На Netflix выходит уже давно обсуждаемый байопик «Блондинка» (Blonde), рассказывающий о жизни Мэрилин Монро или Нормы Джин Бейкер. Главную роль исполняет Ана де Армас, а режиссёром выступил Эндрю Доминик. Картина ещё до выхода на стриминге забрала на себя фокус как критики, так и похвалы. Мы пока не успели посмотреть-рассказать о своих ощущениях и решили замарафонить байопики о других известных людях. В подборке вас ждут истории о последнем годе жизни поэтессы, погружение в стендап Руди Рэя Мура, игры разума и вечная классика вроде «Богемской Рапсодии».
Лена Николаева, редакторка
Фильм о зарождении группы N.W.A. Если любите хип-хоп, это ваш маст-вотч на выходные. Если нет, то «Голос улиц» (Straight Outta Compton) — это способ немного расширить кругозор. За два с половиной часа вы узнаете, как Eazy-E, Dr. Dre и Ice Cube решили создать лейбл и собственную группу. Поймёте, что такое Ruthless Records, какие конфликты были у участников друг с другом и с органами правопорядка. Режиссёры байопиоков часто любят романтизировать события и немного приукрашать реальность. «Голос улиц» не идёт по подобному сценарию. Происходящее на экране злит и возмущает. Предупреждаем: после просмотра вы с вероятностью 99,9% включите дебютный альбом N.W.A. Straight Outta Compton.
Наташа Лобачёва, редактор
У меня сложное отношение с жанром — я не всегда понимаю, зачем режиссёры берутся за собственные интерпретации биографий известных людей. Документальный жанр полностью удовлетворяет потребность рассказывать истории о знаменитостях, поэтому отыскать те самые бриллианты-байопики для меня — задачка не из лёгких.
Больше всего мне импонируют фильмы, создатели которых не пытаются охватить всю жизнь известного человека, а концентрируются на конкретном этапе, отношениях или деятельности. Тогда подобные картины намного дальше отходят от документального кино и приближаются к художественному. Таким получился анимационный фильм «Ван Гог: С любовью, Винсент». По сюжету, главный герой Арман Рулен отправляется на поиски человека, которому художник адресовал своё последнее письмо. Мультфильм рисовали в течение семи лет 125 художников вручную маслом — в полуторачасовом хроне запрятано больше 60 000 эскизов! И в каждом кадре чувствуется трепетное отношение к Ван Гогу, а подобный стиль — дань уважения его творчеству.
Ещё одна довольно свежая картина — «Ника» Василисы Кузьминой о поэтессе Нике Турбиной, а точнее — о последнем годе её жизни. В СССР девочку считали вундеркиндом, её стихотворения колесили по городам, пока сама Ника сидела на транквилизаторах. Как мне кажется, Кузьмина смогла в полуторачасовом фильме рассказать и о проблеме детей-вундеркиндов, которых родители лишали детства, а все последующие годы уходили на терапию и попытки социализации; и об отношении к творчеству, вопросу гениальности; и об окружении, которое формирует нас и порой влияет так, что самостоятельно выбраться и «начать уже, наконец-то, жить» не представляется возможным.
Семён Трясин, редактор новостей
Я люблю байопики, в которых вымысла больше, чем правды («Бронсон» и грядущий «Странный: История Эла Янковича»), и биографические фильмы о личностях, находящихся в тени своих индустрий (Рэй Крок из «Основателя» и Дик Чейни из «Власти»). Однако отдельное место в моём сердечке занимают истории становления треш-режиссёров. Возможность залезть к этим альтернативно гениальным людям в головы хотя бы через байопики бесценна!
Вместе с фильмом «Меня зовут Долемайт» можно узнать, как неудачливый стендапер Руди Рэй Мур (Эдди Мёрфи) оказался у истоков хип-хопа с зарифмованными похабными анекдотами, а потом замахнулся на целую картину о своем альтер эго и выдал одну из ключевых картин в треш-жанре блэксплотейшн. «Эд Вуд» Тима Бёртона раскроет секрет названия культовой низкобюджетного сай-фая «План 9 из открытого космоса» и странной дружбы постановщика со звездой олдскульных хорроров Белой Лугоши. А «Горе-творец» с Джеймсом Франко покадрово разберёт становление одного из главных мемов нулевых под названием «Комната».
Артём Нечаев, редактор
«Игры разума» смотрели, наверное, все — он существует достаточно давно, довольно известен, плюс «Оскар» за лучший фильм в копилке (и ещё несколько). В центре сюжета — Джон Форбс Нэш (Рассел Кроу), гениальный математик с шизофренией. Среди его заслуг: работа над теорией игр, одной из самых поразительных теорий в математике, которая удивительным образом применима чуть ли не везде. Среди заслуг фильма: щепетильный подход к изображению шизофрении и головоломательные сюжетные повороты, завязанные на галлюцинациях главного героя. В общем, отличный фильм, который учит ценить математику как нечто, влияющее на всю нашу жизнь.
Юля Андрианова, координатор
Байопик — сам по себе жанр сложный, особенно если снимаешь про наших популярных современников, чьих поклонников в мире огромное количество. Но трудности только делают задачу интереснее, поэтому после почти восьми лет производства на экраны вышел фильм «Богемская рапсодия» про жизнь выдающегося композитора и музыканта Фредди Меркьюри, лидера группы Queen. Это история о том, как простой парнишка с острова Занзибар, иранец по национальности, покорил сердца людей чопорной Великобритании, а затем и всего мира.
В фильме, который на самом деле не отличается особой биографичностью и довольно сильно отходит от реальной истории группы, собрана из мелких деталей весьма реальная картина жизненного пути одного из самых выдающихся вокалистов XX века. Даже на роль его котов подобрали очень похожих котиков! А, как известно, Фредди любил своих питомцев настолько сильно, что посвятил сольный альбом своему коту Оскару.
Больше всего скептицизма зрителей поначалу вызывал актёр, которому доверили воплотить роль Фредди на экране. После выходов первых трейлеров отзывы были только о том, насколько же Рами Малек не похож на прототип, но после премьеры фильма волна критики улеглась: Малек не играл, а проживал эти два часа экранного времени. А в марте 2019 года он получил свой заслуженный Оскар (нет, не кота) за исполнение главное мужской роли в фильме.