С 6 по 16 июня в Москве пройдёт ежегодный фестиваль документального кино Beat Film Festival, отличающийся яркими историями об искусстве и его авторах. Среди новинок программы — лента «Мишель Гондри: DIY», рассказывающая о творческом пути экспериментатора, клипмейкера и режиссёра. Рассказываем, как фильм Франсуа Немета совмещает документалистику и клиповость, и зачем его смотреть.
Многие знают Мишеля Гондри по фильму «Вечное сияние чистого разума», который забрал «Оскар» за лучший оригинальный сценарий в 2005 году. Однако перекочевавший в Голливуд француз не сразу стал режиссёром игрового кино. Как это часто бывает, Гондри начал карьеру с производства клипов. Будущий постановщик рос в музыкальной семье. Выбрав в качестве инструмента барабаны, Мишель стал задавать ритм в группе Oui Oui, где и начался его творческий путь.
Именно этот жизненный отрезок Немета делает точкой отсчёта. Автор — давний друг и по совместительству ассистент Гондри. Именно он расшифровывал идеи креативного гения работникам на съёмочной площадке, ведь не все понимали творца. Франсуа становится рассказчиком, закадровый голос которого сопровождает нас весь фильм. Режиссёр пользуется интересным приёмом: не отказывается от собственного «я», делая себя непосредственным героем истории. Фильм начинается с его профайла, который заканчивается знакомством с драммером Oui Oui, очаровавшем его стоп-моушн клипами.
За счёт личного включения история приобретает динамику. «Мишель Гондри: DIY» пестрит эмоциями, переживаниями и впечатлениями обоих участников процесса — и героя, и рассказчика. Как и свойственно документалистике, Гондри появляется лишь в синхронах и архивных кадрах. Хотя, учитывая близкие взаимоотношения коллег, иногда хочется видеть их вместе в рамках непринуждённой беседы, а не постановочного интервью. Но подобное встречается лишь пару раз.
По сюжету и динамике лента делится на две части — эпоху клипов и большого кино. Первая отличается обилием сменяющихся персонажей и фрагментов работ. Всё очень ярко, зрелищно и, не побоимся тавтологии, клипово. В качестве интервьюируемых появляются и кинопродюсер Жорж Берманн, и композитор Этьен Шарри, и даже Бек. В архивной части можно послушать удивительную Бьорк, которая с энтузиазмом участвовала в творческих экспериментах мастера. Мишель снял клипы многим известным музыкантам, среди которых Daft Punk, Massive Attack и Metronomy.
Темп картины снижается ближе к 40 минутам, когда постановщик решает выйти на новый уровень — снять первый фильм. Гондри никак не может реализовать задуманное: ни один сценарий не цепляет. В этот момент Немета вводит в сюжет новое лицо — режиссёра Спайка Джонса, который после выпуска коротышей о скейт-культуре дебютирует в кино лентой «Быть Джоном Малковичем». Вместо соперника Мишель обретает друга и знакомство с Чарли Кауфманом, сценаристом первого фильма Джонса и нескольких лент самого Гондри.
Большое внимание Франсуа Немета уделяет технической части работ француза. Творения Гондри можно узнать по авторскому почерку. Мастер активно взаимодействует со стоп-моушн анимацией и спецэффектами, сочетая несочетаемое — например, смешивая нарисованные фломастером эскизы с реальными актёрами. Не все осмеливались на сотрудничество с ним, но кто делал это — оставался в восторге.
Немета не акцентирует внимание на личной жизни героя, за что хочется выразить отдельную благодарность. Никаких романов и внебрачных детей не будет. Автор очень аккуратно добавляет в сюжет линию семьи, не перебарщивая подробностями. Так, зритель узнает, что в работе Мишелю помогают братья. Отдельное время отводится маме и её трагедии, а также деду-изобретателю, вдохновившему француза на творческие эксперименты.
Интересно, что «Мишель Гондри: DIY» не утомляет фактами, несмотря на обилие реплик. Здесь очень много текста. Лента приоткрывает завесу творческого амплуа и показывает постановщика с человеческой стороны, выделяя его профессиональную деятельность. Такой вот парадокс! Возможно, для истинных фанатов информация будет не нова, ведь в картине много архивных интервью. Однако те, кто знает Гондри лишь по «Вечному сиянию чистого разума», посмотрят на режиссёра по-новому.