12 января состоялась премьера мюзикла «Дрянные девчонки» (Mean Girls). Сначала комедия прогремела в нулевые, затем стала мюзиклом на Бродвее, а после вернулась в кинотеатры, совместив в себе оба формата. Подростковая история о школьнице Кэйди (Линдси Лохан), которая попадает в «девчачье царство», живущее по правилам животного мира, стала культовой. К выходу мюзикла разбираемся, за что мы так любим оригинальный фильм!
Слом архетипов
Кино 1990-х и 2000-х, посвящённое школьным будням, почти всегда включает в себя знакомых каждому персонажей: главная красавица школы, звезда-футболист, ботаник, аутсайдер и далее по списку. Эти клише кочуют из фильма в фильм и обязательно включают в себя предсказуемые сюжетные ветки. Девочка-аутсайдерша оказывается главной красоткой, способной затмить королеву бала, а задира внезапно учится сопереживать окружающим и публично извиняется перед своими жертвами.
«Дрянные девчонки» — не исключение, но сюжету это идёт только на пользу. Простой девчонке Кэйди, только переехавшей в новый город, сразу же приходится столкнуться с местными королевами школы «Баунти». Ими заправляет Реджина Джордж (Рэйчел Макадамс), отхватившая себе не только самое крутое место в столовой, но и главного красавчика. Об этом девушке сообщают школьные аутсайдеры — Дженис и Дэмиан. И это только начало знакомства с дикой школьной иерархией.
Фильм изначально следует не по типичному для таких сюжетов пути. Главная героиня-«простушка», хоть и ради корыстных целей, достаточно быстро вливается в компанию королев школы и вместо откровенной войны адаптируется под иерархию, невольно сравнивая её с животным миром. Чем отличается Реджина и её свита от пчелиной королевы и улья? По сути, ничем. В начале это помогает Кэйди разобраться в здешних законах, но после попадания в самое «сердце улья», ей приходится играть по правилам девичьего мира.
Героини «Дрянных девчонок» не следуют законам жанра — в конце персонажи не меняются ролями, а адаптируются под общество, разрушая иерархию. Так, Кэйди выходит из образа глупой модницы, Реджина находит новую страсть в спорте, Карен (Аманда Сейфрид) обнаруживает применение своим «эзотерическим» талантам на телевидении, а Гретхен (Лейси Шабер) прибивается к новой компании и меняет имидж.
Этот крах хорошо иллюстрирует одна из последних сцен фильма, где Кэйди ломает негласный символ иерархии в виде короны королевы бала и раздаёт каждой девушке в зале по частичке «славы и власти». Да и корона была всего лишь куском пластика: так фильм говорит, что главное стать самодостаточной личностью, не зависящей от навешанных на тебя ярлыков.
Уроки феминизма и любви к себе
Фильм пронизан множеством стереотипов о девушках, которые в конечном итоге будут разрушены. Всю историю зритель видит через призму Кэйди, долгое время жившей в Африке вдали от токсичной женской дружбы и стандартов красоты.
Трио красоток — самое клишированное представление о женской дружбе, где каждая готова разболтать твои секреты и бонусом подставить в самый неподходящий момент. Стоит только вспомнить сцену телефонного разговора, где героини умудряются поливать друг друга грязью, еле успевая переключаться между телефонными линиями. Кэйди невольно поддерживает этот разговор, но всё-таки приходит к осознанию, что чужие тайны лучше хранить при себе и не разбалтывать лишнего о подругах.
Когда главная героиня становится одной из «Баунти», она теряет саму себя. Кэйди хорошо разбирается в математике, но ради нового объекта воздыхания притворяется глупой только ради времени, которое она проведёт наедине с парнем мечты. Всё это поведение вытекает из известного стереотипа о том, что мужчины умнее, и им очень нравится играть в «спасателей» для «глупых» женщин. Не зря учительница придумывает для Кэйди наказание в виде поездки на математическую олимпиаду: так она «реабилитирует» то, что таилось глубоко внутри девушки, заслонённое блеском Реджины и её свиты.
Для Кэйди видеть, как красотки школы за закрытыми дверями находят в себе множество недостатков, в новинку. Чем больше главная героиня общается с «королевами улья», тем больше изъянов находит и в себе. Не без помощи дорогих подруг, которые привыкли осуждать всех вокруг за внешний вид. В конце фильма, когда девушка участвует в школьной олимпиаде, до неё доходит простая истина: осуждение человека за его внешность не поможет победить в соревновании. Главное сосредоточится на себе и своих знаниях.
Это лишь малая часть того, что фильм на самом деле прячет за образами стереотипных красоток. Зритель вместе с Кэйди проходит этот путь, открывая для себя простые истины.
Искромётный юмор
Если вы не знаете ни одной крылатой фразы из «Дрянных девчонок», то вы глубоко ошибаетесь. Например, «Get in loser, we're going shopping», ставшее вполне обычным приветствием в наше время.
Другая культовая фраза «On wednesdays we wear pink» получает новую жизнь благодаря третьему сезону «Американской истории ужасов» и создаёт своеобразный мем среди фанатов, которые противопоставили героинь сериала «Дрянным девчонкам»: по средам ведьмы носят только чёрное.
Фильм с самых первых сцен обрастает большим количеством шуток, которые касаются не только обычной подростковой жизни со всеми её неловкими ситуациями, но и довольно серьёзных тем, до сих пор тревожащих общественность. Так, Кэйди сразу рушит стереотип о том, что люди, приехавшие из Африки, обязательно должны быть темнокожими. Или вспомнить все моменты, когда Дженис осаждает своих обидчиков, не упускающих шанса подколоть её за внешний вид, тем самым показывая, что проблема буллинга существует.
Фильм подарил нам множество запоминающихся сцен, которые не раз обыгрывались в других произведениях. Так в «Симпсонах» целый эпизод посвящён тому, как Лиза сближается с крутыми девчонками из конного клуба, а потом мстит им за их обидные проделки. Всё, конечно же, по девчачьим законам.
Другой пример можно найти в сериале «Половое воспитание», который тоже обращается к вопросу о школьной иерархии и просто не может избежать цитирования «Дрянных девчонок». Самые крутые девчонки школы на кабриолете тоже имеются.
Но в особенности культовым стал танец под Jingle Bell Rock для зимнего шоу талантов.
Многие разобрали его на визуальные цитаты, в том числе и Ариана Гранде для своего клипа thank u, next. Или хэллоуинский эпизод, где главная героиня единственная заявляется на вечеринку в страшном костюме, не зная о том, что цель праздника уже давно не заключается в попытке напугать окружающих.
Юмор в этом кино умело смешивается с драмой, показывая, как нелепо со стороны выглядят стереотипы, навязываемые обществом. Именно такие простые приёмы помогают вытащить на поверхность проблемы вроде школьных издевательств, принятия себя и других вещей, волнующих подростков.
Энциклопедия нулевых
«Дрянные девчонки» становятся альманахом всего, что нужно знать о нулевых. Если хочется вспомнить эти славные деньки, то сразу можно включать фильм. «Баунти» становятся законодателями моды не только в своей школе, но и на просторах интернета, заставляя вспомнить, что в моде преобладали розовый цвет, стразы и закосы под популярных R&B-исполнителей. Фраза «По средам мы носим только розовое» становится самым настоящим кредо.
Ещё об этом времени напомнит саундтрек, состоящий преимущественно из поп-музыки, яркие вечеринки, большие тачки у школьников и бесконечная болтовня по домашнему телефону с подружками. Подростки ещё помнят, кто такой Дэнни Де Вито и смотрят реалити-шоу по MTV, думая о школьных танцах и светлом будущем.
«Дрянные девчонки» подарили нам множество персонажей, чьи образы стали культовыми для поп-культуры и на своём примере показали, как нужно бороться с типичными для подростков проблемами. Здесь драма переплетается с юмором, а история учит, что важно оставаться самим собой и не стоит подстраиваться под мнимые иерархии, больше напоминающие дикий животный мир.