История мультфильма «Падал прошлогодний снег»

Наталья Лобачёва
Вконтакте Твиттер Фейсбук

Советская анимация отлично отражала реальность того времени. В обход цензуре авторы создавали свои мультфильмы ироничными или фантасмагоричными, но и тогда руководство находило скрытый смысл, и диалоги заставляли переписывать. Так работе Александра Татарского «Падал прошлогодний снег» пришлось пройти десятки кругов согласований и редактуры, прежде чем дойти до телевидения.

В твиттере пользовательница @DrawWithMe2 подробно рассказывает историю создания мультфильма про пластилинового мужика, который записался в цари, искал лучшую ёлку в лесу и засиделся с работой перед Новым годом. Выбрали самое интересное из треда.

В советское время многим авторам приходилось бороться с цензурой. Работы Татарского, например, клеймили «идеологически безыдейными» и «глупыми». Его «Пластилиновую ворону» не хотели показывать, но Эльдар Рязанов самостоятельно вставил мультфильм в эфирную сетку. Подробнее о других мультфильмах и их премьерах в XX веке мы писали в материале «Потайное дно советской анимации».

Потайное дно советской анимации: обход цензуры, фантасмагория и The Beatles
Советская анимация — не то, чем кажется. Рассказываем, какие секреты скрывает «Ёжик в тумане», «Буратино» и другие безобидные герои вашего детства.

Озвучку рассказчика и главного героя сначала хотели отдать Лие Ахеджаковой. Татарскому не понравилась запись, и он отдал обе роли Станиславу Садальскому — актёр играл пожарного в «12 стульях», но в титрах не был указан. Такая же ситуация повторилась с озвучкой мультфильма: лишь в постскриптуме ему выразили благодарность «за предоставленный голос».

Музыкой к мультфильму занимался композитор Георгий Гладков. Изначально Татарский хотел, чтобы саундтрек был собран из звуков расчёски, бумаги, гитары и спичечного коробка. Идею не оценили в студии, и тогда Гладков предложил ему использовать такой музыкальный инструмент, как казу. Этот вариант руководству тоже не понравился, но Татарский всё-таки записал казу поверх оркестра, что комиссия не заметила при просмотре.

Что касается общего настроения саундтрека, Татарский попросил Гладкова написать музыку, «чтобы было, как у Феллини»: сначала очень весело, а в конце вставить такую грустную мелодию, «чтобы нас с тобой под неё хоронили». В 2007 году у режиссёра остановилось сердце, и на похоронах звучала музыка из мультфильма.


В комментарии к треду пришли и очевидцы событий. Фотографии и другие подробности ищите в твиттере у @DrawWithMe2.

В свободное от работы время я смотрю мультсериалы и опять думаю про работу, да что ж такое

Читайте ещё
Понятно