Warner Bros. хотели сделать из первого «Отряда самоубийц» что-то вроде «Стражей галактики», поэтому, как только их режиссёра Джеймса Ганна начали канселить из-за твитов десятилетней давности, компания тут же взяла его под своё крыло. Вдобавок, набив шишек на предыдущем «Отряде», студия решила дать Ганну полную свободу. Он ей успешно воспользовался, выкатил годный киноаттракцион и превратил фильм в бабушкин лоскутный плед, но эту метафору оставим на потом.
Впереди будут лёгкие спойлеры.
Сразу разберём начало «Отряда самоубийц: Миссия навылет», потому что оно на деле идеально обрисовывает, что задумал Ганн. Если вы вдруг не смотрели: фильм представляет отряд из тучи не очень известных злодеев, которые быстро гибнут на первой же миссии ещё до начальных титров. Перед нами — многоуровневая концепция, такой швейцарский нож Ганна, который одновременно решает несколько проблем.
Это крайне эффективный способ установить законы фильма без долгой экспозиции: зачем нам второй раз выслушивать, как Уоллер объясняет правила игры, если можно быстренько показать партейку. Мы сразу понимаем, что жизнь персонажей не имеет никакого веса в фильме. Одновременно это и выпад в сторону предшественника, своеобразный заменитель, потому что для связи между фильмами нужно лишь обрисовать задумку, и Ганну удалось это сделать за десять минут. Вдобавок это дикий аттракцион: и фестиваль камео актёров/персонажей из комиксов, и праздник жестокости и кровавости, и огромное поле для шутеек, а ещё это тир для самого режиссёра.
И тут сразу становится понятно, что вся команда фильма просто веселилась на всех этапах съемок. Актёры, сценаристы, декораторы, костюмеры, CGI-программисты, операторы, даже гримёры, которым пришлось создавать горошечную сыпь — всем было, куда вылить свою творческую сторону. Главным весельчаком оказался Ганн: есть подтверждённая информация, что студия дала ему полную свободу и разрешила реализовывать все задумки, которые только придут ему в голову. И видимо от такого карт-бланша Ганн почувствовал себя… руководителем программы «Отряд самоубийц» Амандой Уоллер.
У неё — карт-бланш в выборе пушечного мяса для своих миссий. Сама задумка этих операций в том, чтобы набрать как можно больше экстраординарных личностей и пустить в замес — что-то да сработает. И Ганн решил сделать то же самое со своими идеями: напридумывал себе тома гэгов, концепций, монтажей, фишек и т.д., а потом собрал из них фильм в надежде, что что-то, да сработает. И получилось, что «Отряд самоубийц» — это отряд идей-самоубийц Ганна. Единственное, чего не хватает в этой метафоре — бомбы в основании черепа, но это не мешает режиссёру убивать свои идеи, как только они становятся скучными дезертирами, потому что Ганн, в отличие от Уоллер, — бог этого мира и может делать всё, что захочет.
Даже по жанрам тут собирается свой отряд: мы видим и романтику с Харли в главной роли, и психологическую драму про каждого из выживших персонажей, и классический супергеройский боевик, и что-то вроде «Мальчишника в Вегасе», когда герои идут тусить, и кайдзю-муви под конец фильма, и политический триллер, и кино про семью, потому что в конце члены Отряда неплохо так побратались на разных почвах, и даже какие-то вообще отдельные скетчи. Все эти жанры ненадолго появляются в кадре, чтобы сделать своё дело и исчезнуть навсегда.
Отряд Уоллер слеплен из разных злодеев, которые вроде как не должны успешно работать вместе, потому что они из разных миров. То же самое с «Отрядом» Ганна: он слеплен из разных сцен и жанров, некоторые вообще будто из других фильмов, и вроде как это не должно работать… Но работает! И тут в игру вступает та метафора с бабушкиным лоскутным пледом: его сшили из разных кусков ткани, может быть, там даже есть ошмётки вашей любимой майки. Да, выглядит такое покрывало странно, сумбурно, но зато как в нём тепло и как бабушка рада, что сделала приятное внуку.
То же получилось и с «Отрядом самоубийц»: по отдельности сцены можно долго разглядывать и восхищаться (одна резня в лесу чего стоит). А если отойти подальше и взглянуть на картину целиком, можно и жаловаться, что это структурная копия «Стражей Галактики», и возмущаться, что Ганн потерял баланс между драмой и трешем, и просто искать какие-то отдельные недочёты. Но не получится отрицать, что фильм-то всё-таки доставляет тонну веселья и крутых моментов. В пледике-то всё-таки тепло, каким корявым бы он ни был!
P.S. Не могли пройти мимо мысли, что Ганн снял экранизацию комикса про обезумевшего Патрика, пожирающего Бикини-Боттом, но это лишь наши влажные мечты...