«Последняя дуэль»: Ридли Скотт вернулся в лучшей форме

Иван Афанасьев

В прокат 18 ноября вышла «Последняя дуэль» (The Last Duel), новая картина сэра Ридли Скотта, вернувшегося к своему любимому жанру — историческому фильму. Это история о последнем рыцарском поединке в Европе. Сценарий написали номинантка на «Оскар» за драму «Сможете ли вы меня простить?» Николь Холофсенер, а также вполне оскароносные Мэтт Деймон и Бен Аффлек, которые также сыграли в фильме. Кроме них, засветились Адам Драйвер и Джоди Комер из «Убивая Еву». Иван Афанасьев заточил свой кинокритический клинок и… отложил его в сторону: кажется, Скотт снял свой лучший фильм за последние 20 лет.

Следите вы или нет за тем, что происходит с неутомимым стахановцем Ридли Скоттом, но факт есть факт: снимая по картине в год-два (а иногда и по две в год параллельно с третьей), британский постановщик наснимал в третьем тысячелетии аж 16 фильмов, не считая всякой шелухи вроде эпизодов для киноальманахов и короткометражек (и ещё минимум столько же напродюсировал). Это, мягко говоря, очень много, учитывая то, что делает он не маленькие болтологические комедии в духе Вуди Аллена, а вполне себе размашистое высокобюджетное кино: от военной драмы «Чёрный ястреб» до юридического триллера «Все деньги мира». И самое обидное, что по-настоящему крупных удач вроде того же «Чёрного ястреба» или «Марсианина» толком и не было; не говоря уже о том, что последний великий шедевр Скотта, «Гладиатор», вышел больше двадцати лет назад. Так вот, с 1983 года у постановщика, кажется, выросли крылья «Последняя дуэль» однозначно лучший его фильм за последние два десятка лет насыщенной карьеры.

Поначалу он прикидывается классическим рыцарским эпиком жанром популярным, туповатым, но благочестным. Как главный герой первой части картины, отважный воин Жан де Карруж, ради поправления финансового состояния отправившийся в военный поход. На дворе 1386 год, великая феминистка Жанна Д’Арк ещё не родилась, французы бьются с англичанами уже полвека, король Карл VI через шесть лет начнёт сходить с ума. В таком сумасшедшем мире происходит безумие и в стане рыцарей: жену де Карружа Маргариту изнасиловал друг героя, влюбившийся в неё благородный сквайр Жак ле Гри, предварительно заполучивший от хозяина обоих, графа Пьера, положенные своему боевому товарищу земли. Опозоренный, не получивший разрешения у сюзерена, Жан обращается к самому королю с требованием «поединка чести» кто выживет, тот и прав, проигравший будет наказан. Но если проиграет де Карруж, он, помимо гордости, потеряет ещё и жену её сожгут на костре за клевету, ведь именно она первой заявила об изнасиловании. Ключевое слово потеряет, ведь по средневековому закону она его «собственность».

Кадр из фильма / 20th Century Studios

Как уже было сказано, рыцарская оболочка эффектная, вполне функциональная, но всего лишь обманка, под которой скрывается многослойное кино, способное дать фору даже близкому по настроению «Гладиатору». Хотя бы потому, что почти все прочие исторические картины Скотта, включая, например, «Робин Гуда» и «Царствие небесное», были довольно прямолинейными жанровыми боевиками эффектными, красивыми, но, что называется, без задней мысли. «Последняя дуэль» ближе к самому первому фильму режиссёра, который называется (ну вы прикиньте?) «Дуэлянты». Это дерзкая и энергичная экранизация романа Джозефа Конрада, рассказывающая о двух солдатах наполеоновской армии, которые не сошлись во мнении о разнице в мужестве и на протяжении многих лет, в свою очередь, не могли сойтись в дуэли, что решила бы их вопросы. Тут даже завязка схожая: двое мужиков выясняют, простите, «кто обесчестил чужую женщину». Именно на таком уровне находится их дискурс к смехотворным мачистским ценностям присоединяется полное пренебрежение к связывающей их несчастной женщине.

Собственно, поэтому заканчивается фильм её правдой. Буквальной в предваряющем рассказ девушки титре «Правда Маргариты де Тибувиль» первое слово нарочно задерживается на экране, пока буквы с именем девушки исчезают. До этого зритель наблюдает за двумя вариациями «правды» (в кавычках): де Карруж обвиняет бывшего друга в лишении его чести и надругательстве над женой, по сути, красивым предметом мебели в его имении. Грубоватый рассказ неотёсанного мужлана (идеально подходящий на эту роль Мэтт Деймон) сменяется элегантной историей любви и страсти, которой Маргарита одарила ле Гри. Трудно не очароваться обаянием дьявольски красивого Адама Драйвера почти веришь, что все эти стоны и охи в постели со стороны изменщицы искренни и совершенно легальны. Но в третьем фрагменте, рассказанном со стороны самой Маргариты (максимально аутентичная Джоди Комер), профессионал Скотт изящно меняет зрительскую оптику и вот уже секс по любви превращается в акт насилия.

Кадр из фильма / 20th Century Studios

Да, старина Ридли знаком с классикой такое мы уже видели в «Расёмоне» Акиры Куросавы, юридическом детективе про самурайскую Японию, где также были тестостероновые самураи, изнасилование женщины и взгляд с разных точек зрения. Но там ключевой вопрос был «кто же прав». Теперь же нам напрямую говорят: все эти типы не правы они лишь дикари, кичащиеся своим «мужским соком» (да-да, доктор Зойдберг, мы помним твою пародию на Сирано де Бержерака). Бедная Маргарита, оказавшаяся переходящим кубком в поединке двух (а то и больше) неудовлетворённых во всех смыслах мужчин, не заслуживает такого обращения и вообще личность. Удивительно, что один из самых убедительных #metoo фильмов про необходимость искоренения выражения «нет значит да» создал 83-летний режиссёр, снимающий довольно маскулинное кино. С другой стороны, именно Ридли Скотт подарил нам Элен Рипли, Тельму с Луизой и лейтенанта Джордан О’Нил из «Солдата Джейн». Так что, в общем-то, не так уж и удивительно.

Даже если вы поклонник рыцарских саг и просто хотите посмотреть на красивых мужиков в форме… простите, доспехах «Последняя дуэль» обязательно произведёт на вас впечатление. Но будьте готовы, что безвольная «прекрасная дама» в этом фильме способна дать прикурить деревянным по пояс «благородным рыцарям». Ну и заодно будьте готовы «узнать», что за более чем полвека ничего особо не изменилось в скотском отношении некоторых мужчин к женщинам.

Кинокритик и киновед, чуть-чуть сценарист. Обожаю триллеры и хорроры не меньше, чем сложное фестивальное кино.

Понятно