С 8 мая в эфире «2x2» вы сможете посмотреть четыре части классической серии хорроров «Пункт назначения» (Final Destination). В 2000-х эти фильмы пугали зрителей не жуткими чудовищами и разодетыми маньяками, а смертью героев, которая исходит от самых обыкновенных вещей и потому чаще всего неизбежна. В чём прелесть франшизы, которая разрослась до романов и комиксов, породив целое направление в жанре ужасов? Кинокритик Иван Афанасьев рассуждает, что так привлекает зрителя в столь специфическом зрелище.
Мой первый опыт просмотра «Пункта назначения» связан со школой. У нас была замечательная традиция — киноклуб в спортзале, который устраивали по субботам вместо уроков. Буквально вместо того, чтобы учиться (тем более что там обычно стояла какая-нибудь физ-ра на улице или ИЗО), мы платили инициативному старшекласснику Жеке мятую «десятку» и смотрели кино (вопрос легальности таких показов оставим открытым)! Как завороженные мы наблюдали за героями второго «Пункта», а знакомство у меня началось именно с него. Они бесславно погибали от разных страшных штук, которые происходили независимо от их воли и желаний. Страшно-то как! Мы были наивными и все принимали за чистую монету, всерьёз обсуждали, что это — роковое стечение обстоятельств или же невидимая глазу Смерть с большой буквы, убиравшая тех, кому было суждено умереть…
Любопытно, что интерес к «Пункту назначения» после пятой части подугас почти одновременно с тем, как воцарилось засилье лоу-фай хорроров, снятых как бы на любительскую камеру, вдохновленных коммерческой бомбой под названием «Паранормальное явление» — чтобы близость ужаса была ещё более ощутимой. Продюсеры серии, кстати — Ричард Бренер, Уолтер Хамада и Дэйв Нейстадтер — впоследствии переметнулись в стан Джеймса Вана, тогда разорвавшего публику своим «Заклятьем» и возродившим моду на олдскульные ужастики про всяческую сверхъестественную фигню. Короче, серия осталась не у дел, хотя поговаривают, что шестая часть уже много лет находится в разработке.
В российском прокате выходило несколько картин, к которым присобачивали название культовой серии благодаря схожей структуре и завязке (раз, два и три). Всё это говорит о том, что интерес к франшизе пускай и поугас, но в наше время, когда один за другим выходят переосмысления хитов прошлого, вполне может воскреснуть, если подать идею изобретательных «случайных» смертей под новым соусом.
А что там вообще за идея? Почему «Пункт назначения» стал таким популярным? На то есть несколько причин. Первое — сам формат фильма, в котором опасность исходит буквально ото всего. От чего только не помирали герои фильмов — от грузовиков, поездов, стволов деревьев, колючей проволоки, бельевой веревки, неудачно пролитой водки, вентиляторов и даже лапши (!). Главный хит сезона, конечно — смерть в солярии (как поэтично звучит!) из третьего фильма. Эту часть мы смотрели на маленьком экране в автобусе, который вёз нас со школьной экскурсии, и помню, как девочки верещали «фу, я теперь больше никогда не буду загорать!».
Прелесть и ужас серии — в том, что вы совершенно не можете предсказать, что именно послужит причиной гибели и кто именно будет следующей жертвой рокового случая. Это вроде очевидно, но очень важно для понимания — кажется, «Пункт назначения» перебрал, как колоду карт, всевозможные человеческие фобии. Более того — смерть в падающем самолете, простите за ужасный каламбур, на высокой ноте, меркнет на фоне страха перед смертью мелкой, нелепой и где-то даже смешной, как, например, от шестерней эскалатора в четвёртом фильме.
Вторая причина популярности, и, думаю, главная — перед нами уникальный жанр: кино о смерти от рук всемогущего маньяка, который ни разу не появляется на экране. Этим серийным убийцей выступает сама жизнь, ополчившаяся против неудачно избежавших лёгкой смерти людей. Хорроры 1990-х — начала 2000-х, включая всевозможные ребуты, рекапы и ре-что-нибудь-ещё классических картин а-ля «Хэллоуин» (бедный Майкл Майерс, что с ним только киношники не вытворяли!), задолбали всех бесконечными маньяками в масках и без, просто кромсавших своих жертв привычными способами. Невидимый и несуществующий убийца, с которым ничего нельзя поделать, казался чем-то свежим и неожиданным. При этом, как и у всякого другого злодея, зрители, включая вашего покорного слугу, пытались проследить какую-то логику, паттерны «поведения» и чуть ли не мотивацию. Что, конечно, было невозможно.
По нынешним меркам «Пункт назначения», особенно третья часть, которая, на мой взгляд, самая циничная и безжалостная к своим героям, пуская их в расход, даже толком не представив, смотрится слегка устаревшим зрелищем. Мы всё-таки — зажравшаяся публика, закусившая удила пост-хоррора, где всё должно быть не так однозначно. Мы привыкли к более осмысленному подходу: нам бы метафор, потайных смыслов, аллюзий и прочих высокодуховных штук. Но, честно говоря, порой хочется просто включить старорежимный ужастик, в котором лишь жуткая кровавая мясорубка, чтобы выгулять внутренних демонов и, изрядно напугавшись, пойти гладить пузо котика. Более комфортного способа, чем просмотр четырёх частей «Пункта назначения», для этого пока не придумали — всегда ведь чувствуешь себя в большей безопасности, когда на экране происходит что-то страшное, но не с тобой. То, что всем нам сейчас очень нужно.
В мае, кстати, мы покажем все части «Пункта назначения» в эфире 2х2. Следите за расписанием на сайте!