25 марта выходит фильм «Поступь хаоса» — это экранизация одноимённой серии книг Патрика Несса с Томом Холландом и Дейзи Ридли в главных ролях. Выпускался фильм с трудом: некоторые сцены переснимали (а это проблематично, когда у тебя играют звёзды «Звёздных войн» и марвеловской вселенной), а из-за пандемии, как и в случае с рядом других кинолент, были постоянные переносы. Кстати, забавный факт: первый драфт сценария экранизации писал Чарли Кауфман. Но вот, «Поступь хаоса» добралась до кинотеатров и первые отзывы критиков оставляют желать лучшего (привет, 23% на Rotten Tomatoes). Наша редакторка Лена Николаева, которая несколько лет фанатела от книжек Несса, уже посмотрела фильм и готова поделиться впечатлениями.
Начать стоит с признания: весь свой десятый класс (а это примерно семь лет назад) я запойно читала серию Патрика Несса. До этого я уже была дикой фанаткой young adult-литературы — она отлично продолжала атмосферу «Гарри Поттера» и «Перси Джексона», но добавляла более «взрослых» тем. «Поступь хаоса» не была исключением. Тогда я ждала выхода экранизации довольно сильно, но с каждым годом переносов и досъёмок мой интерес затухал. Несколько лет подряд я писала для нескольких сайтов подборки с книгами, экранизации которых мы ждём в следующем году. Кажется, «Поступь хаоса» попадала в них три года подряд — настолько долго его делали.
В центре сюжета фильма Тодд Хьюитт (Том Холланд), который живёт вместе с приёмными родителями в городке Прентисстаун на колонизированной землянами планете. Отличительная особенность этого места в том, что здесь обитают только мужчины (Тодд — самый молодой из них) — все женщины были убиты и казнены местными монстрами спэками. Жители города могут слышать абсолютно все мысли друг друга через «шум». Правда некоторые благодаря практике хорошо блокируют его, заставляя себя думать о чём-то отвлечённом.
В один из обычных дней Тодд случайно натыкается на рухнувший космический корабль и знакомится с его единственной выжившей — Виолой (Дейзи Ридли). И что удивительно — он не может слышать её мыслей. У подростка на глазах рушатся все идеи и факты, которые он раньше считал реальными и правдивыми.
Такой синопсис не сильно отличается от оригинального сюжета книги, хотя некоторые расхождения есть (они в основном касаются того, как Тодд впервые встречает Виолу и роли во всех их приключениях Дэйви — сына мэра Прентисстауна). Поэтому предлагаю не сильно останавливаться на том, как создателям фильма удалось запечатлеть все важные факты в сценарии, но при этом не забывать о ключевых составляющих мира «Поступи хаоса». И здесь мы приходим к «шуму».
«Шум» в оригинале — это что-то действительно пугающее. От него становится действительно тревожно — кажется, что границ и тайн в мире «Поступи хаоса» совсем не существует. Ты — открытая книга перед всеми людьми, с которыми ты встречаешься. Именно поэтому тишина, которая приходит с появлением Виолы кажется настолько важной. Фильм плохо справился с передачей этого. Иногда «шум» действительно воспринимается как нечто страшное (например, в моменты, когда Тодду нужно что-то скрыть ради своей безопасности), но чаще всего он скорее используется как комедийная отдушина. Это сильно упрощает сюжет, и от довольно тёмной атмосферы оригинала остаётся немногое. При этом визуально всё выглядит действительно круто — мысли и воспоминания показываются так, как я представляла себе, читая книгу. Из-за такого отношения к «шуму» тишина остаётся вообще незамеченной. Мы будто бы так и не можем прочувствовать настоящий шок Тодда от того, что он не слышит чьих-то мыслей.
Пожалуй, самый яркий отрицательный герой — это мэр Прентисстауна, которого здесь играет Мадс Миккельсен. Кажется, только в его случае «шуму» удалось стать действительно опасным оружием и заставить зрителя поёрзать в кресле кинозала. В его сценах ты наконец по-настоящему понимаешь ужас жизни в месте, где ты не можешь хранить секреты. Вероятно, это происходит и благодаря таланту Миккельсена (он отлично справляется с ролью злодея), и благодаря тому, что его «шум» часто используется для манипуляций.
Как в целом воспринимается фильм? Если коротко — так, будто он опоздал лет на семь-восемь. Если бы он вышел в период, когда экранизации подростковых романов действительно были на пике популярности, то он наверняка нашёл бы больше поддержки (а не сидел со своим рейтингом в 23%). Сейчас же он кажется даже немного неуместным. Он недостаточно хорошо рассказывает историю оригинала, и это можно было бы простить в 2014-м, аргументировав всё тем, что создатели пытались выпустить кино поскорее. Но не сейчас.
Однако признаюсь, странное удовольствие от «Поступи хаоса» я всё же получила. Конечно, фильм порой вызывает кринж и недоумение. Но одновременно с этим он будто бы возвращает в те времена, когда я с упоением ждала новой части «Голодных игр», плевалась на очередную часть «Дивергента» и читала очередную второсортную young adult-фантастику. И это приятно. Кажется, что только ради этого и можно сходить на фильм в кино. Фанатам «Поступи хаоса» здесь важное предупреждение — экранизация отнеслась к атмосфере оригинала не очень уважительно. А там, кто услышал обо всём этом впервые, — лучше закажите себе книги, они вышли на русском в потрясной обложке и довольно хорошем переводе.