Назад в прошлое: ловим кэпсы с Pokemon и Mortal Kombat

Назад в прошлое: ловим кэпсы с Pokemon и Mortal Kombat

Елизавета Зубкова
Вконтакте

Пришло время занять удобное положение в нашей машине времени и совершить путешествие в конец 90-х-начало «нулевых». Дети заботятся о своём карманном друге — «Тамагочи», у счастливчиков дома появляется первая PlayStation, которая пришла на смену легендарным Dendy и Sega Mega Drive, а также незабываемая картонная валюта — яркие фишки (также известные как сотки и кэпсы), которые свели с ума всех подростков в то время. Почти в каждом дворе можно было встретить шумные компании, эмоционально спорящие о том, кто же всё-таки сжульничал во время новой партии.

По классике жанра знаменитые кэпсы ворвались в постсоветскую реальность с Запада. В то время, как там этот тренд уже сходил на «нет», у нас только-только начинался «фишечный бум». Изначально сотки продавались в комплекте с жевательной резинкой, позже на полках появились наборы от 10 до 50 штук кэпсов в одной тематике. Фишки также шли вместе с карамелью Chupa Chups и в больших пачках чипсов Cheetos.

Фото — Youtube

Однако мода на «карточные поединки» появилась намного раньше, чем в США: в XVII веке в Японии среди подростков и старшего поколения появилась игра «Мэнко». Сначала это были глиняные жетоны, затем они сменились на картонные фишки с яркими нарисованными персонажами. Рассматривая карты «Мэнко», можно заметить, как кэпсы из прошлого передают нам информацию о каждой эпохе: в период эпохи Эдо были популярны изображения ниндзя и самураев, до Второй Мировой войны спросом пользовались карточки с изображением военной техники, в послевоенное время появились красочные кэпсы с героями из аниме и манги.

Фотографии Мэнко — Wikipedia

Из Японии «фишечный бум» перекочевал на Гавайи. На островах всё началось с фруктового сока, а точнее пачек из-под сока. В XX веке на Гавайях была выпущена новая марка сока, она отличалась тем, что коробка имела характерную круглую крышечку (будущие фишки), а так как в то время экономический уровень страны был в нестабильном состоянии, гавайские дети придумали себе «бюджетную» игру caps of juice. Фруктовый сок со вкусом маракуйи, апельсина и гуавы (Passion, Orange, Guava), к которому прикладывались круглые фишки с логотипом POG. Поги (те же кэпсы или сотки) начали появляться в Калифорнии и в остальных штатах Америки. Со временем ажиотаж вокруг соток стал настолько велик, что проводились даже ежегодные турниры.

Реклама кэпсов из сока POG

Правила игры были простыми: игроки ставили свои фишки, одну или несколько, а затем каждый участник по очереди совершал ход. Ударом о гладкую плоскую поверхность требовалось «выбить» фишку (заставить её перевернуться). Перевернувшиеся кэпсы отправлялись к новому обладателю, и ход переходил к следующему игроку. Также был способ игры с «битой» (пластиковая или металлическая фишка), которая «разбивала» сотки. Часто такие «биты» называли «панковскими фишками». Кэпсы могли быть как картонными, так и пластиковыми.

Игроки делились на две категории: первые — это те, кто просто коллекционировал фишки и, если играл, то на «интерес», вторые — это те, кто преследовал азарт. Ребята из этой категории старались заполучить как можно больше фишек, чтобы повысить статус своей «крутизны» в кругу сверстников. У тех, кто коллекционировал кэпсы, фишки всегда были в опрятном состоянии.

Фирмы фишек были разными и стали именем нарицательным: SOTKA, POG, American caps (тут становится понятно откуда пошли все названия). Практически в каждом регионе называли по-своему: кто-то говорил фишки/кэпсы, другие сотки/поги.

Инфографика — твиттер Александра Куликова

На фишках от POG был изображён персонаж Pogman (напоминал собой пушистую блоху). Его считали талисманом и символом удачи на турнирах в США. «Блоха», как называли героя многие дети 90-х, стала ключевым изображением на фишках, к тому же иллюстрации соответствовали всем особенностям этого периода, и графика придавала особую органичность кэпсам.

Среди погов, к слову, попадались и редкие фишки, цена у них была выше (продавался этот «сундук сокровищ» намного дороже обычных). Кэпсы светящиеся в темноте, с блёстками или другими покрытиями. Такие находки очень берегли и старались как можно реже ими играть или не играть вообще. А ещё встречались пиратские сотки (особенно серии с Pokemon и Mortal Kombat). У них часто были ошибки в названии и низкое качество изображения.

Тематика соток была самая разная: спорт, мультфильмы, кино, комиксы, но самыми популярными были, конечно же, фишки с уже упоминавшимися Pokemon и Mortal Kombat. Благодаря этим двум тематикам кэпсы засели в сознании у детей и подростков в тот период.

Фото — auction.ru

Все охотились за оригинальными наборами, в которых могли быть светящиеся переливающиеся или меняющие картинку фишки. Обладатель необычной серии кэпсов из вселенной Pokemon «по умолчанию» считался крутым (если ещё была и футболка с этим персонажем, то ему не было равных). Конечно же, были и отечественные серии фишек. К примеру, с персонажами «Незнайки» или Волком из «Ну, погоди!».

Фото — Avito

При игре в кэпсы всегда хотелось одержать как можно больше побед и выиграть фишки у соперников, но, к сожалению, не все придерживались честных правил. Было два основных способа жульничества — «просветы» и «подкрутки». «Просветы» — это когда игрок пальцами создавал просветы между сотками и в таком случае фишки могли разлетаться ещё до удара о плоскую поверхность. Второй вариант («подкрутки») — участник раскручивал в зажатом кулаке стопку кэпсов и резко бросал её. Зная, что кто-то мог так нечестно играть, очень сложно было доказать свою победу. Редкую фишку хотели выиграть все, поэтому за такую «добычу» ставилась высокая цена — по две-три сотки с участника.

Если играли не на фишки, то на какой-то приз, что-то незначительное, но приятное (да и сотки оставались на месте после игры). Это могли быть чипсы, газировка, жевательная резинка, переводная татуировка, иногда даже деньги (завалявшиеся в кармане со школьных обедов).

Культура кэпсов не оставила никого равнодушным. Яркий дизайн необычной, но простой игры стал настоящим трендом. Фактически он был двигателем прогресса самостоятельности многих подростков на свои первые подработки: бывали случаи, когда в ходе «поединка» игрок терял все фишки. Безусловно, было очень досадно и хотелось возобновить коллекцию, а так как денег просить у родителей не хотелось, то подработки были «палочкой-выручалочкой».

«Супер серьезные» взрослые были против такой игры. Учителя в школах разгоняли компании на переменках, могли даже изъять фишки и не отдавать их обратно. Во дворах старшее поколение также могло выступать против игры по каким-то своим причинам («слишком громко»,«глупая игра»). Словно «Отцы и Дети», где по классике старшие не понимают младших и не разделяют их увлечения. Несмотря на это «фишечный бум» принёс самые разные эмоции и воспоминания сразу нескольким поколениям, многие до сих пор хранят какую-то часть оставшихся коллекций где-то далеко на своих полках.

если кот Салем существует в реальной жизни, то это я.

Читайте ещё
Понятно