Почему почти невозможно повторить успех экранизации Mortal Kombat 1995 года

Почему почти невозможно повторить успех экранизации Mortal Kombat 1995 года

Наталья Лобачёва
Вконтакте

Совсем недавно, восьмого апреля, вышла экранизация Mortal Kombat с новым персонажем Коулом Янгом, которого не было ранее во вселенной. Крутые поединки, щедрый на фаталити, вызвал у аудитории разные эмоции — кто-то сравнивал фильм с легендарной экранизацией 1995 года, кто-то расстроился из-за отсутствия турнира, а кто-то — просто сходил на классный экшен.

Мы решили разобраться, почему Mortal Kombat Пола У. С. Андерсона, выпущенный в 1995 году, поднял планку настолько высоко, что сегодня очень сложно сделать удачный для фанатов фильм по культовой франшизе. Для этого отправимся назад в девяностые.

В начале 90-х, после распада СССР, в стране начинает действовать рыночная экономика и открываются культурные границы. Мы приобщаемся к мировым трендам и узнаём дивный мир приставок. Тогда в России ещё ни у кого нет компьютеров и телефонов, музыку слушают на кассетах, но уже начинают появляться Dendy и Nintendo.

В 1994 году в журнале про игры «Видео-асс» выходит статья про появление «Сеги»: «Кажется, нас можно поздравить». Приставка влюбляет в себя с первого взгляда: тут более продвинутая, чем на «Денди», графика, картриджи уже не ярко-жёлтые, а чёрно-белые и на джойстике больше кнопок. Игровые клубы тогда неплохо срубили кассу: толпы шли, чтобы поиграть в того же «Соника» или хотя бы прокомментировать чужую игру.

В это же время выходит Mortal Kombat, который становится самым успешным файтингом того времени. Изначально Midway Games задумывали игру, где будет Жан-Клод Ван Дамм: тогда актёр был звездой экшен-кино, поэтому фильмы с ним пользовались особой популярностью. Но в итоге вместо игры с актёром получилась культовая вселенная. Во-первых, Mortal Kombat не скуп на насилие: таких файтингов до него не было. Никто и не думал добивать противника после того, как тот падает в обморок.

Во-вторых, как и сегодня, Mortal Kombat открыт как для новичков, так и для диких фанатов: можно жать на все клавиши подряд (тот самый button-mashing) и случайно сделать фаталити. А можно, как в девяностые, изучить все читы, выписать комбинации в отдельную тетрадь и побеждать противника не просто рандомом.

В-третьих, Mortal Kombat — это отдельная вселенная со своими локациями и героями. У каждого из них своя история и уникальные секретные схемы для сражений. Плюс возможность как следует прокачаться в одиночку, а потом устроить с друзьями местный турнир, образовала вокруг игры своё комьюнити.

Mortal Kombat / New Line Cinema / 1995 год

И так же, как поражал Mortal Kombat всех нас, так он сразил однажды и продюсера Ларри Казанофф. В 1993 году, когда компания Midway Games тестировала вторую часть, Казанофф, поиграв в неё всего полчаса, был потрясён и назвал MK феноменом. Продюсер попросил права на экранизацию у руководителя компании Нейла Д. Никастро, но тот согласился не сразу: «Ты поехавший? Это просто аркадная игра!»

Реакция была вполне оправдана: в то время многие пытались экранизировать игры, но выходило не очень (вспомнить тот же неудачный Mario Bros.). Однако Казанофф смог уговорить компанию дать ему права. Тогда и началась работа над фильмом.

Почему почти невозможно повторить успех экранизации Mortal Kombat 1995 года
Разбираемся, чем так хороша культовая экранизация 1995 года и почему её успех адски сложно повторить.

Вместе с тогда ещё не особо известным Полом Андерсоном у Казанофф получилось снять фильм, лидировавший в прокате первые три недели и ставший культовым. Привлекала внимание и реалистичность: во время съёмок актёры часто получали травмы: актёр Робин Шу, сыгравший Лю Кана, сломал два ребра, когда Рептилия бросил его в столб на десятом дубле. Он никому об этом не сказал, но попросил противника не бить его по правой стороне.

Фильм покорил всех: культовая игра превратилась в кино, где была продуманная вселенная, реальные бои и логичный сценарий. Для жадного на экшен российского зрителя, только-только открывающего для себя мировую культуру, экранизация дополнила мир файтинга и по дефолту стала любимой.

Постер Mortal Kombat / Warner Bros. / 2021 год

Mortal Kombat подкупил и наличием собственной вселенной: тогда ещё не было «Гарри Поттера», «Властелина колец» и уж тем более «Игры престолов». Мы только открывали фантастические миры, где главных героев может быть сразу много и у каждого за спиной своя история.

Сегодня же экранизация Mortal Kombat — это очередной фильм про большой мир. Мы насытились экшеном, нас не удивить классной графикой (хотя её отсутствие мы обязательно заметим), а несколько десятков героев MK смотрятся тускло по сравнению с мирами того же Джорджа Мартина.

И фильм 2021 года наивно пытается привлечь зрителя одним введённым персонажем, который не закрывает прорехи сюжета и уж точно не поражает своими скиллами. Такое кино может лишь зазывать нового зрителя, который ещё не знаком со всей вселенной. Более того, в кинотеатре нельзя сказать: «Поставь на паузу, хочу посмотреть приёмы нового героя». А это, кстати, было бы неплохой идеей: когда какой-то персонаж применяет один из своих суперударов, внизу экрана можно было бы отображать комбинацию клавиш. Тогда фильм бы стал неким порогом вхождения для тех, кто с файтингом пока не знаком. Хоть какая-то польза.

Mortal Kombat 9

А истинных фанатов, замечающих все шероховатости, фильм точно не способен поразить. Графика в кино не впечатляет так, как в последних частях файтинга: будто вы играете в 10 или 11 Mortal Kombat, но джойстик завис и у героев началась какая-то тусовка вне ваших действий. С друзьями в кино не посоревнуешься. Мастерство не продемонстрируешь. Сильно не хватает всего того, за что игроки любят эту франшизу. А можно было бы добавить элемент азарта: например, в начале фильма показать предстоящие драки, чтобы зрители могли между собой сделать ставки попкорном. Короче говоря, не хватает игрового элемента.

Сложно сказать, какой должна быть экранизация Mortal Kombat в 2021 году. У нас уже нет такой потребности в экшене, а широкий выбор файтингов позволяет рубиться во что угодно и не посвящать себя изучению кодов Саб-Зиро. Возникает вопрос: какова цель новых экранизаций в 2021 году тех игр, которые уже некогда превращали в фильмы? Что неизвестного пытаются показать нам режиссёры, чего нет в игровой вселенной, которая не то что не схлопнулась — сильно разрослась?

Возможно, если бы игра закрылась в каком-нибудь начале 2000-х, сейчас было бы здорово вернуться в девяностые и поностальгировать, но франшиза живёт и процветает. Компьютерная графика не сильно отличает кино от игры: так зачем два часа смотреть чью-то сюжетную версию, если можно джойстиком создавать свою?

В свободное от работы время я смотрю мультсериалы и опять думаю про работу, да что ж такое

Читайте ещё
Понятно