В начале декабря в онлайн-кинотеатре Okko завершился первый сезон «Лихих» — криминальной драмы Юрия Быкова о кровавых 1990-х. Сегодня об этом периоде говорят на каждом шагу: в том числе «Слово пацана» с минимальным временным сдвигом и «Дети перемен». Рассказываем, почему проекту стоило выйти в другое время.
Егерь Павел Лиховцев (Артём Быстров) вместе с сыном собирает мёд на продажу и отстреливает медведей. Работа не особо прибыльная, но подворачивается шанс: переехать в Хабаровск и получить халтуру по дружбе. Недолго думая, мужчина перевозит семью и становится водителем необычных пассажиров — местных бандитов, которые тащат его в кровавый мир. В основу «Лихих» легла судьба киллера Павла Тихомирова и его сына Евгения, работавших на ОПГ «Общак». В своё время под группировкой находился весь Дальний Восток. Сериальный Тихомиров, которого переименовали в Лиховцева, повторяет биографию прототипа, однако мягчеет характером. Хотя говорить о мягкости киллера — дело специфическое.
Сценарист Олег Маловичко, знакомый многим по сериалу «Трасса», строит сюжет вокруг взаимоотношений отца с сыном: Женя Лиховцев (Савелий Кудряшов) невольно становится напарником отца в его первом преступлении, после чего горит в бреду, сопровождаемый галлюцинациями в виде трупов. Позднее сын будет настолько волноваться за родственника, что станет полноценным винтиком этого мира. Однако «Лихие» — не тру-крайм или экранизация книги, как «Слово пацана», это выбор между добром и злом, чётко разделённый на чёрное и белое.
Сначала кажется, что старший Лиховцев — жертва, вынужденная перевезти семью в Хабаровск из-за желания повысить уровень жизни. В деревне сахар стоит дороже мёда, а дети вздыхают от однообразия еды и её количества. Герой переступает через мораль, чтобы защитить себя и семью. Однако роскошная жизнь не может оставить его равнодушным: за одним преступлением следует череда других. А убивать становится не так уж сложно — совесть сдалась и больше не мучает. Однако практически ни один из героев не вызывает сочувствия, как бы не старалась команда. И вот непонятно: то ли это действительно чёткое деление на чёрное и белое, где зло неимоверно отталкивает, то ли не такая уж проникновенная драматургия.
Скажем прямо: «Лихие» — один из самых скучных новых российских сериалов о 1990-х. Единственная его фишка — взросление героев. Мы видим, как Женя Лиховцев становится зрелым парнем, которому, как и в детстве, приходится решать — подвести отца или совесть. С этим связано и увеличение каста: некоторых персонажей играют двое или трое актёров. Иногда это смотрится гармонично, иногда — нет. Того же Женю показывают в трёх канонических ипостасях: детстве, юности и зрелости. При этом его переход от Савелия Кудряшова к Егору Кенжаметову выглядит резким: из нежного и ранимого мальчика вырастает бугай с короткой стрижкой. Понятно, что он всё ещё боится убивать и делает это с трудом, но суть не меняется.
Немного смущает и современная линия: Евгений Ткачук в образе Жени ворует сына-астматика Пашу (Вадим Филипченков) у бывшей жены (Полина Максимова). Это сюжетная часть перемешивается с прошлым и несёт в себе концепцию показать трагедию одной семьи и неизменность человеческой натуры. Одновременно она становится слегка бестолковой и лишней: на протяжении почти что всех серий Ткачук везёт Филипченкова подальше от матери, а та бежит за ними вместе с бывшим полицаем Игорем Кармазовым (Гела Месхи), который без спроса врывается в её квартиру и говорит, что засадит Лиховцева обратно в тюрьму.
Отсутствие адекватной динамики касается всего сюжета. На протяжении восьми эпизодов герои будто не двигаются с места, несмотря на взросление и старение. Старший Лиховцев мгновенно становится жёстким убийцей и все эпизоды отстреливает неугодных, пытаясь сделать из сына «настоящего мужчину». И так серия за серией. Во время просмотра «Слова пацана» зритель сопереживал персонажам, отчего проект то и дело обвиняли в романтизации. В отношении «Лихих» подобных речей не поступало. Сами актёры говорят о сериале, как о жёсткой драме на грани, но даже в том же проекте Крыжовникова накал был больше. «Лихим» не хватает микроисторий, к которым зритель сможет подключиться сердцем.
Одно из главных достоинств проекта — кинематографичность. Так, как снимает последствия жестокости Быков, — не удаётся никому. Пульсирующая из черепа кровь, перестрелка через пуленепробиваемое стекло, когда герой просовывает пушку сквозь единственный треск в лобовом стекле и молниеносно лишает жизни всех пассажиров, обливание бензином живых людей или зашивание огнестрельных ран прямо в ванной. Это действительно страшно. Но на этом всё.
Первый сезон «Лихих» заканчивается на полуслове — причём невнятном. Видно, что ребята хотели выкатить единое полотно в 16 серий, но ради продолжения хоть какого-то хайпа показали миру лишь половину. Хочется ли ждать продолжения? Не то чтобы. «Лихим» нужно было выйти в другое время — явно не в конце 2024 года.