Джосс Уидон — это человек, которого долгое время считали иконой поп-культуры. Создатель «Баффи» и «Ангела», режиссёр «Мстителей» — карьера Уидона блистала культовыми сериалами и фильмами. Но в последние годы он всё чаще начал попадать в центр скандалов. На днях Уидон впервые с 2017 года дал публичный комментарий изданию Vulture (поп-культурный тематический раздел New York Magazine) касательно обвинений в харрасменте и неподобающем поведении на съёмках. Законспектировали для вас самое главное из огромного материала.
Долгое время Джосс Уидон был не только иконой гиков, но и академиков: его сериал «Баффи — истребительница вампиров» даже породил ветвь исследований, которые коротко назывались Buffy studies. За ним закрепился образ союзника феминисток: ведь в его шоу всегда доносились прогрессивные идеи, да и героини по сей день считаются примерами отлично прописанных сильных женщин. Но случился 2017 год, когда бывшая жена Уидона Кай Коул опубликовала открытое письмо в издании The Wrap.
В нём Коул назвала Уидона «лицемером, который проповедует феминистские идеалы», и обвинила режиссёра в постоянных изменах на протяжении их брака. В том числе с актрисами на съёмках «Баффи»:
«У него всегда было много подруг, но он говорил, что это из-за того, что его мать воспитывала его как феминиста — поэтому ему просто больше нравилась компания женщин».
Летом 2020 года актёры Рэй Фишер и Галь Гадот рассказали, что Уидон отвратительно вёл себя на съёмках «Лиги справедливости». Они описали его поведение как «грубое, оскорбительное, непрофессиональное и совершенно неприемлемое».
Вскоре после этого к ним присоединилась Харизма Карпентер, сыгравшая Корделию в «Баффи» и «Ангеле». В своём Twitter-аккаунте она написала, что Уидон известен своей «историей небрежной жестокости». После того, как актриса забеременела перед началом четвёртого сезона «Ангела», режиссёр назвал её перед всеми коллегами толстой и вызвал к себе в кабинет, чтобы спросить, «собирается ли она оставить его [ребёнка]». Она также отметила, что Уидон высмеивал её религиозные убеждении, обвинил её в саботаже шоу и уволил сезон спустя, как только она родила.
Комментарии Карпентер вызвали настоящий кризис в фандоме (а у «Баффи» он достаточно преданный даже сейчас). Художник комиксов Cкотт Куртц так прокомментировал то состояние: «У нас, как фанатов, есть дурная привычка обожествлять тех, чью работу мы уважаем. Когда мы делаем этих людей настолько большими, что им некуда дальше идти, кроме как вниз, непонятно, почему мы удивляемся, когда они оказываются людьми, которые могут ошибаться и падать».
Важно отметить, что в период выхода «Баффи» вокруг шоу образовался настоящий культ, связанный не только с тем, что происходит в своём шоу. Со стороны всё, что происходило на съёмочной площадке, казалось идеальным. Фанаты верили, что за кадром это была настоящая семья. Одна из актрис шоу дала Vulture анонимный комментарий:
Я чувствовала конфликт с фанатами. У меня не было таких же ощущений от сериала, но я также знала, что иногда людям не нужна твоя правда. Вокруг поведения [Уидона] существовал культ молчания.
По сути, вокруг Уидона образовался «круг любимчиков» — именно они приходили к нему в гости и в семейной атмосфере отсматривали новые эпизоды сериала. У художницы по костюмам «Баффи» Синтии Бергстром же есть другая история со съёмок пятого сезона. В одной из серий Спайк просит одного из героев создать версию Истребительницы в виде секс-робота. Сара Мишель Геллар хотела, чтобы он выглядел определённым образом — немного в бабушкином стиле. А вот Уидон котел более сексуальный образ. В день, когда Геллар пробовала разные варианты, Уидон разочаровался результатом. Когда Бергстром предложила не переживать и просто дать Геллар тот вариант, который она хочет, Уидон разозлился, схватил её за руку, пока его ногти не впились в её кожу.
Один из сценаристов «Светлячка» вспомнил, как Уидон принижал коллегу, когда ему не понравился сценарий. Вместо того, чтобы дать фидбэк лично, он созвал собрание со всеми авторами и в течение 90 минут издевался над каждой строчкой диалога. Один из членов съёмочной группы «Баффи» рассказал о привычке Уидона «оставлять мерзкие комментарии». По слухам, у режиссёра также были романы с молодыми актрисами из шоу — о них рассказывали другие члены каста, которые буквально наблюдали за всем прямо на рабочем месте.
Но это ещё не всё. Мишель Трахтенберг, сыгравшая младшую сестру Баффи (актрисе было во время съёмок 16 лет), призналась, что на площадке существовало правило, что Уидону нельзя оставаться с ней наедине в одной комнате. Другой человек из команды рассказал, что правило было неформальным и, возможно, Уидон не знал о нём.
В интервью Уидон признал, что во время съёмок иногда терял голову: «Я был молод. Я кричал — иногда это приходилось делать». Он утверждает, что никогда намеренно никого не унижает. Большую часть историй он отрицает. Как и тот факт, что он назвал Харизму Карпентер толстой. О романах на рабочем месте он сожалеет. Но и после «Баффи» Уидон крутил романы с актрисами, фанатками и членами съёмочной группы.
В интервью Уидон также сказал, что последние несколько лет он ходит на терапию. Огромный материал заканчивается его словами: «Люди использовали каждое слово современной эпохи в качестве оружия, чтобы создать впечатление, что я жестокий монстр. Я думаю, что я один из самых приятных шоураннеров, которые когда-либо существовали».