27 сентября в онлайн-кинотеатре START начал выходить сериал «Последний богатырь. Наследие» — продолжение франшизы о сыне Ильи Муромца, путешествующего во времени. В новых сериях внимание с Ивана переключается на его дочерей, а действие происходит спустя 20 лет после событий кинотрилогии. Делимся первыми впечатлениями.
Чтобы понять сюжет многосерийной истории, следует обратиться к полнометражной трилогии. В фильме «Последний богатырь: Посланник тьмы», заключительной части, вышедшей аж в 2021-м, Иван (Виктор Хориняк) узнаёт о своей тёмной стороне. Он сын колдуньи, которая под действием злых чар, стремилась вырастить для мира нового правителя. Богатырь решает вернуться в прошлое, чтобы изменить судьбу и навсегда победить Тьму, что у него и получается. Единственный нюанс — в будущем всё может поменяться, вплоть до его рождения.
События сериала происходят 20 лет спустя. По первым эпизодам понятно, что всё это время сын Ильи Муромца жил счастливо. Женился на Василисе, которую вместо Милы Сивацкой теперь играет Александра Урсуляк, стал правителем Белогорья и воспитал двух дочерей — Марью (Арина Рожкова) и Софью (Эвелина Мазурина). Первая позаимствовала от отца силушку богатырскую — победит в бою любого из дружины, но и поплатится за это насмешками и обвинениями в антиженственности. Вторая унаследовала от матери любовь к зельеварению и служению Яге (Елена Яковлева), однако пока девчонка лишь получает нагоняи от старухи.
Неожиданно на Белогорье обрушивается беда: старцу Северину (Александр Устюгов), невиданному ранее персонажу, является видение, в котором Тьма обволакивает царство. Вместе с Белогором (Владислав Ветров) они создают Венец всесилия — всемогущую защиту. Однако ссорятся, так как Северин хочет забрать творение себе и стереть царство с лица земли. Происходит великая бойня: Иван Муромец погибает, из-за чего герои не могут воспользоваться венцом и спасти мир. Чтобы оживить его, ближним предстоит отправиться в прошлое параллельного мира — современную Москву. А займётся этим Софья, чувствующая вину за смерть отца и долг доказать семье полезность своего существования. Марья в это время будет держать оборону.
Сразу разберёмся в в причинно-следственных связях: Софья отправляется в Москву времён второй части полнометражной трилогии, в которой Иван в перерывах между богатырскими подвигами бегает за капучино и генераторами из Белогорья. Проще говоря — в прошлое. Одновременно в сюжете появляется ещё один новый персонаж — Цвырь (Дмитрий Лысенков), хвостатый наследник Белогора, созданный с помощью неудачных заклинаний. В царстве герой считается юродивым, а потому ищет любви и находит её в Марье. Правда, в одностороннем порядке.
Производство «Богатыря» заняло четыре года. Сериал появился при взаимодействии студии Yellow, Black and White с «ИРИ», «Россией 1» и «Сбером». Постоянного режиссёра Дмитрия Дьяченко заменил Антон Маслов, за плечами которого нашумевшие «Вампиры средний полосы» и «Отель “Элеон”». Изменилась и команда сценаристов, выросшая из пяти человек до 13. Старый актёрский состав по большей части остался прежним: Гарик Харламов всё ещё играет Колобка, Сергей Бурунов — Водяного, Кирилл Зайцев — Финиста, а Елена Яковлева — Ягу, правда «старую». Роль молодой досталась Юлии Пересильд, которая также появится в следующем проекте франшизы — «Финист. Первый богатырь».
Сериал выглядит масштабно и не уступает полнометражным фильмам. Размах большой: тут и новые локации, и дополнительные фольклорные персонажи. Например, чтобы одолеть Северина, Марья, Яга, Колобок, Финист и Цвырь отправляются к Соловью-разбойнику (Александр Лыков), путь к которому лежит через Кудыкину гору. Софья вообще путешествует по Москве с волшебным зеркальцем в исполнении Татьяны Догилевой, при виде которой невольно вспоминаешь «Волшебный участок», где актриса сыграла Ягу.
Однако при всём общем масштабе проекта то и дело обращаешь внимание на сценарий. На премьерном показе команда признаётся, что создавала сериал по большей части для детей. И это сильно бросается в глаза. В центре оказываются сёстры, которые перманентно влипают в неловкие ситуации из-за подросткового максимализма, наивности и пылкости. В этом полнометражная трилогия намного интереснее для взрослого зрителя, который видит хотя бы одну десятую отражения своей реальности в судьбах персонажей.
Например, вся драма Марьи сосредоточена вокруг неразделённой любви к Финисту, который насмехается над ней за спиной. Девчонка пытается доказать, что чего-то да стоит. Читать: что она достойна Финиста. В это же время Софья — пожалуй, самый бесячий персонаж сериала. Из-за неё постоянно что-то случается и ломается, а кто-то и вовсе умирает. Безусловно, авторы рассказывают историю становления и преображения несносной девчонки в самостоятельного взрослого человека, однако мало кто вытерпит восемь серий с героиней Эвелины Мазуриной.
Что заслуживает отдельного внимания, так это расширенная драматургическая линия Финиста, которому наконец-то уделили должный хронометраж. Сценаристы пытаются показать двойное дно богатыря, а не только петушиную нахохленность и нарциссические повадки. Так, мы узнаём об отце героя и их сложных взаимоотношениях. После такого начала захотелось увидеть грядущий сольный проект о герое. Главное — не ожидать многого, а то неизбежно разочаруешься.
Команда пытается поиграть во вселенные по типу Marvel, DC или в конечном счёте Bubble, которая намерена семимильными шагами расти вширь. Проект Маслова то и дело сравнивают со «Звёздными войнами», «Властелином колец» и «Гарри Поттером». «Богатырь» играет штампами: самый явный из них — путешествие Софьи в современную реальность, где она ничего не понимает и шугается смартфонов и прочей техники.
«Последний богатырь. Наследие» — неплохая попытка расширить популяризацию отечественных сказок до формата сериала, заняв ещё одну нишу. Однако здесь всё слишком предсказуемо и плоско: начиная от попытки подростков доказать родителям свою значимость и заканчивая любовными линиями и их демонстрацией. Говорят, после премьеры на «Новом сезоне» эпизоды значительно сократили. При этом они всё ещё занимают целый час экранного времени, а динамичными их вряд ли назовёшь. Время чувствуешь — и это явно не «плюс».