Познание себя в пути: как роуд-игра Road 96 делает то, что не могут роуд-муви

Артём Нечаев

Вы наверняка смотрели фильмы в жанре роудтрип — например, «Зелёную книгу» или «Человека Дождя». Это всегда большие приключения в дороге, где может произойти что угодно, а персонажи в результате лучше узнают себя. И вот в середине августа вышла игра Road 96 от автора Valiant Hearts Йоана Фаниса, которая как раз старается воспроизвести атмосферу непредсказуемого роудтрипа. Только на этот раз познают себя не какие-то киношные герои, а вы сами.

Кадр из игры Road 96 / DigixArt

Добро пожаловать в Петрию — вымышленную страну на западе США с альтернативной историей. Дело в том, что в Road 96 во время Холодной войны в Америке таки прижился коммунизм, ну а путешествовать вы будете уже по стране, погрязшей в последствиях этого политического строя. Более того, скоро намечаются первые за десять лет выборы, лидирует на них действующий президент Тирак (несложно догадаться, что он не совсем ок), так что ситуация напряжённая.

Кадр из игры Road 96 / DigixArt

Играть вы будете за подростков, которые массово стараются свалить по примеру поросёнка Петра, только сделать это не так просто. Сначала нужно добраться до границы, а там ещё и перебраться через неё. Прошли за одного героя, получайте следующего, и так до самых выборов. И у каждого подростка будет своя история, потому что игра процедурно генерирует сюжет по модели карточной колоды из событий и на основе каких-то параметров выбирает каждую следующую сцену специально для вас.

По отдельности каждая сцена срежиссирована от и до, у них даже названия есть. Кадр из игры Road 96 / DigixArt

Поскольку вы — лишь промежуточный герой, сам сюжет происходит не с вами, а с персонажами, которых вы встречаете на пути. Полицейская в раздумьях, дальнобойщик с секретом, потерянный подросток-хакер, пара отвязных преступников, таинственный водитель такси, девушка с загадочным прошлым и популярная телеведущая на службе у Тирака — все они оказываются переплетены. Вам же предстоит постепенно раскрыть всю эту сетку, встречаясь с ними, выслушивая их истории и участвуя в них. Подробно про сюжет, механику роудтрипа и Петрию вы можете узнать, прочитав наше большое интервью с создателем игры, а мы пока перейдём к тому, чем так хороша Road 96.

Как превратить роуд-муви в игру? Интервью с автором Road 96 и Valiant Hearts
Пообщались с Йоаном Фанисом о его новой игре, которую анонсировали на The Game Awards 2020, процедурно генерируемом сюжете и атмосфере одиночества.

Самое главное — это густейшая атмосфера. Американская глубинка, ощущение одиночества, непредсказуемость происходящего и накал страстей в Петрии создают место, которое тянет исследовать, чтобы найти приключений себе на пятую точку. Плюс, очень сильно помогает музыка к игре, в создании которой участвовали разные реальные исполнители. Вообще, Road 96 вполне может взять награду за лучший саундтрек года, по крайней мере за сильные вайбы Nightcall Kavinsky.

Ещё игра пестрит запоминающимися моментами — будь то перестрелка на трассе, разговор по душам под дождём, ограбление кафешки или искрометные шутки, когда, например, обычный диалог внезапно превращается в «Кто хочет стать миллионером». Именно из этих ингредиентов собирается идеальный роудтрип: помнить вы будете не приключение целиком, а те непредсказуемые ситуации, в которые попадали.

Сильно цепляет ощущение свободы в запертой клетке — да, Петрия не самое лучшее место, но даже в нём вы можете сами принимать решения и определять свою судьбу. На руку играет рандомность, с которой развивается история благодаря механике колоды карт. И тут также, как и с Петрией, — игра, может быть, и имеет рамки, но успешно создаёт иллюзию полной свободы, которой так приятно пользоваться. Вы прекрасно понимаете, как ваши решения приводят к тому, что происходит, поэтому всегда хочется подходить к их принятию ответственно.

Например, очень большая тема — политика. Она пронизывает все встречи, все происшествия, всех героев. И на политические вопросы никогда нет правильного ответа — всё зависит только от вас, хотите ли вы голосовать, восставать или валить. Тут та же иллюзия важности из реального мира: если вы сидите с кем-то на кухне и говорите за политику, перед каждой фразой есть микроскопический момент, когда кажется, что ваш ответ изменит судьбу страны. Но на деле это далеко не так.

Кадр из игры Road 96 / DigixArt

Максимум вы повлияете на судьбу собеседника, а дальше уже всё по эффекту бабочки. И всё это вкупе создаёт ощущение роудтрипа, даже если вы просто сидите дома на диване. Вы не знаете, что ждёт вас дальше, потому что даже игра не знает. Вы не знаете, как вы влияете на других героев, но точно знаете, что влияете. Вы не видите, как вообще что-то может измениться, но это не значит, что оно не изменится. Зато у вас всегда есть свобода (или её иллюзия), которая так важна в путешествии.

Кадр из игры Road 96 / DigixArt

И всего этого нет в фильмах. Там вы лишь следите за тем, как персонажи познают себя и меняются. Road 96 дарит возможность самим пройти долгий и тернистый путь, в процессе принимая решения, которые наконец расскажут вам о вас самих. Всё как с подбрасыванием монетки: лайфхак в том, что пока она летит, вы уже знаете, какого результата хотите — и через это понимаете, что вам нужно. В Road 96 вы, может быть, и не будете действовать рандомно, но с развитием общего сюжета вы будете понимать, стали бы поступать иначе или нет, особенно в политических моментах. И через это вы гораздо лучше поймёте свои наклонности и предпочтения.

Кадр из игры Road 96 / DigixArt

Ведь эти решения принимаете вы, события происходят с вами, герои рассказывают о наболевшем вам, а не кому-то другому. Road 96 погружает игрока не просто внутрь игры, а внутрь Петрии, политическую ситуацию, которая порой кажется до боли знакомой, и внутрь иллюзии свободы, которую мы порой даже не замечаем. Какое решение примите вы? И понравится ли вам тот или та «вы», которое его примет? И захотите ли вы тогда измениться? Узнать это можно только в пути. И не забудьте присесть на дорожку!

Смотрю мультики и играю в игры по работе. Иногда даже пишу о них.

Понятно