«Рик и Морти» со стороны может показаться набором несвязанных серий, но мы-то знаем, что это не так. В каждом сезоне есть какая-то тема: первый сезон рассказывал, как сай-файное решение проблем может привести к катастрофе; второй — как Рик рушит всё, к чему прикасается; третий — о нездоровых отношениях Рика с семьей. И теперь, когда четвёртый сезон подошёл к концу, мы можем обернуться назад и со смелостью сказать, что всё вело к абсолютному одиночеству Рика.
Сразу признаемся, что мы будем немножко опираться на ролик The Film Theorists, который ещё в феврале, задолго до выхода второй половины сезона, предсказал, что в конце сезона Рик останется один. По его мнению, все серии так или иначе исследуют концепцию судьбы и предрешённости. Мы же в свою очередь со знанием финала добавим, что главный конфликт этого сезона — Рик против Вселенной (и победа вроде как за второй). Не будем сразу раскрывать все карты, давайте пойдем прямо по эпизодам.
СРАНЬ БУДУЩЕГО: ПРИКЗРАК В МОРТПЕХАХ
В первом эпизоде тема более-менее очевидна: Рик и Морти находят кристаллы смерти, которые показывают своему обладателю возможные варианты гибели. Парнишка вставляет себе в голову кристалл и начинает безвольно подчиняться его «командам», чтобы умереть в руках Джессики. Ему кажется, что он всё контролирует, но… мы-то знаем, что это не так.
В попытках подчинить себе один аспект жизни (смерть) Морти теряет контроль над всем остальным, даже направлением своего движения. Более того, в сцене после титров мы узнаём, что всё было не тем, чем казалось, и Морти шёл далеко не к тому, к чему стремился. Способ смерти вполне можно считать олицетворением судьбы, так что мысль становится очевидна: когда ты пытаешься контролировать свою судьбу, ты теряешь контроль над всем остальным.
Сюжетная линия Рика не то что бы говорит на эту же тему, но она её подкрепляет, напоминая нам о существовании других вселенных. А в Мультивселенной идея судьбы кажется ещё более смехотворной, потому что все возможные судьбы существуют в бесконечном наборе миров.
Также идею бессмысленности контроля подкрепляет одна из последних сцен, когда голограмма Рика получает физическое тело. Первым делом она воспевает свою силу и мощь, радуется, что наконец может контролировать окружающий мир, а не просто в нём существовать. И что происходит дальше? Верно, из глаз голограммы вырываются тучи шмеле-Риков, доказывая, что как только тебе кажется, что всё под контролем, Вселенная найдёт способ тебя переубедить.
СТАРИК И СЕДАЛИЩЕ
Вторая серия в лице друга Рика Тони по сути говорит о теме сезона прямым текстом, но тогда мы этого не заметили. Сначала быстро разбеёмся с приложением Джерри, которое тоже вписывается в тему очевидным способом.
LoveFinderzz удалось повергнуть человечество в пучину безумия как раз за счёт уверенности каждого из нас, что у него есть судьба. Тиндер от Джерри гордо заявлял, что может найти «вторую половинку» для всех — иллюзорный концепт, который поддерживает уверенность человека, что у кого-то наверху есть план. Но приложение всё время выдавало новые мэтчи, по сути делая подбор партнёра рандомным. Серия вопит о том, что «вторых половинок» просто не существует, а значит — нет и судьбы.
Во второй сюжетной линии Рик пытается вычислить нарушителя периметра своего священного унитаза, но сталкивается с Тони, который до боли похож на главного героя. Именно из уст этого пришельца прозвучит пассаж, после которого у вас не должно остаться вопросов (но вы их оставьте, а то у нас ещё 8 серий впереди).
Знаешь, что значит бояться пёрнуть, Рик? Это бесполезная борьба за контроль. Наивно полагая, что это нечто сугубо личное, ты пытаешься скрыть эту частичку жизни от Вселенной, но она всё равно заберёт свое. Она забрала мою жену. Наверняка и ты многое потерял. Мы можем терпеть весь остаток жизни, а можем выбрать свободу.
Но Рик не прислушался к своему другу, кем он тогда его ещё не считал. Вместо этого он попробовал проконтролировать его «жизнь после смерти», напоив каким-то веществом. Это ему не удалось: Тони сбежал, а позже Вселенная забрала у Рика и его, причем максимально рандомным способом — смерть во время катания на космических горных лыжах. Более того, ровно перед этим Тони продемонстрировал, как освободиться от цепей: он бросил всё и пошел заниматься тем, что ему нравится. Но если вы отпустите контроль, это не даст вам большего контроля над своей жизнью, Вселенная всё равно рано или поздно возьмёт своё, поэтому Тони умирает.
ПРОРИКАЯ НАД ГНЕЗДОМ РИКУШКИ
Здесь же контроль возведён в абсолют: Рик и Морти отправляются на долгое и многослойное ограбление в духе «11 друзей Оушена», полностью разработанное дедулей. Рик попробовал себя в роли рандомной Вселенной, при этом не отказываясь от контроля над ней: он попытался создать идеальное ограбление, которое одновременно выглядело бы и случайным, и спланированным. Прикол в том, что у него получилось: по сути это можно воспринять как размышления на тему того, что контроль довольно сложно отличить от рандомности.
И самое главное, что все эти ограбления были попыткой контролировать судьбу и мечты Морти. Рик уже тогда боялся остаться один, поэтому задействовал все силы своего айкью, чтобы не дать внуку его бросить. В принципе мы понимаем, что разрушение чьей-то мечты не ведёт ни к чему хорошему, поэтому мораль прозрачна.
ЗАГОН И ПОРЯДОК: МЕСТО ПРИКСТУПЛЕНИЯ
Четвертая серия хоть и крайне странная, но всё равно ложится в канву повествования. За фундамент взяты фэнтезийные истории, куда все мы отправляемся, когда не можем справиться с жестокостью (читай — рандомностью) окружающего мира, потому что в вымышленных историях есть судьба и предназначение. В них всё просто и понятно: ты — герой, так иди и спасай мир. В реальности же всё запутанней, и хрен поймёшь, что надо делать.
Так вот, серия берёт эту концепцию фэнтези-предрешённости и рушит её ко всем чертям, сталкивая с реальностью. Хотел крутого дракона, Морти? Так вот, по абсолютному совпадению он сблизится и займётся сплетением душ с твоим дедушкой. Хотели историю про судьбу, магию, героизм, сиськи и драконов, зрители? А вот нет, мы превратим её в мучительное зрелище, на которое вам будет некомфортно смотреть. Как и на реальность.
Сюжетная линия с Говорящим Котом в свою очередь говорит об одном из видов контроля: осведомлённости. Мы хотим быть в курсе всего, обладать наибольшим количеством информации, и как раз из-за этого нам так сложно пройти мимо закрытых дверей. Если мы знаем, что чего-то не знаем, это лишает нас какой-то толики иллюзии контроля, что не даёт покоя. Джерри не мог забить на то, почему Кот умеет говорить, Рик тоже не смог пройти мимо. В итоге оба поплатились.
ЗВЕЗДНЫЙ ХРЕНЬСЕР «РИКЛАКТИКА»
Конец первой половины сезона исследует, что бывает, когда вы пытаетесь контролировать судьбу других людей (или целой цивилизации змей). Морти не смог вынести груз ответственности за смерть надежды целой планеты, поэтому решил исправить свой косяк (читай — пошел против судьбы). Он подменил мёртвую змею на живую и скинул на родную планету, что закончилось довольно плачевно.
Змеи изобрели путешествия во времени и взялись за корректировку своей судьбы, что превратило их таймлайн в кашу. Ни они, ни Морти не смогли найти правильный способ контролировать историю. Вселенная слишком сложна и случайна, чтобы можно было определить последовательность событий или судьбу другого человека. Это невозможно, вы не знаете, что произойдёт, потому что даже самый мощный компьютер не может учесть все переменные.
БЕСРИКОНЕЧНАЯ МОРТИСТОРИЯ
Как самая мета-серия, возможно, всего сериала, эпизод про Поезд Историй подходит к вопросу судьбы на мета-уровне. В нём Рик и Морти буквально восстают против контроля со стороны сценаристов в лице Повелителя Историй. Рик уже активно пользовался сценарными законами в своих целях, и в этой серии тоже пытался повлиять на развитие событий. Более того, миссия увенчалась успехом, потому что Рику и Морти удалось взять поезд под контроль.
Но и он оказался иллюзией, потому что Поезд Историй был лишь игрушкой в чьих-то руках. Так и весь сериал — игрушка для его создателей, так что Рик по определению не может ничего контролировать. Даже если ему кажется, что он победил, успех окажется лишь эпизодом из серии его приключений. Даже если вы верите в существование судьбы и то, что её можно контролировать, значит где-то наверху есть другая сущность, которая эту судьбу придумала и контролирует всё на самом деле, оставляя вас ни с чем.
ПРОМОРТЕЙ
Внезапно, под контролем оказываются сами главные герои. Паразиты захватили их тела, и под руководством (не контролем!) со стороны Саммер строят цивилизацию. Она не просто подарила им концепцию общества, она призвала их восстать против своей природы (жить 30 минут, откладывать яйца и умирать), взять судьбу в свои щупальца. Образовался целый слой этих паразитов, который контролировал другой слой — носителей. И вроде бы их власть казалась абсолютной…
Пока Вселенная не решила подкинуть им бяку в виде Рика и Морти, которые по абсолютной случайности освободились от лицехватов. Тут же сущность, которая раньше была полностью под контролем, восстала против своего повелителя. Хватило буквально двух человек, чтобы полностью разрушить всё (ВООБЩЕ ВСЁ). Паразиты были уверены, что дело в шляпе, но хватило одной случайности, чтобы вся их система власти полностью рухнула.
ЭПИЗОД С ЧАНОМ КИСЛОТЫ
В восьмой серии Морти пытается вырваться из-под контроля Рика, просто потому что он с ним не согласен. Но Рик, пройдя через все предыдущие эпизоды, хватается за свою власть и впивается в неё, как дикий зверь. Он готов пойти на всё, чтобы не дать Морти стать котом, который гуляет сам по себе. И эта его мания контроля доводит до того, что он травмирует внука, убив кучу его копий. Поделом, не будет больше возражать деду. Или нет?
В финале сезона Морти вместе со всеми бросает Рика, ведь он сделал свои выводы. Дедушке казалось, что экспериментом с сохранениями он убедил внука, чтобы тот ему не перечил. Ему казалось, что контроль остался у него, но тем временем Морти затаил обиду и ждал подходящего момента, чтобы отвернуться от Рика. Даже если вы принуждаете кого-то вам подчиниться, вы не можете контролировать его мысли (где обычно и начинается восстание против власти), поэтому в любой момент иллюзия власти может разрушиться одним движением руки.
МОРТ РИКОВЕЧЕСКОЕ
Под прицел снова попал особый вид контроля — родительский. Рик обрюхатил планету, она начала производить на свет потомство, и Смиты разделились на два лагеря по методу воспитания. Одни пытались всеми силами определять судьбы своих чад, распределяя их по подходящим ячейкам общества, а Джерри создал своим детишкам иллюзию свободы, но приходил в ярость, когда они выходили за рамки его контроля. В любом случае оба метода воспитания были осуждены самим богом.
Морти и Саммер наконец вырвались из-под гнёта своих родителей и Рика. Первым делом они пустились во все тяжкие, вслепую следуя своим желаниям, но как мы знаем, это чуть не привело к их смерти. Если бы ни одна случайность.
Рик же вступил в прямую схватку с сущностью, которая по определению контролирует всё (в зависимости от мифологии). И проиграл, даже с учетом, что бой был максимально честный. Бог вот-вот бы его убил, если бы Вселенная не подкинула ему ту самую случайность, которая спасла Саммер и Морти — их неуправляемый корабль врезался в голову Зевса. Вселенная, конечно, очень случайна и та ещё стерва, но иногда она может и помогать.
ЗВЁЗДНЫЙ МОРТ: РИКВРАЩЕНИЕ ДЖЕРРИ
И вот мы подошли к финалу. Самое важное заложено в последних его минутах, в сцене, когда все бросают Рика и он смотрит, как клонировал Бет. Теперь мы понимаем, почему от него отвернулась семья: они просто устали от его контроля, который рушит всё вокруг. Морти наконец восстал после «Эпизода с чаном кислоты». Саммер уже давно доказала, что она сама по себе, и в четвёртом сезоне только активней перечит дедушке (порой доходило даже до угроз). Бет и КосмоБет поняли, что бороться с отцом бесполезно и лучше заняться делами поважнее. Джерри же давно внутренне отвернулся от Рика, и только теперь с поддержкой семьи смог это продемонстрировать.
С клонированием Бет посложнее. Для начала нужно понять, почему Рик не смог принять решение за свою дочь. И тут ответ прост: эмоции и желания — это как раз то, что неподконтрольно гениальному ученому. Он не понимает, как они работают и как ими управлять. Его предложение клонировать Бет по идее должно было поставить её в тупик, из которого есть единственный путь: бежать под крыло отца, который всё разрулит. Но доченька не глупая, и, как мы написали в рекапе, обратила атаку против Рика, заставив его принимать решение. А он не смог вынести его тяжести, оттягивал момент истины до последнего, полностью проведя момент клонирования, а потом отдав выбор на волю рандомной Вселенной.
И здесь заложен ответ на второй вопрос: почему он решил удалить воспоминание о клонировании. Да потому что это единственный момент, когда он самовольно отдал свою судьбу и судьбу своей дочери в руки Вселенной, своему давнему противнику. Он добровольно отдал контроль тому, против чьего контроля боролся всю свою жизнь, пойдя против всех своих принципов. Для Рика это — один из худших моментов в жизни, и немудрено, что он хочет его забыть.
Вот только желание забыть — очередная попытка контроля, которая обернулась против Рика. Ему пришлось столкнуться со своими демонами, причём в полном одиночестве. Как это на него повлияет, предугадать сложно. Рик начал терять власть, о чём прямым текстом говорит Саммер: «Не надо втягивать нас в своё дерьмо, просто потому что ты теряешь контроль». Но что он будет делать дальше? Рик может лишь усилить свои попытки контролировать всё вокруг, в страхе от возможности повторения этой ситуации. Или же он может прислушаться ко всем урокам, которые несёт в себе четвёртый сезон, и понять, что контроль — это недостижимая иллюзия, погоня за которой рушит всё вокруг. Может быть, тогда он отпустит Вселенную и сможет жить нормально. Но что-то мы в этом сомневаемся.