«Поездка в Америку 2»: что не так с сиквелом классической комедии

Иван Афанасьев

5 марта на сервисе Amazon Prime вышел Coming 2 America — сиквел культовой комедии «Поездка в Америку» 1988 года, где король Аким встречается с внебрачным сыном, претендующим на трон. Актёры из оригинала (Эдди Мёрфи, Арсенио Холл, Джеймс Эрл Джонс и другие) вернулись к своим ролям; критики за рубежом, правда, ностальгией не прониклись и разнесли фильм в пух и прах. Кинокритик Иван Афанасьев совершил путешествие в королевство Эдди Мёрфи и рассказывает, почему ему там не понравилось.

Оригинальный «Поездка в Америку» полюбили за лёгкий юмор, обыгрывающий штампы об африканской (и мимоходом афроамериканской) культуре, и иронизирующий над обществом бесконечного потребления. Плюс это была, конечно же, довольно остроумная вариация обожаемой в США сказки про Золушку, только вынужденной проходить путь «из грязи в князи» по собственной инициативе — т.е. ещё и история selfmade-героя. Короче говоря, полное комбо. Второй фильм создавался с явной оглядкой на культовый статус оригинала: старые персонажи вернулись почти в полном составе, многочисленные отсылки в наличии, Эдди Мёрфи, хоть и здорово постарел, всё так же блистает белоснежной улыбкой. Чего не скажешь о зрителе — ему впору не улыбаться, а плакать.

Кадр из фильма / Paramount Pictures

Сиквел пошёл в сторону упрощения, опошления и даже, простите, отупления. Аккуратный, на грани клоунады и умной сатиры юмор превратился в примитивные «гы-гы»-гэги: «Я настолько голодна, что съела бы жопу зебры!». Через слово стали шутить про секс — и ладно бы остроумно. Нет, юмор ниже пояса доходит до опусов про мамкины гениталии (сценарист что, последние лет двадцать сидел на дваче?) и превращается в юмор ниже плинтуса. Но самое ужасное — смотреть фильм просто не интересно. Король Аким отошёл на второй план, уступив место своему сыну, познающему прелести королевской жизни после американских гетто – и это не интересный персонаж, а безликая пародия на актуальную повестку. Словно сценаристы в процессе тычут пальцами и перешёптываются: «зырь, какая ржака!».

Что же случилось? Почему отличная идея превратилась в такой безвкусный коктейль из всего на свете? И почему вообще так бывает — хорошая задумка превращается усилиями продюсеров в дребедень, которая не нравится ни фанатам оригинала, ни новым зрителям? Можно выделить три причины:

Устаревшая идея

Кадр из фильма / Paramount Pictures

В случае с «Поездкой в Америку 2» это немного не тот случай. Как раз наоборот: тема отцовства и наследственности, сатира на перегибы с политкорректностью и вопрос расовой идентичности африканцев — всё это сейчас актуально как никогда. Но фантазии авторов хватает лишь на то, чтобы добавить в сюжет персонажа Уэсли Снайпса, играющего правителя соседствующей с королевством «банановой республики», чтобы показать не очень смешную пародию на Иди Амина. А заодно посмеяться над «Чёрной пантерой» (казалось бы, зачем, особенно после смерти Чедвика Боузмана). Как раз было, где разгуляться — но мама, мы всё проплясали.

Потеря духа оригинала

Кадр из фильма / Paramount Pictures

А вот это как раз тот самый случай. Как правило, сиквелы культовых лент если и ждут, то, в первую очередь, люди, которые любят предыдущие части, и их, крути не крути, будут сравнивать. И чаще всего это неизбежно, ведь оригинальный фильм не возникает в вакууме и навеян настроениями эпохи, в которой создан. А вот идея вернуть его к жизни в реинкарнированном виде, попытавшись обмануть ход времени, чаще всего оборачивается крахом. Ностальгия — штука хрупкая, и обращаться с ней нужно максимально аккуратно. Авторы «Поездки в Америку 2» решили, что фанатам первого фильма хватит тех же самых актёров и узнаваемых интерьеров дворца Акима, а новую аудиторию можно заманить сортирным юмором (который устарел уже лет как десять, наверно). В итоге не угодили ни тем, ни тем.

Отсутствие отклика у новой аудитории

Кадр из фильма / Paramount Pictures

И это тоже наш случай. Вспомним иной пример, а именно — последнюю часть «Истории игрушек». В ней затрагиваются важные и актуальные темы для нашего времени: женская эмансипация, толерантность к отличным от нас людям и смена эпохи «бэби-бумеров» поколением «зумеров». В «Поездке в Америку 2» есть попытки встроиться в актуальный контекст: конфликт консервативных отцов и их продвинутых детей, например. Но параллельно с этим фильм предлагает набор из разнообразных штампов про афроамериканцев (зачастую расистских), отвратительный сексистский юмор (тут есть, например, мать внебрачного сына Акима, которая вечно шутит на тему того, что в молодости она была «той ещё шлюхой») и много чего ещё. И новому поколению молодых людей, на которых фильм рассчитан в первую очередь, это не нравится.


По итогу: у «Поездки в Америку 2» есть одна фундаментальная проблема — это на удивление неуважительное кино. Оно плюёт на славу предшественника, на фанатов оригинала, на новых зрителей, на качество. Вообще непонятно, как в 2021 году можно было сделать фильм, в котором почти всё строится на том, что устарело и раздражает. Он напоминает старого деда-шовиниста, который пришёл на молодёжную вечеринку и решил рассказать анекдот про «бабу, гея и еврея», и удивляется, почему никто не хочет с ним общаться.

Кинокритик и киновед, чуть-чуть сценарист. Обожаю триллеры и хорроры не меньше, чем сложное фестивальное кино.

Понятно