пытается компенсировать дефицит любви и внимания, а вторая становится деструктивным элементом, не готовым жертвовать ради близких. И здесь вопрос не только про позиционирование, что жертвовать чем-то ради кого-то — это нормально. Нет, нормально и не жертвовать.

Но Лип неожиданно решает, чтобы все жертвовали ради него, причём усугубляет всё сам, а в финале и вовсе соглашается иррационально на самое неудачное предложение, которое не решит ни одну из проблем семьи. Причём звучит всё очень глупо и на обывательском уровне, ведь спешка с продажей дома — стратегия плохая, учитывая перспективы района, в котором они проживают. А если держать в голове, что он самый умный член семьи, то такое решение кажется очередным сливом истории, но здесь и проступают черты того самого «коллективного Фрэнка», чем стала семья, не готовая слушать доводы и переживания друг друга.

Кадр из сериала «Бесстыжие» / Showtime

А вот деменция Фрэнка с первых кадров сказала, чем всё закончится. В виде беты это разыграли в середине сезона, когда от рук монашки погиб отец Микки Милковича. Когда он стал инвалидом после неудачного выстрела Лиама, разбежалась вся семья, и он доживал остаток в одиночестве. Чувство гнетущего одиночества и осознания, что всё конечно, сделало последний сезон максимально драматичным. Да, «искупление злодея» — вещь довольно избитая, но её не происходит: Фрэнк остаётся мудаком ровно до последних минут. Но сердце всё равно обливается кровью, потому что всё происходит не в моменте где-то под трассой из-за наркоты или пули в лоб, а обывательски из-за деменции. Нет ничего трагичнее, чем банальная смерть, предстоящая большинству из нас. Именно это и давит, как и ситуация, где семья полностью увлечена квартирным вопросом, нежели сдающим стариком.

Смакуя это, создатели убивали персонажа весь сезон, а в конце совершили то, за что мы их любим. Фрэнк в попытках остановить мучения и стыд пытается вызвать передозировку и пишет прощальное письмо, которое падает с камина. Его все игнорируют, а дочь Дебби в итоге использует его в качестве бумаги для рисования. Заядлый наркоман пережил конскую дозу и в итоге ушёл на отходняках из дома, а семья попросту на него забила. Так эпизод делится на две части: в первой — старик с деменцией проносится вихрем по всем воспоминаниям, забегая даже к «Пэтси», что хоть как-то намекает на Фиону, а семья, тем временем, грубыми мазками обрисовывает своё будущее. И до Фрэнка никому нет дела, кроме мелкого Лиама, которому все отказываются помогать с поисками. За этим уже было горестно наблюдать, потому что темнокожий мальчик смог сохранить в своём сердце любовь, несмотря ни на что. Эта любовь разрывает намного сильнее, чем все трагедии, но в конце ты не можешь отсечь одно от другого.

Заканчивается история иронично: семья празднует в «Алиби» годовщину Иена и Микки, а Фрэнк в полном одиночестве умирает из-за внезапно проявившегося коронавируса. Паранормальная сцена в баре, где душа Фрэнка находится рядом с праздником, во многом отражает всю концепцию сериала, где отец семейства был призраком в самом центре жизни этой семьи. После следует сцена с горящей машиной, и нам наконец-то зачитывают слова из письма, которые заставят многих посмеяться сквозь слёзы. Одни из последних слов старого Галлагера говорят о сожалении, что он не прожил жизнь ещё веселее.

Лично я не вижу тут никакой театральщины, ведь по итогу Фрэнк сделал для семьи что-то хорошее — он стал примером, какими им быть точно не стоит. Это мотивировало одного бросить пить, а другого найти силы для нормальной семейной жизни. Поиски справедливости привели Карла в полицию, хотя в итоге семья страдает «коллективным Фрэнком» со всеми его проблемами и страстями намного больше, чем им самим может показаться.

Постер сериала «Бесстыжие» / Showtime

И знаете, это лучший финал для сериала, несмотря на банальные решения. История пьяницы и наркомана закончилась логично, а ещё нас послали ко всем чертям с ожиданиями хэппи-энда. Да, там есть какие-то проблески, но фактически для всех история заканчивается провалом. Вундеркинд Лип рушит семью и узнаёт, что Тэмми беременна вторым ребёнком, когда у них и с первым-то не всё гладко, Дебби идёт по пути матери и почти соглашается на поездку в Техас с психопаткой, Иен с Микки балансируют на грани пропасти, Карл в поисках справедливости увяз в нижайших слоях полицейской системы. Ему, конечно, обещают какое-то кадровое повышение из-за карантина, но почему-то все забывают, что ему предстоит судебное разбирательство. А Лиам остаётся совсем один, хотя ему старшие братья что-то и обещали, однако очевидно, что он продолжит быть той обузой, какой был для них весь сериал.

Самое печальное, что всё это будет уже вне семьи, где каждому члену придётся справляться с проблемами в одиночку. Тут в очередной раз хочется посетовать на отсутствие Фионы, которая стала бы отличным контрастом для того, во что превратились Галлагеры, но не будем к этому возвращаться.

Вероника и Кев окончательно «Алиби» не продали, но и их будущее на новом месте — на самом деле, вещь сказочная и далеко не гарантированная. Согласитесь, что для сериала, который довольно честно рассказывал, что счастливых концов в жизни часто не бывает, это единственный возможный вариант для окончания.

Кстати, называется эпизод так же, как и финал первого сезона, а в конце горит машина, что отсылает к пилоту. В его конце играет песня группы Spoon, которую поют герои перед последними словами Фрэнка. Это может и не железная концовка, ведь сюжет можно вить ещё долго, но хочется верить, что на этом всё закончится. А если и нет, то это отличная иллюстрация морали, в которой нам лишний раз напоминают, как важно ценить время, которое у нас есть, и не тратить свою жизнь зря.

Лучше я сдохну ноунеймом, чем буду работать над собой, учиться, ставить перед собой реалистичные цели и двигаться по карьерной лестнице

Читайте ещё
Понятно