В начале декабря на «Кинопоиске» вышли четыре серии «Прометея» Максима Свешникова, режиссёра нашумевшего в 2023-м «Плейлиста волонтёра». В центре научно-фантастического сериала — расследование загадочного исчезновения пассажирского лайнера в 1998 году. Рассказываем, как проект впечатляет первой серией, а следом тонет в собственной сложности.
Май 1998 года. Самолёт совершает рейс из Барнаула в Москву и пропадает спустя 24 минуты полёта. Уже в 2022-м один из пассажиров звонит дочери и говорит, что приземлился. Инцидент не остаётся незамеченным: за дело берётся бывший сотрудник спецслужб Шапошников (Филипп Янковский), который привлекает к расследованию независимую журналистку Анну Полетаеву (Любовь Аксёнова), занимающуюся раскрытием коррупционных схем. В деле ей помогут товарищи — инженер Никита (Александр Алябьев) и учёный-физик Вадим (Дмитрий Чеботарёв).
Первый эпизод «Прометея» действительно впечатляет и заставляет продолжить сериал: после странного звонка из 1998-го посреди тайги обнаруживают тот самый самолёт, но без пассажиров. На местности происходят явные аномалии, в которые хочется погрузиться и ненароком стать их участником. Однако со второй серии начинается полнейшая головная боль с привлечением шаманов, психиатрических клиник и алтайских легенд. Оказывается, что пять пассажиров рейса живы и, в отличие от остальных, существуют в современности. Они не помнят, как сошли с лайнера или просто не хотят рассказывать.
И всё бы ничего, если бы их линии не были прописаны поверхностно. Эта группа становится лишним и ненужным элементом сюжета, который авторы так же легко выводят из повествования, как и вводят. Естественно, один из пассажиров оказывается шаманом (другой — вообще гипнотизёром), ведь мы не можем просто так взять и связать аномалии с законами физики — слишком мелко и научно. А вот групповой вход в транс — другое дело.
Для Анны и Шапошникова расследование становится личным. Мать журналистки (Виктория Фёдорова), долгое время находящаяся в психиатрической клинике, незадолго до трагедии пишет список всех пассажиров рейса, а сейчас то и дело рисует шаманские иероглифы и упорно молчит. Шапошников некоторое время сопротивляется и не делится собственной драмой, в какой-то момент становясь серым кардиналом. И если личность независимой журналистки отгадать довольно просто, она готова пожертвовать всем ради работы, потому что пошла по стопам холодного отца, каждый раз выбирающего репортаж и командировку вместо дочери, то с персонажем Филиппа Янковского придётся повозиться. И это ещё один плюс проекта.
Мистическая фантастика в российском кинематографе, да ещё и в сериальном формате, — редкость, своеобразный прецедент. Авторы не скрывают, что сериал может понравиться фанатам «Грани» и «Тьмы». Команда работала по чётким референсам — видно. Однако в этом-то и проблема: заимствованное от и до плохо приживается. Сценаристы не рефлексируют, а просто переносят. Даже попытка привнести что-то своё вроде игр в шаманизм с треском проваливается.
При этом у сценария действительно интересный фундамент. Например, на Камчатке расположено место, где живое существо не может прожить дольше одного дня. Как и в «13 клинической», в «Прометее» аномалии стали изучать ещё в Советском Союзе и даже создали программу с одноимённым названием. Однако в какой-то момент набор терминов по физике и конструкции вроде жилета, способного перемещать в пространстве и времени, становятся непонятным нагромождением вроде «решили так поумничать, чтобы вообще никто ничего не понял». Запутали сами себя и ушли.
При этом визуальная часть соответствует ожиданиям. Сериал выполнен в мрачной стилистике с холодной зеленоватой цветокоррекцией — картинку хочется разглядывать. Никаких вычурных операторских решений здесь нет, да они были бы лишними вкупе с другими прибамбасами. Отдельно хочется затронуть каст. Открытием становится Александр Алябьев, которого не так часто можно увидеть в кино, зато легко встретить на спектакле «Созвездия» в театре «а39», где он не только режиссирует, но и делит одну роль с Сашей Горчилиным. При этом совсем не трогает главная героиня: Люба Аксёнова слегка проседает, то ли роль для неё слишком проста, то ли нет возможности выделиться на фоне остальных. А жаль, ведь мы привыкли видеть актрису в более мощных амплуа.
К сожалению, «Прометей» стал большим разочарованием. Попытка изучить жанр и популяризировать его — в любом случае прорыв в российском кинематографе. Однако сложно игнорировать явные драматургические прорехи, увидев качественный пилот и контрастирующее на его фоне продолжение. Мы очень верили в сериал, правда. Но как уж вышло.