Совсем недавно, восьмого апреля, вышла экранизация Mortal Kombat с новым персонажем Коулом Янгом, которого не было ранее во вселенной. Крутые поединки, щедрый на фаталити, вызвал у аудитории разные эмоции — кто-то сравнивал фильм с легендарной экранизацией 1995 года, кто-то расстроился из-за отсутствия турнира, а кто-то — просто сходил на классный экшен.
Мы решили разобраться, почему Mortal Kombat Пола У. С. Андерсона, выпущенный в 1995 году, поднял планку настолько высоко, что сегодня очень сложно сделать удачный для фанатов фильм по культовой франшизе. Для этого отправимся назад в девяностые.
В начале 90-х, после распада СССР, в стране начинает действовать рыночная экономика и открываются культурные границы. Мы приобщаемся к мировым трендам и узнаём дивный мир приставок. Тогда в России ещё ни у кого нет компьютеров и телефонов, музыку слушают на кассетах, но уже начинают появляться Dendy и Nintendo.
В 1994 году в журнале про игры «Видео-асс» выходит статья про появление «Сеги»: «Кажется, нас можно поздравить». Приставка влюбляет в себя с первого взгляда: тут более продвинутая, чем на «Денди», графика, картриджи уже не ярко-жёлтые, а чёрно-белые и на джойстике больше кнопок. Игровые клубы тогда неплохо срубили кассу: толпы шли, чтобы поиграть в того же «Соника» или хотя бы прокомментировать чужую игру.
В это же время выходит Mortal Kombat, который становится самым успешным файтингом того времени. Изначально Midway Games задумывали игру, где будет Жан-Клод Ван Дамм: тогда актёр был звездой экшен-кино, поэтому фильмы с ним пользовались особой популярностью. Но в итоге вместо игры с актёром получилась культовая вселенная. Во-первых, Mortal Kombat не скуп на насилие: таких файтингов до него не было. Никто и не думал добивать противника после того, как тот падает в обморок.
Во-вторых, как и сегодня, Mortal Kombat открыт как для новичков, так и для диких фанатов: можно жать на все клавиши подряд (тот самый button-mashing) и случайно сделать фаталити. А можно, как в девяностые, изучить все читы, выписать комбинации в отдельную тетрадь и побеждать противника не просто рандомом.
В-третьих, Mortal Kombat — это отдельная вселенная со своими локациями и героями. У каждого из них своя история и уникальные секретные схемы для сражений. Плюс возможность как следует прокачаться в одиночку, а потом устроить с друзьями местный турнир, образовала вокруг игры своё комьюнити.
И так же, как поражал Mortal Kombat всех нас, так он сразил однажды и продюсера Ларри Казанофф. В 1993 году, когда компания Midway Games тестировала вторую часть, Казанофф, поиграв в неё всего полчаса, был потрясён и назвал MK феноменом. Продюсер попросил права на экранизацию у руководителя компании Нейла Д. Никастро, но тот согласился не сразу: «Ты поехавший? Это просто аркадная игра!»
Реакция была вполне оправдана: в то время многие пытались экранизировать игры, но выходило не очень (вспомнить тот же неудачный Mario Bros.). Однако Казанофф смог уговорить компанию дать ему права. Тогда и началась работа над фильмом.
Вместе с тогда ещё не особо известным Полом Андерсоном у Казанофф получилось снять фильм, лидировавший в прокате первые три недели и ставший культовым. Привлекала внимание и реалистичность: во время съёмок актёры часто получали травмы: актёр Робин Шу, сыгравший Лю Кана, сломал два ребра, когда Рептилия бросил его в столб на десятом дубле. Он никому об этом не сказал, но попросил противника не бить его по правой стороне.
Фильм покорил всех: культовая игра превратилась в кино, где была продуманная вселенная, реальные бои и логичный сценарий. Для жадного на экшен российского зрителя, только-только открывающего для себя мировую культуру, экранизация дополнила мир файтинга и по дефолту стала любимой.
Mortal Kombat подкупил и наличием собственной вселенной: тогда ещё не было «Гарри Поттера», «Властелина колец» и уж тем более «Игры престолов». Мы только открывали фантастические миры, где главных героев может быть сразу много и у каждого за спиной своя история.
Сегодня же экранизация Mortal Kombat — это очередной фильм про большой мир. Мы насытились экшеном, нас не удивить классной графикой (хотя её отсутствие мы обязательно заметим), а несколько десятков героев MK смотрятся тускло по сравнению с мирами того же Джорджа Мартина.
И фильм 2021 года наивно пытается привлечь зрителя одним введённым персонажем, который не закрывает прорехи сюжета и уж точно не поражает своими скиллами. Такое кино может лишь зазывать нового зрителя, который ещё не знаком со всей вселенной. Более того, в кинотеатре нельзя сказать: «Поставь на паузу, хочу посмотреть приёмы нового героя». А это, кстати, было бы неплохой идеей: когда какой-то персонаж применяет один из своих суперударов, внизу экрана можно было бы отображать комбинацию клавиш. Тогда фильм бы стал неким порогом вхождения для тех, кто с файтингом пока не знаком. Хоть какая-то польза.
А истинных фанатов, замечающих все шероховатости, фильм точно не способен поразить. Графика в кино не впечатляет так, как в последних частях файтинга: будто вы играете в 10 или 11 Mortal Kombat, но джойстик завис и у героев началась какая-то тусовка вне ваших действий. С друзьями в кино не посоревнуешься. Мастерство не продемонстрируешь. Сильно не хватает всего того, за что игроки любят эту франшизу. А можно было бы добавить элемент азарта: например, в начале фильма показать предстоящие драки, чтобы зрители могли между собой сделать ставки попкорном. Короче говоря, не хватает игрового элемента.
Сложно сказать, какой должна быть экранизация Mortal Kombat в 2021 году. У нас уже нет такой потребности в экшене, а широкий выбор файтингов позволяет рубиться во что угодно и не посвящать себя изучению кодов Саб-Зиро. Возникает вопрос: какова цель новых экранизаций в 2021 году тех игр, которые уже некогда превращали в фильмы? Что неизвестного пытаются показать нам режиссёры, чего нет в игровой вселенной, которая не то что не схлопнулась — сильно разрослась?
Возможно, если бы игра закрылась в каком-нибудь начале 2000-х, сейчас было бы здорово вернуться в девяностые и поностальгировать, но франшиза живёт и процветает. Компьютерная графика не сильно отличает кино от игры: так зачем два часа смотреть чью-то сюжетную версию, если можно джойстиком создавать свою?