6 февраля на экраны вышло полнометражное аниме «Повелитель: Священное королевство», которое экранизирует 12 и 13 том оригинального ранобэ. В своё время Overlord произвёл настоящий фурор: в 2010-м, когда первые главы появились в интернете, исекай был не так сильно распространён, как сейчас, а тайтлов с геймерами или играми было и того меньше (всеми любимый Sword Art Online не в счёт!). Так что, дождавшись в 2012-м официального издательства, фанаты буквально влюбились в историю Сатору Сузуки, застрявшего в мире любимой MMORPG. В честь выхода полнометражки вспоминаем восемь причин пересмотреть четыре сезона аниме или перечитать всё ещё выходящее ранобэ. Кстати, финал уже не за горами!
Начнём с сюжета, чтобы было понятно, о чём вообще писал автор новеллы Куганэ Маруяма. В 2138 году популярная MMORPG «Иггдрасиль» закрывается. Судзуки Сатору, в игре известный как Айнз Ул Гоун, остаётся в ней до последнего. Но вот стрелки на нуле, а наш герой всё ещё на троне и… без возможности связаться с разработчиками! Спустя несколько минут внутренней паники, Айнз убеждается, что застрял в преобразованном мире игры вместе с подземной цитаделью Назарик и её NPC, которые обрели разум. Оказавшись в незнакомой реальности, он начинает исследовать мир с помощью верных слуг под образом лича Момонги. Постепенно Айнз теряет свою человечность, превращаясь в истинного владыку Назарика, но его разум остаётся рациональным. Он не просто покоряет мир — он создаёт империю, сталкиваясь с философскими вопросами о власти, морали и попытках не вылезти в жанр гаремника.
Для 2025 года завязка очевидная и уже протоптанная: нас, исекайщиков в пятом поколении, таким не удивишь. Но для начала десятых подобные попытки поиграть одновременно с тёмным фэнтези, стоящим во главе антигероем и культурой игр, выглядели свежо. За годы существования вселенной у Overlord появились и обожатели, и хейтеры, и целые культы отмены, которые до сих пор не могут простить аниме адаптацию за отсутствие покадровой точности. И всё же, как бы вы ни относились к «Повелителю» и что бы ни слышали, в своё время он наделал шуму и до сих пор считается «классикой для юных исекайщиков». Уже читали? Здорово, пройдитесь по тексту и вспомните лучшее в новелле. Ещё нет? Тогда вот восемь причин исправить эту небольшую оплошность в вашем поп-культурном пути.
![](https://media.2x2tv.ru/content/images/2025/02/OverlordSacredKingdom_TheatricalPosters_US_2000x3000-2.jpg.jpeg)
![](https://media.2x2tv.ru/content/images/2025/02/OVERLORD-The-Sacred-Kingdom_Key-Art_HiRes.jpg.jpeg)
Глубокая вселенная
Мир Overlord, разумеется, нельзя сравнить со Средиземьем Толкиена, мастера фэнтези, но на фоне менее масштабных произведений вселенная ощущается понятной и живой. В ней есть детальная магическая система, сложные политические отношения, разные расы и государства, каждое со своей историей. Например, королевства Ре-Эстиз и Бахарут ведут борьбу за власть, Священная Теократия Сларн стремится уничтожить нелюдей, а Империя Арбайн скрывает свои истинные цели за дипломатией. Кроме человеческих государств, в мире есть ещё множество фракций: эльфы, драконы, демоны, разумная нежить и даже насекомые, у каждого из которых своя культура, иерархия и мотивы. Что интересно, Куганэ старается «подружить» между собой тёмное фэнтези и условный фэнтезийный сеттинг компьютерных игр. Интересно наблюдать, как в новом «Иггдрасиле» существуют многочисленные классы персонажей, уникальные артефакты, квесты, подземелья и даже механики рандома, которые берут узнаваемые детали, как из Толкиена и его подражателей, так и из переложенных механик той же Dungeons & Dragons.
![](https://media.2x2tv.ru/content/images/2025/02/Overlord-11_00.02_2020.09.11_12.32.30.jpg)
![](https://media.2x2tv.ru/content/images/2025/02/Nazarick_Master_Guarders.jpeg)
![](https://media.2x2tv.ru/content/images/2025/02/como-se-llama-el-mundo-de-overlord.webp)
Интересная система магии
Откровенно говоря, магическую систему Overlord можно либо обожать, либо ненавидеть. И обе точки зрения вполне дополняют друг друга, к удивлению (у автора дикие флешбеки от длиннющих споров в рунете 2015-2016 года). Технически она основана на узнаваемых механиках MMORPG, но с огромной поправкой на работу в «реальном мире». У магии, как в играх, есть чёткая структура: заклинания делятся по уровням (от 1-го до 10-го) и типам (боевые, призывные, защитные, ментальные и т. д.). Но в отличие от любого рядового геймера, условные жители «Иггдрасиля» не могут легко перепрыгивать через уровни магии при часе прокачки — им действительно приходится стараться, чтобы чему-то научиться. Конечно, это не касается вкаченного Айнза (простите ему, у него тег #гг_имба). Будучи персонажем высокого уровня, он владеет «суперзаклинаниями» и уникальными способностями, которые выходят за рамки стандартной магической системы. Например, Момонга, сильно не напрягаясь, может оживить парочку своих NPC (а сколько раз он может проворачивать такой трюк — мы не знаем до сих пор).
А мир Overlord не ограничивается только магами: существуют боевые и гибридные классы, артефакты и даже законы магического сопротивления, которые делают сражения тактическими, а не простым обменом фаерболами. Грустно ли это? Абсолютно нет. Наоборот, извращённая, но всё ещё узнаваемая механика из игр иногда греет сердце, а иногда — заставляет плакать от кривости работы в «реальных» условиях.
![](https://media.2x2tv.ru/content/images/2025/02/overlord-tsaindorcus-armoredfighter.webp)
![](https://media.2x2tv.ru/content/images/2025/02/overlord-tsaindorcusandpandorasactorfight.webp)
Уникальный главный герой
В отличие от типичных попаданцев в фэнтези-мирах, Айнз Ул Гоун — не герой, а нежить, причём вершина иерархии — Верховный лич. Он не просто получил силу по воле случая, а изначально был раскаченным игроком в «Иггдрасиле». Одна его многоуровневая подземная цитадель Назарик чего стоит! Его физическое тело больше не человеческое: он не чувствует усталости, боли, страха и даже большинства эмоций, поскольку его неживое состояние подавляет их. Логично, что по сюжету Айнз всё больше и больше погружается в свою «тёмную сущность», потому что вынужден осознавать — он теряет человечность. Однако остатки сознания в нём всё же есть: он испытывает ностальгию по старым временам, пытается понять новый мир и заботится о своих подчинённых, пусть и в специфической манере.
Маруяма мечтал показать конфликт между человеческой стороной и внутренней нежитью: с одной стороны герой хочет править мудро и справедливо, а с другой — вынужден действовать жестоко, чтобы не подорвать свой авторитет. Получилось или нет — каждый может ответить сам, но заявочка на настолько масштабный философский контекст играет на нервах до сих пор.
![](https://media.2x2tv.ru/content/images/2025/02/filters-quality-95-format-webp-.webp)
![](https://media.2x2tv.ru/content/images/2025/02/80a9105d8135b9dd22075cd3aefe8db20cf4838d-1.jpg)
Перспектива антагониста
Если продолжить прошлый пункт, нужно сразу оговориться: обычно в фэнтези-сеттингах мы следим за героем, который спасает мир от зла. «Повелитель» полностью переворачивает эту концепцию: здесь главный герой — то самое «зло». Причём не по своей воле, а скорее по обстоятельствам. Для жителей нового мира Айнз — ужасающий тиран, который может стереть с лица земли целые государства (напомню, он игрок сотого уровня). И хотя сам он не стремится к абсолютному разрушению, его подчинённые — безоговорочно преданные стражи Назарика — фанатично служат ему и не видят проблем в массовых убийствах и жестоких завоеваниях. Часто их поступки выходят за рамки того, что Айнз сам планировал, но он не может показать слабость, иначе подорвёт свою репутацию как абсолютного правителя. В ранобэ на поверку нет банального деления на добрых и злых. Местные королевства видят Айнза как угрозу, но с их стороны тоже хватает интриг, предательств и несправедливости. Читатель же наблюдает за развитием событий глазами персонажа, которого в любом другом фэнтези-сюжете можно было бы назвать «финальным боссом». С какими же «боссами» вынужден бороться Момонга, предлагаем узнать самостоятельно.
![](https://media.2x2tv.ru/content/images/2025/02/b34d4-16931748561723-1920.jpg-1.webp)
![](https://media.2x2tv.ru/content/images/2025/02/pjimage-181-1.webp)
Эволюция Айнза
Айнз — не статичный персонаж, а личность, которая меняется по мере развития сюжета. В начале он всего лишь человек в теле могущественного лича, который пытается осознать своё положение и периодически истерит. Всё осложняется тем, что в игре Момонга — имба, а человек, сидящий за экраном — ни разу не тактик, мечник, великий мудрец или кто-либо ещё. Поэтому решения Айнза в самом начале максимально неуверенные и скорее интуитивные: он старается действовать осторожно, чтобы не навредить ни себе, ни подчинённым. Однако со временем он всё больше принимает роль Владыки Назарика. В первых томах Айнз ещё испытывает сомнения и ностальгию по прошлому, вспоминает своих друзей по игре и размышляет, как бы они поступили на его месте.
Постепенно он осознаёт, что окружающий мир совершенно реален, а его подчинённые воспринимают его как абсолютного владыку. Ему приходится соответствовать их ожиданиям, так что по мере расширения влияния Назарика он начинает действовать более хладнокровно. Переход от обычного игрока к абсолютному правителю — одна из самых интересных линий в Overlord, которая описана не без доли «необходимого пафоса». До истории Сон Джин-ву из Solo Leveling на тот момент было ещё далеко, так что Айнза можно считать самым «приемлемо пафосным» героем начала десятых.
![](https://media.2x2tv.ru/content/images/2025/02/Ainz-is-Satisfied-----Overlord-IV-Episode-13.webp)
![](https://media.2x2tv.ru/content/images/2025/02/pjimage--4--18.webp)
Второстепенные персонажи
Одна из главных фишек Overlord — слуги крепости Назарик, которые изначально были простыми NPC, но после отключения серверов стали полноценными личностями с собственными характерами, мотивами и внутренними конфликтами. Да, благодаря «настройкам игры» они безоговорочно преданы своему господину, но при этом сильно отличаются друг от друга как по стилю мышления, так и по взаимодействию с миром. Например, Альбедо, начальница стражей Назарика, идеализирует Айнза, фанатично любит его и ненавидит всех, кто ставит под сомнение идеи повелителя. Но за внешней холодностью и верностью скрывается её жёсткий, порой безжалостный характер. Демиург, блестящий стратег и один из самых опасных персонажей Назарика, не просто служит Айнзу, но часто интерпретирует его слова в ключе сложных заговоров, которых Айнз даже не планировал. Его холодный расчёт и способность предвидеть последствия своих действий делают его идеальным архитектором коварных планов. Коцит — воин-честь, созданный с кодексом самурая. В отличие от других стражей, он уважает врагов, достойных битвы, и порой проявляет милосердие, если считает противника достойным. Несмотря на свою преданность Назарику, он иногда не соглашается с его методами, потому что у него есть свои мозги и принципы, которые периодически важнее завоевания или магического артефакта. Шалтир — высокоуровневая вампирша, обладающая садистским характером. Она одна из самых жестоких стражей и наслаждается убийствами, но при этом испытывает острые приступы ревности к Альбедо, поскольку также считает себя достойной быть рядом с Айнзом. Если коротко, каждый персонаж не просто выполняет определённую функцию, а обладает своей историей, эмоциями и даже ошибками, которые помогают посмотреть на NPC иначе. Кстати, об этом!
![](https://media.2x2tv.ru/content/images/2025/02/CBR-Featured-Images-Albedo-Overlord.jpeg)
![](https://media.2x2tv.ru/content/images/2025/02/3e0cc706ceeae5566c53996c2bffc696.jpg)
![](https://media.2x2tv.ru/content/images/2025/02/3a32522f44d7d81268a508a864c2b2aa.jpeg)
![](https://media.2x2tv.ru/content/images/2025/02/f4023730c51fa7da2865d9abf1a022544b360db4v2_hq.jpg)
Говорящие NPC
В MMORPG «Иггдрасиль» NPC были просто программами с заготовленными сценариями. В ранобэ каждый NPC Назарика осознаёт, что был создан одним из бывших игроков, но теперь воспринимает это как факт своей жизни. Они хранят память о создателях — каждый страж уважает и боготворит того, кто его «запрограммировал». Например, Альбедо тоскует по Табуле Смарагдине (игрок из гильдии Момонги), а Демиург высоко ценит Ульберта (главного противника «всего злого» и жуткого мизантропа). Некоторые NPC страдают от осознания своей природы — например, Гагаран, наёмница-нежить, признаётся, что осознаёт, что была кем-то запрограммирована, но теперь чувствует себя личностью. NPC Назарика готовы умереть за Айнза, но воспринимают его скорее как Бога, чем как лидера. Для них он не просто хозяин, а высшее существо, которому они обязаны своим существованием. Это создаёт сложные моральные дилеммы: Айнз, который изначально был простым человеком, теперь должен соответствовать их ожиданиям (опустим тот факт, что как минимум из-за этого адекватная любовная линия невозможна). Overlord играючи показывал, что творится в головах NPC, и впервые позволил геймерам подтвердить свои догадки.
![](https://media.2x2tv.ru/content/images/2025/02/overlord-5-motivos-para-voce-acompanhar-um-dos-animes-do-momento-1.png)
![](https://media.2x2tv.ru/content/images/2025/02/6297aa1dde.png)
Простая, но понятная философия
Все темы, о которых рассуждают герои, крутятся вокруг власти, трансформации личности и свободы воли (мы всё ещё не свалились в гаремник, напомню). Власть Айнза основана не на силе, а на восприятии: Демиург и другие слуги сами приписывают ему хитроумные замыслы, которых он даже не планировал, и Момонга вынужден соответствовать этому образу. NPC Назарика были простыми программами, но обрели разум и эмоции. Они ощущают себя живыми, но насколько их любовь и верность настоящие, если они были «прописаны»? В этом кроется вопрос свободы воли: могут ли они мыслить независимо или остаются заложниками своей природы? И такими громкими темами сквозит каждая вторая сцена «обдумывания чего-то». Айнз раз за разом падает в эту огромную яму этичности, без возможности оттолкнуться ногами от дна. На семнадцатом томе ранобэ он успел определиться, что «Иггдрасиль» показывает мир без чёткого деления на добро и зло. Для людей Назарик — угроза, для его обитателей — их дом, который нужно защищать. Айнз не ищет крови, но уничтожает врагов ради стабильности. Здесь нет героев и злодеев, только интересы разных сторон, что делает историю глубже, чем обычный «попаданец с имбой» (хотя и не без этого, конечно). Можно сколько угодно ругать «Повелителя» за не слишком уж великие выводы, но тайтлу они и не нужны: Overlord хорош тем, что очень органично и интуитивно показывает, что было бы с обычным геймеров в отстроенном его руками мире. Благо, Айнз не плачет, не впадает в истерику и всё-таки пробует рассуждать рационально (за что спасибо и его личности лича в том числе).
И девятый, уже упомянутый выше повод, — премьера полнометражного фильма 6 февраля. Сейчас в кинотеатрах не так много японской анимации, тем более по культовым франшизам, но «Повелитель: Священное королевство» довольно неплохой тайтл на вечер. Разумеется, если вкатиться в контекст и прочитать первые одиннадцать томов ранобэ. В противном случае два часа хронометража оставят только один вопрос: «кто такой Момонга?»
![](https://media.2x2tv.ru/content/images/2025/01/03--98--9--1.png)